Нанести шкалу делений на горизонтальной оси На горизонтальной оси («Относительная доля продукта на рынке») наносим значение 1 и число, равное минимальному целому, превосходящему значение, соответствующее значению относительной доли продукта на рынке для лидера продаж (т.е. значение, расположенное в первой строчке в столбце «относительная доля продукта на рынке»), обозначим его буквой MaxD. MaxD= [d1]+1. Для удобства дальнейших операций отрезок (0,1) разбиваем на 3 равные части и наносим деления 1/3 , 2/3. Нанести шкалу делений на вертикальной оси. На вертикальной оси («Темп прироста рынка») откладываем значения максимального (MAXT), среднего (SRT) и минимального (MINT) темпов прироста. Построить рабочие области Строим 4 прямоугольника (матрицу БКГ), образующихся в результате пересечения вертикальных линий, проходящих через точки 1 и 2, и горизонтальных линий, проходящих через точки MINT, SRT , MAXT (рисунок 1). Визуализация данных 7.1.Нанести точки, характеризующие положение товарных групп На построенной плоскости наносим точки, характеризующие положение товарных групп: Т1(d1,v1), Т2(d2,v2), Т3(d3,v3), Т4(d4,v4), Т5(d5,v5). При правильных расчетах лидер продаж всегда будет находиться в правой части матрицы, а все остальные – в левой. Построить окружности, соответствующие товарным группам Строим окружности с центром в точках Т1, Т2, Т3, Т4 и Т5, диаметры которых соответствуют величине объему продаж во втором рассматриваемом периоде (в Excel - пузырьковая диаграмма).  Форма представления результатов В таблице 2 приведен пример таблицы расчета. На рисунке 2- матрица БКГ с данными для анализа.   9. Интерпретация результатов портфолио- анализа Отрыв от лидера. Если отрыв от лидера очень большой, то возникает риск в ближайшем будущем получить провал в продажах. Необходимо оценить, насколько лидер обгоняет и как все остальные располагаются относительно лидера. Уровень скученности. Если есть группа близко расположенных друг к другу продуктов (услуг) ( пересекающиеся круги на средней по горизонтали линии), то компания уже провела целенаправленную программу их продвижения и они известны потребителям. При небольших усилиях их можно вывести в лидеры в случае падения лидера продаж. Диагностические зоны. В матрице портфолио- анализа выделяется несколько диагностических зон (рисунок 3).  Зона 1 «Зона аутсайдеров» - малый объем продаж и малый темп роста рынка, продукты (услуги), попадающие в эту зону,- прямые кандидаты на удаление из ассортимента. Но перед принятием решения об удалении необходимо проанализировать это решение по нескольким признакам: • Участие в покрытии постоянных издержек; • Уровень прибыльности; Маркетинговая значимость (является ли этот продукт дополняющим, имиджевым или востребованным для клиентов группы А). Зона 2 «Гонка за лидером»- высокий темп прироста и высокая относительная доля на рынке. Продукты, расположенные в этой зоне, требуют инвестиций и должны рассматриваться как потенциальные лидеры продаж. Если будет наблюдаться скученность в этой зоне, то надо выбрать потенциального лидера. Зона 3 «Коридор» расположена между зонами 1 и 2. Продукты, попадающие в правую нижнюю часть этого коридора, стабильны, не требуют инвестиций и в случае удачного нишевого позиционирования могут долго находиться в портфеле компании. 10. Контрольные вопросы 1. Что такое ассортиментная политика предприятия? 2. Назовите основные категории товаров (услуг). 3. Как вычисляются коэффициенты относительной доли продукта на рынке и темпы прироста спроса на продукт? 4. Как строится Бостонская матрица товарного ассортимента? 5. Назовите основные диагностические зоны матрицы БКГ.   |