МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Неклассические концепции истины: когерентная, прагматическая и конвенциональная концепции





Теория когеренции(Д. Юм, И. Кант, логический позитивизм Р. Карнапа и О. Нейрата) исходит из факта системности научного знания, впрочем, как и всякого другого. В теории когеренции истина предстает как систематическая согласованность вновь выдвинутых положений с уже существующими и принятыми в качестве истинных. Подобная согласованность предпочтительнее логической непротиворечивости, поскольку не всякое утверждение, не противоречащее ранее принятым, может быть отнесено к истинным. Только положение, ставшее необходимым элементом целостной концепции (теории), может претендовать на достоверность. Определение истинности нового положения должно сопровождаться сопоставлением этого положения с системой других положений с целью выяснения их совместимости или несовместимости. «Целостность» теории в данном случае связывается с невозможностью удаления из нее какого-либо положения без разрушения самой теории.

Подобное понимание истины приводит к распространению ее свойств на саму теорию как систему, а не на ее отдельные положения. «Целостность» приобретает абсолютный характер, не оценивается с точки зрения соответствия внешней реальности, степень же истинности отдельных утверждений определяется их вкладом в создание систематической согласованности элементов «целостности».

В какой мере допустима подобная трактовка истины? В той, в какой включение в научную теорию нового утверждения придает ей большую степень внутреннего единства, выявляет новые связи между элементами концепции и другими теориями. Тем самым, опосредованно, может подтверждаться истинность и в классическом смысле соответствия.

Наиболее применима теория когеренции в формальных – логико-математических науках, в которых действительно большинство истин не выходит за пределы согласованности с ранее принятыми логическими и математическими теориями. В содержательных теориях, соотносящихся с наблюдаемыми фактами, согласованность положений, при всей ее важности, имеет вспомогательное значение, определяемое уровнем абстрактности как теории, так и вводимых в нее положений.

Вспомогательную роль теория когеренции может играть в случае выдвижения абстрактной гипотезы, которую трудно непосредственно сопоставить с эмпирическими данными. Согласованность гипотезы с иными положениями теории, в рамках которой она сформулирована, с другими, добротно обоснованными теориями, повышает степень ее достоверности. Имеет определенное методологическое значение и требование соответствия выдвигаемой гипотезы уже существующему фундаментальному знанию. Абсолютизировать это требование нельзя, поскольку научные революции могут радикально менять представления об общепризнанных истинах.

Отношение к концепции истины, выработанной в философии прагматизма, в отечественной литературе заметно изменилось в лучшую сторону. Во-первых, взгляды авторов перестали искажаться и оглупляться; во-вторых, произошло признание достоинств этого подхода, раскрывающего социальную значимость познаваемого объекта и его роль в общественных коммуникациях. Определение истины как полезности вполне приемлемо в случаях, когда соотнесение новых идей с действительностью оказывается затруднительным или невозможным, что весьма характерно для социально-гуманитарного знания, имеющего дело с подвижной, текучей и неустойчивой реальностью.



Так, по мнению У. Джеймса, истина создается в процессе проверки выдвинутой идеи, поскольку до проверки идея не является ни истинной, ни ложной. Ценность и значение идеи возникают в процессе ее проверки – верификации (verification) и самопроверки, подтверждения через активное делание идеи истиной, можно сказать, свершение истины. Аналогично, рациональный смысл какого-либо слова, по Ч. Пирсу, заключается в его возможных последствиях для жизненного поведения человека. Поэтому истиной может быть только такое утверждение, которое имеет практические последствия, причем отвечающее нашим ожиданиям и приносящее максимальную сумму удовлетворений, положительных эмоций. Здесь Джеймс подвергался наивной критике за постановку прагматизма на службу религии, так как, по его мнению, удовлетворение, приносимое абсолютным, доказано всем ходом религиозной истории человечества. Верования человека выступают правилами его деятельности.

Действительно слабым местом является толкование каждого отдельного действия как подтверждения истины. В то же время в философии прагматизма практические результаты не рассматриваются как окончательные или абсолютные, изменение практики, в свою очередь, ведет к обновлению истин.

Вполне логично, что истина – это синоним полезности, поскольку обладание истиной – не самоцель, а средство для удовлетворения каких-либо жизненных потребностей. Правда, при этом возникает вопрос – можно ли утверждать обратное: то, что полезно, – истинно? А после этого и следующий вопрос – для кого истинно? Истина может для человека быть безразличной и даже вредной. Известно из истории, что «несоизмеримость гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника была настолько “вредна” для открывших ее пифагорейцев, ибо она разом опровергла их учение о числовой гармонии, управляющей миром, что “разгласивший (учение) об иррациональности и несоразмерности” погиб в море “как безбожник”». То есть в этом случае исчезает такое свойство истины, как общезначимость, непременное для естествознания и технических наук.

Истина в прагматизме может основываться на доверии – существует «кредитная» система истин, под которой имеются в виду истины, непосредственно не используемые, но хранящиеся в книгах, справочниках, нашей памяти. Истина должна быть совместима с предыдущими истинами и вновь обнаруженными фактами – здесь налицо совпадение прагматистской истины с классическим определением истины как соответствия идеи и реальности и теорией когерентной истины. Другими словами, в сущности и прагматистскую, и когерентную концепции истины можно рассматривать как разновидности корреспондентской теории, ее дополнения. Самое же уязвимое место прагматизма по данному вопросу – преувеличение утилитарной направленности науки, поскольку история науки убедительно показывает – многие научные открытия в момент их создания не имели ни экспериментального подтверждения, ни, тем более, технического применения.

Конвенционалистская концепция истины утверждает ее договорной характер; истина является результатом соглашения внутри научного сообщества по соображениям удобства, целесообразности, принципа «экономии мышления» и т.п. В разных научных дисциплинах и в соответствующих познавательных сообществах вырабатываются свои правила, нормы, эталоны, по которым происходит аргументация и доказательство. Впервые идею конвенциональности истины выдвинул А. Пуанкаре на основании аксиоматизации ряда математических дисциплин, развития неэвклидовых геометрий, показавших соответствие одному и тому же пространству различных, но эквивалентных друг другу геометрий. В более «мягком» варианте эта мысль была выражена Р. Карнапом в так называемом принципе терпимости, означающем, что каждая естественнонаучная теория может быть построена на основе любой системы аксиом и правил синтаксиса.

Отрицать факт соглашений (конвенций) в рамках научных школ не приходится, но, как точно подмечено: «В сущности, сам тезис, что истина – всегда продукт соглашения, опровергает себя же, ибо подразумевает, что независимо от всяких соглашений этот тезис должен квалифицироваться как истинный». Соглашения в науке были и будут, но их пределы обусловлены характером познаваемых объектов самой действительности.

Истина и ее «антиподы»

Существует, пусть порой и тонкая, грань между достоверным знанием и заблуждением, между истиной и ложью.

В противоположность истине заблуждение есть одностороннее, иллюзорное воспроизведение действительности. Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и познания и (или) абсолютизацией определенных подходов и методов. Заблуждение может быть результатом игры воображения, плодом фантазии, следствием неполноты информации.

Ложь – искаженное отражение действительности, не соответствующее природе вещей. Сознательная ложь является нарочитой дезинформацией, непреднамеренная ложь совпадает с заблуждением. Заблуждение может быть следствием как непродуманных, поспешных, субъективных выводов, предубеждений, так и необоснованных экстраполяций истины за пределы ее применимости. Научные заблуждения не абсолютны, например, общепризнанные в прошлом теории теплорода, флогистона, эфира на самом деле лишены объективных референтов, но в некоторых отношениях они выражают реальные связи и отношения действительности. Так, Карно в труде «Размышления о движущей силе огня» (1824 г.), излагая теорию тепловых машин (ее основные положения верны до сих пор), опирался на ложные представления о теплороде (они были исправлены с пониманием тепла как формы энергии, открытием законов сохранения энергии и энтропии). Аналогично, Максвелл сформулировал математически точную теорию электромагнетизма исходя из идеи эфира как механического носителя электромагнитных и магнитных явлений (позднее Лоренц обосновал идею электромагнитного поля как самостоятельного вида материи). Наконец, Шредингер, создав основное уравнение квантовой механики, названное его именем, интерпретировал его неверно (правильная трактовка позднее была дана другими физиками).

В науке всегда содержатся маловероятные, гипотетические положения, потому что, во-первых, если не доказана их ошибочность, они не могут быть отброшены; во-вторых, существует перспектива их будущего обоснования; в-третьих, уточнение гипотетического знания, устранение заблуждений и ошибок, конкуренция теоретических альтернатив служит развитию науки, повышает ее динамичность, доказательность, критичность. Ненаучные же заблуждения объективно истинных моментов не содержат.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.