ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Теория социального действия Институт культурологии и музееведения Кафедра истории, истории культуры и музееведения (отделение: межкультурные коммуникации) Реферат По дисциплине «Социокультурная антропология» на тему Структурный функционализм Т. Парсонса и интерпретативная антропология К.Гирца Исполнитель: Меркурьева Любовь Студент группы: 13312(о) Научный Руководитель: Гертнер Светлана Леонидовна Москва Содержание 1. Введение……………………………………………………………………3 2. Т. Парсонс…………………………………………………………………4 I. Теория социального действия…………………………………………...4 II. Трактовка культуры в контексте теории социального действия……..10 3. Интерпретативный подход К.Гирца……………………………………11 4. Сравнительный анализ…………………………………………………. 5. Заключение 6. Список литературы Введение Существует огромное количество концепций культуры. Однако универсального подхода к ее изучению выделено не было. Концепция культуры является одной из основополагающих проблем социокультурной антропологии, а сам термин «культура» - базовым для культурологии. Нельзя сказать, что если одни подходы теряют свою актуальность, то они были в корне неправильными. Не могут быть одни концепции более «научными» или более правильными. Выбор какого-либо подхода зависит от условий изучения проблемы и от исторических факторов. Каждый подход делает акцент на определенную характеристику, особенность культуры – диалогичность, память, социальные институты, потребности человека, символы и т.д. Также важно обратить внимание на определение слова «культура» и количество его определений. В связи с этим можно установить сложность феномена культуры, его многоплановость. В настоящее время проблема подхода к изучению культуры является актуальной: появляются новые подходы и концепции, которые могут наиболее достоверно отразить окружающую нас действительность. В данной работе будут рассмотрены два подхода – структурно-функциональный и символический, что будет соответствовать цели самой работы. В качестве задач выступают: 1) рассмотрение структурно-функционального подхода, предлагаемого Толкоттом Парсонсом; 2) изучение теории социального действия; 3) знакомство с интерпретативным подходом и его приверженцем – Клиффордом Гирцем; 4) осуществление сравнительного анализа данных подходов. Объектом нашего исследования выступает понятие культуры, предметом – интерпретативный и структурно-функциональный подходы к изучению данного понятия. В качестве источников будут использованы работы самих ученых, Т. Парсонса и К. Гирца – «Система современных обществ» и «Интерпретация культур». Степень разработанности проблемы очень высока. Как уже говорилось выше, в рамках культурологии и антропологии зародилось большое количество подходов к изучению культуры, среди них – эволюционизм, функционализм, диффузионизм, структурализм, герменевтика, синергетика и другие. Каждый представитель любого из вышеперечисленных направлений вносил существенный вклад в рассмотрении проблемы. Методы, использованные для написания данной работы, следующие: автобиографический метод, контент-анализ, даихронический метод (изучение подходов Т. Парсонса и К. Гирца), сравнительный анализ, классификация, метод обобщения. Т. Парсонс Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и основатель школы структурно-функционального анализа в контексте своей теории. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето. Известные работы Т. Парсонса: "Структура социального действия" (1937), "Социальная система" (1951), "Семья, социализация и интерактивный процесс" (1955), "Социальная структура и личность" (1964), "Социальная: эволюция и сравнительные перспективы" (1966), "Социальная теория и современное общество" (1967), "Система современных обществ" (1968), "Система современных обществ" (1971), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977), "Теория действия и человеческое состояние" (1978). Т. Парсонс выделяет три науки, которые призваны изучать существование человека в обществе, - антропологию, психологию и социологию. По мнению Парсонса, границы исследований антропологий замыкаются на изучении культурных систем, определяющих взаимодействие людей. Проблемное поле психологии ограничено изучением духовного компонента действий человека как индивида. И последняя наука, социология, должна исследовать социальные системы коллективных действий людей. Изучение общества должно происходить с помощью структурно-функционального анализа. Теория социального действия В качестве первичной единицы структурно-функционального анализа общества Т. Парсонс предложил "элементарное социальное действие". Таким образом, его подход получил известность как теория социального действия. В отличие от физического и биологического действий человека, социальное действие опирается на систему общепринятых норм и ценностей, представлений и традиций. Социальное действие состоит из следующих элементов: 1. действующее лицо ("actor"): индивиды и социальные группы; a) «эго» - субъект действия b) «альтер» - объект действия 2. цель действия: бывают произвольными, случайными или осознанными, выбранными; 3. условия и средства действия; 4. нормативные предписания Социальная роль в понимании Т. Парсонса представляет собой набор функций, которые осуществляет каждое действующее лицо в силу занимаемой им социальной позиции при конкретных условиях. Ожидание от другого выполнения данной роли именуется «установкой». В процессе взаимодействия участников социального действия может происходить социальное напряжение (эмоциональное, интеллектуальное, нравственное), которое вызвано несовпадением установок действующих лиц. Социальное напряжение будет слабее, если действующие лица имеют общие цели и нормативные ориентации. В процессе социального взаимодействия Т. Парсонс предлагал различать пять образцов альтернативных установок субъекта: § эффективность (установка на получение эмоционального удовлетворения) - нейтральность (установка на контроль своих эмоциональных проявлений); § ориентация на себя (установка на решение личных проблем) - ориентация на коллектив (установка на решение общественных проблем); § универсализм (установка на использование общепринятых норм и стандартов) - партикуляризм (установка на учет конкретных условий); § ориентация на достигнутое (установка на естественные характеристики объекта) - ориентация на предписанное (установка на характеристики исполнения объектом социальной роли); § специфичность (установка на одностороннее взаимодействие с объектом) - диффузность (установка на многосторонность взаимодействия с объектом). В любой ситуации социального взаимодействия его участник должен учитывать одну из каждой пары этих установок. Т. Парсонс демонстрирует это на примере взаимодействия врача с пациентом. Установками действия врача должны быть: эмоциональный нейтралитет, ориентация на коллектив, универсализм, ориентация на достигнутое, специфичность. Между различными социальными субъектами в обществе происходит постоянный процесс взаимодействия. Такой процесс Т. Парсонс определил как целый комплекс социальных действий, под которыми он понимал устойчивые и повторяющиеся действия. Феномен социальных действий возник по причине образования в обществе институтов. Первоначально взаимодействие субъекта и объекта социального действия подчинялось воздействию потребностей и ориентации на культурные образцы поведения. В результате согласования действий возникают определенные нормы поведения, которые регулируют в дальнейшем связи между индивидами или социальными группами. В качестве связующего звена между субъектом и объектом взаимодействия выступают социальные институты. Именно они определяют конкретное содержание социальных действий в будущем. Таким образом, складывается социальная система. Парсонс обозначил структуру социальной системы, включающей: 1) социальную 2) органическую 3) личностную систему действующих субъектов, обладающих потребностями, ориентированных на ценности и цели; 4) культурную систему с ценностным, нормативным и статусно-ролевым содержанием, состоящим из представлений, верований и символов; Каждый компонент социальной системы представляет собой внутренне структурированную систему действий, осуществляемую одним, несколькими или сколь-угодно большим множеством индивидов. Также каждому компоненту соответствуют определенные институты, социальные функции и потребности, что можно видеть из таблицы 1. К основным функциям общества Парсонс относит: 1) функцию адаптации - приспособление к внешней окружающей среде; 2) функцию целедостижения - удовлетворение личных потребностей; 3) функцию интеграции - обеспечение бесконфликтных отношений; 4) функцию поддержания - воспроизводство структуры и снятие напряженности. Таблица 1. Системы социального действия | Социальные функции | Определяющие факторы (потребности) | Социальные институты | Социальная | Интеграция | Социальные роли | Правовые | Органическая | Адаптация | Материальные потребности | Экономические | Личностная | Целедостижение | Личные мотивы | Политические | Культурная | Поддержание | Ценностные ориентации | Семейные, образовательные, моральные, художественные, религиозные | Т. Парсонс отмечал, что системы социальных действий осуществляют между собой обмен действиями через "символических посредников". Так, символическим посредником между органической и личностной системами является удовольствие, между органической и социальной - деньги, между органической и культурной - влияние, между личностной и социальной - власть, между личностной и культурной - ценностные приверженности, между социальной и культурной - эмоции. Всеобщим эквивалентом обмена между всеми системами он объявлял язык. Американский социолог разделял понятия "социальная система" и "общество". По Т. Парсонсу общество – это особый тип социальной системы, достигшей "самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению", что обеспечивает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Общество, согласно теории социального действия, представляет собой не совокупность людей, а систему, достигшую высокого уровня упорядоченной и урегулированной совместной жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Типологию общества Т. Парсонс строит в соответствии с такими образцами установок социальных взаимодействий, как универсализм и партикуляризм, достигнутое и предписанное. Соединение этих двух пар критериев позволило ему выделить четыре типа общества. Первый тип | общество универсального образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижению успеха. Функционирование такого типа общества определяется инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Образцом такого типа общества провозглашается США. | Второй тип | общество универсального образца предписания, которому свойственны тенденция к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих населению ценности и нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности, и жесткий социальный контроль. Статусные и ролевые характеристики людей определяются в зависимости от результатов коллективных действий. Пример такого типа общества - Советский Союз и фашистская Германия. | Третий тип | общество партикуляристского образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижениям в некоторых сферах жизнедеятельности. Экономика такого типа общества является, как правило, монокультурной. Статусные и ролевые характеристики людей определяются семейными и общинными связями. Историческим примером такого типа общества может служить Древний Китай. | Четвертый тип | общество партикуляристского образца предписания, в котором отсутствует ориентация на достижения, предписания имеют ограниченный характер, а населению свойственно пассивное и даже негативное отношение к труду. Статусные и ролевые характеристики людей определяются традиционным образом жизни и установившимся режимом диктатуры. Типичным примером такого типа общества являются страны Латинской Америки. | Т. Парсонс считал, что люди должны стремиться к продолжительному стабильному состоянию общества. О нарушении этого состояния свидетельствуют возникающие конфликты и противоречия. Чтобы достичь социального равновесия, необходимо, во-первых, согласовать функционирование всех систем социального действия; во-вторых, удовлетворить потребности большинства членов общества; в-третьих, добиться эффективности социальной интеграции, социализации и социального контроля. В процессе социализации через усвоение языка, традиций, духовных ценностей и других культурных элементов действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли и приобщается к культуре. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие. К главной функции социального контроля относится предотвращение отклонения от принятых норм поведения и культурных образцов и обеспечение тем самым четкости выполнения ролевых ожиданий. Социальный контроль может реализовываться посредством санкций и ритуалов, насилия и принуждения, через семейные и образовательные институты, через влияние политических институтов и лидеров социальных групп. Если механизмы социального контроля не срабатывают, то в обществе начинают происходить социальные изменения, которые могут привести к хаосу и дисгармонии. К основным источникам возможных социальных изменений Т. Парсонс относил такие, как "отклоняющееся поведение", социальные конфликты, негативное воздействие систем образования, науки, морали, искусства, религии. |