МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблема объективности истины





Под объективностью истины понимается независимость содержания знания, верно отражающего объективную действительность, и от человека, и от человечества. Это философски архаичное и наивное положение исключает познавательную деятельность субъектов познания из ее результатов, по сути, понимает ее как «копирование», «фотографирование» и т.п. вещей, предметов материального мира. Сегодня познавательный процесс рассматривается как система интерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной конвенциями, знаковыми и предметными репрезентациями, всегда культурно-исторически обусловленными. Коль скоро объект познания в исследовании выступает в форме гипотезы или концепции (теории) объекта, то и истина выступает формой деятельности субъекта, характеристикой не только знания об объекте, но самого субъекта. Именно так и решает проблему М. Хайдеггер, считая основанием истины и знания самого субъекта. Субъект не сводим к гносеологическому и рационалистическому субъекту, обладая целостной и свободной природой, человек предопределяет условия возможности истины.

Таким образом, общезначимость истины как формы человеческого знания не существует безотносительно к субъекту познания. Во-первых, при возникновении нового знания истина в принципе не может быть общезначимой, персонально принадлежа ученому (группе исследователей); во-вторых, формализация, аргументация и обоснование знания в качестве достоверного всегда происходит по нормам, стандартам и правилам, разделяемым научным сообществом данной исторической эпохи. Истина – результат взаимодействия субъекта и объекта познания, поэтому в своем содержании она всегда несет как отпечаток ценностных ориентаций, вообще субъективности познающего субъекта, так и информацию об объекте познания.

Эссе

Известное высказывание К. Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание» давно уже стало хрестоматийным. Зачастую люди употребляют его, не полностью осознавая сущность данной трактовки бытийной обусловленности сознания.

Общественное бытие суть, в основе, материальная жизнь общества. Прежде всего, это хозяйственная деятельность людей, а также материальные отношения между людьми: семейные, производительные, экономические. Общественное сознание есть общее в сознании индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Основой этой общности является сходство в условиях общественного бытия данной группы людей. Вместе с тем, общественное сознание развивается по иной логике, чем житейское сознание индивидов, поскольку зависит от процессов в общественном (а не только в личном) бытии.

Вскрывая эту зависимость, К.Маркс писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение является одним из следствий основного социологического закона Маркса, и принимать его следует с той же оговоркой, а именно: оно действует как основная тенденция, но не тотально. Так же следует расценивать утверждение Маркса, что общественное сознание в своем развитии отстает от общественного бытия.

Сознание всегда выполняет две функции: отражательную (познавательную) и императивную (предписующую). В предметном общественном сознании господствует первая из них, а в общественном самосознании – вторая. Самосознание общества решает в первую очередь не задачи правильного отражения действительности, а задачи организации общества. Ведущей категорией здесь является не объективная истинность, а социальная ценность воззрений и убеждений на текущий момент. Иначе говоря, применяется не гносеологический, а прагматический критерий истины: политическая полезность.



Поэтому в политической идеологии всегда есть элементы мифотворчества и утопии, а порой в ход идут и откровенно фальшивые лозунги. Данная тенденция усиливается классовой неоднородностью общества. «Господствующими мыслями каждой эпохи являются мысли экономически господствующего класса», – писал К.Маркс. Но такой класс обычно составляет меньшинство населения. Его мысли нередко противоположны интересам большинства граждан, а порой – и объективным потребностям общества как целого. В результате, политическая идеология зачастую отражает действительность (по образному выражению Ф. Энгельса) в перевернутом виде, «как камера-обскура». На практике это нередко приводит к предательству интересов данного общества его «элитой».

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.