Оптовая торговля как субъект коммерческой деятельности КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Организация и управление коммерческой деятельностью» на тему: Оптовая торговля как субъект коммерческой деятельности Студентки 3 курса Цыганет Ксении Васильевны Группа: ТВБ-31 Шифр ТВБ-ОП-01-13-008 Руководитель: канд.экон.наук, доцент Архипенко Т.С. Оценка после защиты_____________ Состав комиссии: ________________________________________ подпись Ф.И.О. ________________________________________ подпись Ф.И.О. ________________________________________ подпись Ф.И.О. Дата защиты____________________________ Новосибирск 2015 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 1. Теоретическая сущность и содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле……………………………………………….. 1.1. Характеристика оптовой торговли 1.2. Становление оптовой торговли в плановой и рыночной системе хозяйствования………………………………………… 1.3. Функции и значение оптовой торговли……………… 2. Характеристика основных субъектов оптовой торговли ………. 2.1. Формы организации оптовых предприятий……………. 2.2. Виды оптовых структур на российском рынке…………… 2.3. Субъекты оптовой торговли и их решения……………… 3. Основные факторы развития оптовой торговли РФ……………… 4. Развитие оптовой торговли в РФ в статистических таблицах и диаграммах Введение. Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности. Это обусловливается теми радикальными преобразованиями, которые произошли на товарных рынках ряда европейских стран на рубеже 60-70 годов прошлого века, когда приоритет во взаимоотношениях сторон по купле-продаже был перенесен с производителей (поставщиков) на покупателей. Теперь покупатель становится главным действующим лицом на рынке, а продаваться стал не только сам товар, но и удобства по его приобретению, которые в полном объеме способны предложить лишь крупные оптовые организации в силу своего профессионализма и функциональной специализации. У нас в стране на современном этапе развития рыночных отношений осуществление подобных функций оптовой торговле не под силу вследствие ее деформированного состояния в результате проведенных в 90-годах прошлого века непродуманных, без достаточного теоретического обоснования и правового обеспечения преобразований. Из единой целостной системы она в одночасье превратилась в хаотичную и неуправляемую массу множества мелких и средних (за небольшим исключением) «фирмочек» без необходимой материально-технической базы, с числом работающих в несколько человек и различного рода посредников (комиссионеров, агентов, дилеров и пр.). Серьезную опасность представляет и стихия, царящая на оптовом рынке страны (беспорядочное размещение оптовых организаций, диспропорциональность функциональных видов, огромное количество посредников и перекупщиков, а также «перерождение» оптовой торговли – большинство ее субъектов занимается не реальным продвижением товаров, а многократной их перепродажей, осуществлением других «выгодных» им операций, дающих быструю прибыль и не требующих каких-либо ощутимых материальных затрат). При этом такая направленность деятельности оптовой торговли с каждым годом приобретает все более ярко выраженную тенденцию. Такое состояние оптовой торговли сегодня дорого обходится обществу – значительный рост торговых наценок и цен, замедление товарооборота, ухудшение качества товаров, проникновение на рынок опасной, некачественной продукции и пр. Наличие оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью. Коренное изменение претерпевают и целевые ориентиры развития оптовой торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения. Таким образом, значение и актуальность, рассматриваемой в настоящей работе темы очень высоки, что и определило тему исследования. Предметом исследования является оптовая торговля, как важнейший сектор рыночного распределения и продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения. Используемый метод исследования предложенной темы - аналитический. Цель работы: изучить тему развития оптовой торговли как субъекта коммерческой деятельности. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач: 1. Изучить теоретическую основу сущности и задач коммерческой деятельности в оптовой торговле. 2. Охарактеризовать основные субъекты оптовой торговли. 3. Выявить основные факторы развития оптовой торговли РФ. 4. Представить развитие оптовой торговли в РФ в статистических таблицах и диаграммах. Среди авторов, активно занимающихся вопросами проблемы оптовой торговли исследуются известными кандидатами экономических наук Ж.П.Шнорр, Р.П.Мешечкина, В.В.Лазарев, а также работа опирается на труды отечественных и зарубежных ученых как В.А. Абчук, Ю.А. Аванесов, Е.В. Васькин, Л.В. Балабанова, О.Э. Башина, П.И. Вахрин, Я.И. Гандштак, Р.З. Гуз, М.М. Дарбинян, А.С. Дзуцев, В.Г. Клейникова, Ф.А. Крутиков, А.Ф. Малков, А.П. Мищенко, Л.В. Осипова, В.К. Памбухчиянц, Ф.Г. Панкратов, Ф.П. Половцева, К.А. Раицкий, Б.А. Райзберг, В.И. Рогач, Т.К. Серегина, М.И. Синяева, Б.И. Синецкий, В.А. Чернов, И.Ф. Шерр. Теоретическая сущность и содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле. Характеристика оптовой торговли С позиции предприятия производителя оптовая торговля является важным звеном дистрибьюции, которая может и решает его маркетинговые задачи. С позиций маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Располагаясь обычно в крупных населенных пунктах (городах), оптовые компании также хорошо знают потребности конечных покупателей. Поэтому они самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле. Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг: реклама в месте продажи, организация мероприятий по стимулированию продаж, доставка товара, предпродажная подготовка, в том числе фасовка и упаковка товара под торговой маркой розничного предприятия или розничной сети. На рынке технически сложных товаров оптовые компании организуют, при поддержке производителей, сервисные центры. А поскольку деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, то задача оптового звена системы сбыта состоит в формировании минимальной оптовой наценки (за счет рационализации торгово-логистических операций) или в предании товару дополнительных ценностей для покупателя, который воспримет установленную цену как справедливую. Решение проблемы удовлетворения интересов производителей, с одной стороны, розничной торговли и конечных покупателей, с другой стороны, привело к многообразию методов и формы оптовой торговли. - по широте ассортимента: 1) ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований); 2) ассортимент ограниченный (< 1000 наименований); 3) ассортимент узкий (< 200 наименований); 4) ассортимент специализированный; - по способу доставки: 1) доставка своим транспортом; 2) продажа со склада (самовывоз); - по степени кооперации 1) горизонтальная кооперация для совместных закупок и организации оптовых рынков; 2) вертикальная кооперация для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынок конечных потребителей; - по отношению к системе сбыта: 1) эксклюзивная система сбыта: производитель предоставляет лицензию на торговлю 2) по условиям франчайзинга; 3) селективная система сбыта: дистрибьюторские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями; 4) интенсивная система сбыта: работа одновременно со всеми посредниками; - по размеру оборота: 1) крупные оптовики; 2) средние оптовики; 3) мелкие оптовики; С точки зрения организации оптовой торговли существует три общей категории: - оптовая торговля производителей; - оптовая торговля предприятий-посредников; - оптовая торговля, осуществляемая агентами и брокерами. Оптовая торговля осуществляется производителями с помощью собственных органов сбыта, для чего создается дочерняя оптовая компания. Однако деятельность такой компании будет оправдана в случае достаточности объемов и ассортимента производимой продукции. В противном случае функции оптовой торговли целесообразно передать независимым компаниям. Независимые оптовые компании организовываются в соответствии с приведенной выше классификацией в зависимости от требований розничной торговли и собственных возможностей. Становление оптовой торговли в плановой и рыночной системе хозяйствования Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника. Оптовая торговля выполняет посредническую роль между производством и розничной торговлей. Процесс обращения товаров во многих случаях складывается из двух стадий оптовой и розничной реализации. Оптовый товарооборот по своей экономической сущности представляет собой процесс продажи товаров производственными или торговыми (оптовыми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления. На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной экономической функции торговли — доведения товаров от производства до потребителей с целью удовлетворения их платежеспособного спроса и получения собственной прибыли. В период плановой, административной системы управления народным хозяйством в стране существовала разветвленная система оптовых контор, баз, холодильников, государственной торговли, размещенных преимущественно в республиканских, краевых и областных центрах и осуществлявших оптовую реализацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров. Потребительская кооперация в широких масштабах вела внутрисистемную оптовую торговлю через оптовые базы и склады потребительских обществ, райпотребсоюзов, областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюза СССР. Оптовые предприятия этого периода представляли собой главенствующие звенья торговой отрасли, осуществлявшие функции централизованного распределения товарных ресурсов, планового прикрепления покупателей к поставщикам, директивного установления уровня оптово-сбытовых и дополнительных скидок, доли торговых скидок в пользу опта, а также определявшие пути и звенность товародвижения и другие важные элементы торговой деятельности. Работе оптовых баз дорыночного периода были присущи такие черты, как административная гарантированность оптового сбыта основной массы товаров при отсутствии какой-либо конкуренции между оптовиками, независимость опта от розничной торговли и его главенствующая роль в поставках товаров как держателей товарных ((зондов. Рыночные условия превратили оптовые предприятия в равноправного субъекта рыночных отношений, вынужденного искать свою нишу на товарном рынке на основе принципов и методов маркетинга. Однако к новой роли в условиях рынка государственная и кооперативная оптовая торговля оказались совершенно неподготовленными. В связи с этим последовал распад единой системы государственной оптовой торговли, преобразование государственных оптовых контор и баз в предприятия с различными формами собственности и различных организационных структур, • разрушение сложившихся внутрисоюзных хозяйственных связей, привычных схем товародвижения, традиционных форм и методов оптовой торговли. Оптовая торговля потребительской кооперации, как и сама система, оказались в кризисном состоянии — многие базы были ликвидированы, утратили свою роль организаторов снабжения розничной сети. Чтобы выжить в условиях рынка, оптовые предприятия были вынуждены не только существенно изменять свои функции и методы оптовой деятельности, но и заняться новой для них деятельностью (розничной торговлей, производством, сдачей складских помещений в аренду и т. п.), менять сложившуюся товарную специализацию, административно-территориальные рамки сфер приложения своих сил, внедрять новые формы организации оптовой торговли — оптовые объединения, фирмы, ассоциации, оптовые посредники и т. д. Совершенствование оптовой торговли в рыночных условиях, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливают стимулы к производству, способствуют решению проблем, восстановлению федеральных и региональных хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внутренней торговли страны. Функции и значение оптовой торговли В недалеком прошлом в отечественной экономической науке понятие «оптовая торговля» теоретически определялось как форма планового распределения ресурсов в народном хозяйстве и организация продажи продукции предприятиям с широким использованием товарно-денежных отношений. Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения была определена как форма планового распределения материальных ресурсов, основанная на государственном плане развития народного хозяйства. Рыночные трансформации экономики изменили и содержание оптовой торговли как экономической категории. В учебниках по маркетингу категория «оптовая торговля» определяется как «любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования»[6]. При этом целесообразность наличия оптового звена товародвижения обосновывается тем, что оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Эта эффективность достигается тем, что, во-первых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга; во-вторых, даже располагая достаточным капиталом, производитель скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли; в-третьих, эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений; в-четвертых, розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей. Отрасль оптового распределения выдержала испытание временем и надежно функционирует во всем мире благодаря своей роли посредника в реализации товаров, производимых предприятиями промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Каждому производителю невозможно иметь собственную сеть снабженческих и рыночных организаций, поскольку тогда для покрытия издержек по реализации надо значительно повысить стоимость продукции. Оптовики своим знанием потребностей региональных рынков доказали, что могут успешно выполнять снабженческие функции по приемлемым для потребителя ценам. Сегодня отрасль оптового распределения продолжает свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы и технологии, столь успешно применяемые в промышленности. Это позволяет оптимизировать все производственные и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами учета товаров, работающих в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйства, где успешно используется компьютерная и другая техника. Исследования, проведенные Американской Национальной ассоциацией дистрибьюторов, неопровержимо свидетельствуют о росте этой тенденции.[7] Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются полноправными членами деловой общности в каждом регионе. Многие из них территориально располагаются близ главных магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вокруг морских портов и аэропортов. По отношению к клиентам покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции: · оценка потребностей и спроса; · преобразование промышленного ассортимента в торговый; · хранение товарных запасов; Ф кредитование; · концентрация товарной массы; · информационное и консалтинговое обслуживание. По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли должны состоять в следующем: · концентрация коммерческой деятельности; · поддержка процесса перехода прав собственности на товар; · инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; · минимизация коммерческого риска; · маркетинговое обслуживание. От того, как оптовые звенья будут выполнять, указанные функции, в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по доставкам товаров. Целями развития оптовой торговли в рыночной экономике являются: 1) создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков; 2) обеспечение снижения издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране; 3) мобилизация денежных ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения. Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов заключается в том, что оптовая торговля предоставляет следующие преимущества для производителей:[8] · разгружает органы сбыта. Нет нужды оформлять множество накладных, счетов, проводок по бухгалтерским книгам и писем-напоминаний. Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества предприятий розничной торговли поставки осуществляются только в адрес небольшого количества крупных предприятий оптовой торговли; · снижает колебания загрузки производственных мощностей. Оптовый торговец делает заказы на несколько месяцев вперед, поэтому предприятие-производитель может осуществлять долгосрочное планирование. Тем самым загрузка производственных площадей становится равномернее, а производство — рациональнее, снижаются издержки производства; · снижается риск, связанный с хранением продукции на складе. У производителя имеется возможность отгрузки товаров, заказанных оптовым торговцем, немедленно после их изготовления; · финансовые преимущества состоят в том, что, как правило, оптовый торговец производит оплату в короткие сроки с использованием скидки при платеже наличными авансом или давая обязательства по векселям. Тем самым производитель получает необходимые свободные средства для продолжения своего производства. Наличие каналов оптового товародвижения предоставляет значительные выгоды для розничной торговли: · облегчается организация закупок. Из большого количества предложений производителей оптовый торговец отбирает самые выгодные, сводит их в один заказ, и тем самым облегчает выбор розничному торговцу; обеспечивается срочность и малый объем поставок. Розничный торговец может в любое время запастись товарами в кратчайший срок и в произвольно малых количествах. Отпадает необходимость содержания больших складских запасов и снижается риск; · обеспечивается кредитная помощь. Опыт многолетних деловых связей дает оптовому торговцу возможность оценить кредитоспособность розничного торговца и оказать ему соответствующую кредитную помощь; · оказывает сервисные услуги по организации продаж товаров. Формы организации оптовых предприятий Особенности развития внутренней торговли и необходимость решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах, развитие региональных, межрегиональных и федеральных хозяйственных связей в сфере оптовой торговли предопределили следующие перспективные формы организации оптовых предприятий: 1) крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов (оптовые предприятия первого уровня); 2) оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия второго уровня). Покупателями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации второго уровня, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия. На основе деятельности оптовых предприятий первого уровня формируются структуры каналов товародвижения для крупных российских производителей и создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок хорошо зарекомендовавших себя отечественных поставщиков товаров. К числу межрегиональных предприятий могут быть отнесены те из них, которые в силу географических особенностей страны осуществляют досрочный завоз товаров (в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и др.) в целях организации бесперебойного снабжения населения этих регионов необходимыми для их жизни товарами. Виды оптовых структур на российском рынке.
К первой группе предприятий следует отнести также оптовые структуры, сосредоточенные в исторически сложившихся центрах производства таких товаров, как текстиль, хрусталь, керамика и т. п. Поскольку развитие производства в этих регионах неравномерно, оптовые структуры должны обеспечивать требуемую ритмичность процесса товародвижения. Оптовые структуры федерального уровня должны выступать гарантами государственной стабильности потребительского рынка. На их основе могут формироваться крупные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения. В связи с особенностями их деятельности товарный ассортимент этих оптовых структур должен формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потребностей в товарах труднодоступных территорий (закупка по государственным контрактам). Однако основным звеном оптовой торговой системы должны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. Эти оптовые организации закупают товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны и доводят до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. К ним относятся дистрибьютеры. Дистрибьютер — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции и оказывающая маркетинговые и посреднические услуги. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Наряду с независимыми оптовыми структурами в стране должны функционировать так называемые зависимые региональные оптовые структуры, которые создаются в виде сбытовых подразделений местных промышленных предприятий, оптовых предприятий потребительской кооперации, оптовых структур местных крупных розничных организаций и др. Помимо оптовых предприятий первого и второго уровней, а также указанных выше различных оптовых торговых систем и организаций, действующих как самостоятельные хозяйствующие субъекты и осуществляющих полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар, на товарном рынке страны действуют еще два вида посреднических оптовых структур (оптовых посредников): - посреднические оптовые структуры, осуществляющие свою деятельность, как правило, без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, дилеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.); - организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций с товарами, но предоставляющие необходимые услуги для их проведения {оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др,). В условиях рыночной экономики в сфере оптовой деятельности самостоятельное значение приобретают оптовые посредники. Рассмотрим оптовую деятельность некоторых из них. 1) Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. 2) Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на обширной бирже. Действует по поручению и за счет клиентов» получая от них за это вознаграждение в виде маржи. 3) Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг. Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции и др. Интеграция и специализация оптовых посреднических структур сопровождается организацией складского обслуживания, развитием складской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой. Опыт деятельности зарубежных оптовых посредников показывает, что приоритетное место в их работе занимают дополнительные услуги, особенно логистического и транспортно-экспедиционного характера, объем которых постоянно возрастает. Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия, Основная задача этих структур — создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности. Из указанных выше трех видов оптовых структур основными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные оптовые предприятия (организации), специализированные на оптовой торговой деятельности. Они могут реализовывать как отдельные группы товаров, так и товары универсального ассортимента, а также использовать различные методы оптового обслуживания клиентов и предоставлять им оптовые услуги разных видов. На долю этих оптовых структур может приходиться примерно 50—60% оптового товарооборота потребительских товаров Кроме перечисленных основных видов оптовых структур мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:[6] 1) торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями цен; 2) торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью; 3) оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя: — оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев и также предоставляет им обширный сервис; — оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар; 4) оптовая торговля «Саsh-аnd-Саггу» с оплатой наличными до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по методу самообслуживания). Данный вид оптовых продаж осуществляется постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по методу самообслуживания. Оплата товара осуществляется за наличные (саsh), клиент осуществляет погрузку и вывоз товара (саггу) самостоятельно (самовывозом). Например, розничный торговец может ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают рестораны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.; 5) оптовая торговля со стеллажей (Rасk Jоbbег). Крупные предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет его ассортимент. По ассортименту различают следующие виды оптовой торговли: 1) оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например, оптовая торговля продовольственными товарами; 2) специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю широкий выбор товаров. Субъекты оптовой торговли и их решения Субъектами самостоятельных оптовых предприятий оптовой торговли выступают: 1. Оптовые торговцы коммерческого типа. Они, как отмечалось, торгующих товарами на правах их владельцев. Перечень общих функций, которые они при этом выполняют, может быть разным. Поэтому по этому признаку оптовых торговцев разделяют на следующие группы: а) оптовые торговцы с полным циклом обслуживания (доставка товаров, их хранения, обслуживания клиентов и т.д.); б) оптовые торговцы с ограниченным циклом обслуживания (они выполняют определенный набор функций). 2. Оптовые торговцы комиссионного типа. Они не приобретают прав собственности на те товары, реализацией которых занимаются, а работают за комиссионное вознаграждение, зачастую устанавливается от стоимости того товара, который реализуется. Довольно часто торговцев комиссионного типа называют брокерами и агентами. При этом торговцы-комиссионеры - это не обязательно оптовые торговцы (так, риелторы являются посредниками комиссионного типа, но они зачастую продают отдельно взятые объекты (квартиры) отдельным покупателям). 3. Оптовые подразделения компаний - производителей продукции. Эти подразделения могут иметь такие, например, названия - торговый дом, торгово-оптовый центр, торговый центр и т.д. они полностью контролируются компанией-производителем, не являются независимыми, самостоятельными торговыми организациями. Создание или не создание таких структурных подразделений является собственным решением компании-производителя и определяется рядом моментов, среди которых может быть желание контролировать оптовое звено в маркетинговом канале, создание соответствующей мотивации сотрудников, занимающихся сбытом продукции.
Решения, принимаемые оптовыми торговцами В последние годы оптовики начали ощущать усилие конкуренции. Они столкнулись с новыми ее источниками, требовательными покупателями, новыми технологиями, ростом количества программ прямых закупок со стороны крупных промышленных, организационных и розничных покупателей. Как следствие, им приходится разрабатывать соответствующие стратегии реагирования. Одним из основных направлений стало повышение эффективности использования основных средств, улучшение работы с товарами. 1) Решения, связанные с целевым рынком Оптовые торговцы должны определить, с каким рынком работать в первую очередь, и не пытаться обслужить всех. Целевую потребительскую группу можно выбирать, исходя из размеров (например, только крупные розничные торговцы), типа покупателей (только небольшие продовольственные магазины), потребности в услугах (покупатели, которым необходим кредит) или других критериев. Внутри целевой группы оптовик может выделить наиболее выгодных для себя клиентов и соответственно разработать для них заманчивые предложения. Таким клиентам можно предложить системы автоматизации повторных заказов, организовать курсы для обучения руководства и предложить консультационные услуги, стать спонсором добровольной сети. Одновременно с этим оптовик может постепенно расстаться с менее привлекательными покупателями, потребовав от них увеличения объемов закупаемых партий или увеличив цену на небольшие партии. 2) Решения, связанные с ассортиментом товаров и услуг Товар оптовика - это его ассортимент. Оптовые торговцы вынуждены увеличивать количество наименований предлагаемых товаров и иметь на складе достаточное их количество, чтобы осуществить немедленную поставку. Но затраты на хранение огромных запасов могут свести всю прибыль к нулю. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товара им заниматься, и все чаще останавливаются только на тех из них, что приносят прибыль. Они также изучают роль тех или иных услуг, а построении устойчивых взаимоотношений с покупателями, выявляют те, от которых следует отказаться. 3) Решения, связанные с ценообразованием Для того чтобы покрыть свои издержки, оптовики устанавливают определенную наценку на продаваемые товары, скажем, 20% . Затраты оптовика могут достигать 17% от стоимости товара, так что прибыль компании составит 3%. В оптовой торговле продуктами питания прибыль оптовика обычно не превышает и 2%. В оптовой торговле сейчас начинают применять новые методы ценообразования. Некоторые компании специально урезают свою прибыль по некоторым товарным группам, чтобы завоевать новых покупателей. Они могут обратиться к поставщику с просьбой, установить низкую специальную цену, если при этом у них есть возможность повысить общий объем закупок у этого поставщика. 4) Решения, связанные с продвижением товаров В проведении мероприятий продвижения товаров оптовики полагаются в основном на собственный торговый персонал. Но при этом большинство из них считает, что сделка – это лишь беседа одного продавца с одним покупателем, а не командные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с ними, обслуживанию их запросов. А ведь оптовики могли бы выигрывать от использования некоторых методов построения имиджа компании, активно применяемых в торговле. Им необходимо разработать общую стратегию продвижения, включающую рекламу своей деятельности, стимулирование сбыта, паблисити. Кроме того, можно более активно использовать рекламные материалы и программы, предоставляемые поставщиками товаров. 5) Решения, связанные с местом Раньше предприятия оптовой торговли размещались в местах с низкой арендной платой и невысокими налогами. На обустройство складских помещений и офисов тратилось очень мало денег. Системы хранения и обработки заказов значительно отставали от уровня развития технологии того времени. Сегодня же оптовики используют автоматизированные склады, позволяющие экономить время и затраты на обработку заказов. 6) Ценовые решения. Для оптового торговца цена реализации формируется прежде всего с цены приобретения товара и торговой надбавки. Последняя должна покрыть расходы торговца и дать ему определенный доход. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Развитие оптовой торговли – это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями. По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией. Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством. Оптовая торговля готовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями . Предприятия оптовой торговли неотъемлемая часть любого современного рынка. Интересен тот факт, что эти компании и организации, по своей сути являются спекулянтами, то есть получают прибыль от перепродажи товара и в принципе, чем больше таких компаний – тем в итоге выше стоимость товара для конечного потребителя. Но, тем не менее, большинство участников торгового сектора относятся положительно к огромному количеству компаний, которые занимаются перепродажей товара. Связано это в первую очередь с тем, что оптовые компании, как правило, имеют развитую логистику и каждая такая компания обслуживает свой сегмент рынка. Более крупные компании перепродают товар более мелким и так до тех пор, пока товар не попадет в розничную точку продажи. Оборот оптовой торговли из-за большого количества игроков на рынке намного превышает розничный. В России в 2014 году оборот оптовой торговли составил 47 485 млрд. рублей, это на 5.2% больше чем в 2013 году. При этом необходимо отметить тот факт, что количество предприятий работающих в этой отрасли с каждым годом уменьшается, в 2014 году предприятий оптовой торговли насчитывалось 1 176 400, тогда как в 2013 их было 1 193 300. Уменьшение составило 1.5%.  Распределение оборота оптовой торговли по Федеральным округам РФ выглядит очень неравномерно. Около 53% всего оборота приходится на Центральный Федеральный округ. Объясняется это очень просто – именно здесь сосредоточены основные складские мощности крупных оптовых компаний, с которых идет отгрузка в другие регионы. Показатели оборота оптовой торговли по Федеральным округам РФ выглядят следующим образом: · Центральный Федеральный округ – 25.48 трлн. рублей. · Приволжский Федеральный округ – 5.46 трлн. рублей. · Северо-Западный Федеральный округ – 4.68 трлн. рублей. · Сибирский Федеральный округ – 3.58 трлн. рублей. · Уральский Федеральный округ – 3.47 трлн. рублей. · Южный Федеральный округ – 2.86 трлн. рублей. · Дальневосточный Федеральный округ – 1.39 трлн. рублей. · Северо-Кавказский Федеральный округ – 0.51 трлн. рублей.  Помимо организаций занимающихся непосредственно перепродажей товара, в оптовой торговле большое значение имеют товарные биржи. Товарная биржа по своей сути обычный оптовый рынок, на котором продаются определенные, так называемые биржевые товары. Биржевой товар – это продукция, которая имеет примерно одинаковое качество, вне зависимости от места производства. На начало 2015 года в Российской Федерации функционировало 5 товарных бирж. Крупнейшая из них – Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. В 2014 году оборот всех товарных бирж России составил 542 млрд. рублей. И хотя доля товарных бирж в обороте оптовой торговли незначительная, в 2014 году – чуть более 1% необходимо отметить, что с каждым годом этот показатель становится больше. Так по сравнению с 2009 годом, биржевой оборот вырос практически в 5 раз.  В марте 2016г. оборот оптовой торговли составил 4305,5 млрд.рублей, или 103,5% к соответствующему месяцу предыдущего года. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 30,4% оборота оптовой торговли. Таблица 1 |