МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конспекты уроков русского языка по работе с текстом





Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены еще в XIX веке классиками отечественной лингвометодики: К. Д.Ушинским, Ф. И.Буслаевым и другими. Так, Ф. И.Буслаев считал основой филологического образования внимание к текстам изящной словесности (то есть художественной литературы). В соответствии с идеями Ф. И.Буслаева на долгие десятилетия основным языковым материалом школьных учебников стали примеры из текстов художественной литературы. Из классической художественной литературы выбирались тексты для тренировочных упражнений, диктантов и изложений. Показательно, что Ф. И.Буслаев преследовал при этом не только дидактические цели, но и воспитательные, считая образцовые художественные тексты средством развития эстетического вкуса и нравственных чувств учащихся. И в современной школе текст — художественный, публицистический, научный и т. д. — является средством не только обучения, но и воспитания.

В последней трети ХХ века отечественная методика все громче стала говорить о том, что грамматико-правописная направленность в обучении русскому языку не только делает уроки скучными и малоэффективными, но и не обеспечивает усвоения языка как средства общения, инструмента профессиональной деятельности. Учебники нового поколения стали гораздо больше уделять внимания проблемам развития речи; появились переработанные программы и даже целые учебные курсы («Риторика», «Культура речи», «Теория и практика сочинений разных жанров» и т. п.), которые преследовали цель обучать языку как средству общения. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою очередь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов организации текста — поэтому в школьной программе появился раздел «Речеведение», основное содержание которого составили сведения о строении и функционировании текстов различных жанров. Так текст из средства обучения превратился в предмет обучения.

 

 

Литература

1. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку// Русский язык в школе. – 1983. №3

2. Басовская Е.Н. Русский язык. Искусство устной и письменной речи (интегрированный курс). Газета «Русский язык», № 36/2000.

3. Бахтин М.М. проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках// Эстетика словесного творчества. М.,1979

4. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.:Логос, 2004

5. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Уч. Пособие. М., 1994.

6. Евграфова С.М. Искусство письменной и устной речи. Газета «Русский язык», № 2/2000.

7. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М.: «Флинта», «Наука», 1999.

8. Одинцов В.В. О структурных единицах текста// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Калинин, 1979.

9. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

10. Ольшанский Г.И. Текст как единство элементов и отношений// Лингвистика текста: Мат. научной конференции. 4.1. М., 1974.

11. Попов Ю.В., Трегубович Т.П. Текст: структура и семантика. Минск, 1984.

12. Почепцов Г.Г. Прагматика текста// Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980.



13. Проблемы теории текста: Реферативный сборник. М., 1978.

14. Слюсарева Н.А. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982

15. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.— Изд. П 24 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Ми-хальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с.

16. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тромстенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение,2012. – 192с.:ил.– ISBN 978-5-09-020480-4.

17. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. баранов, Л.А. Тромстенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение,2012. – 192с.:ил.– ISBN 978-5-09-020483-5

18.

 

Приложение А

Основные средства связи между предложениями в тексте
Название средства Пример
Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д. Береза- она, в лесу – там, быстро- стремительно, деревья- береза
Лексические повторы Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку
Соответствие видовременных глагольных форм Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность
Предлоги В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимым произведениям.
Анафора и эпифора Вдали слышался шум. Вдали грохотало.
Параллелизм …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.(М.Цветаева)
Противопоставление Она потянулась вперед, он попятился назад.
Вопросно-ответная форма Какие же это слова? Их так много…
Союзы Я тоже хотел стать доктором.
Порядок слов- прямой, обратный Нахохлились оба…
Последовательность в изложении мыслей Встал, умылся, позавтракал
Слова-организаторы логических связей Вот, почему, из этого следует и др.
Вводные слова, организующие порядок высказывания Итак, наконец, в заключение разговора

 

Приложение B

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «Поабзацное изучение текста»

1.1. Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример- стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы…(По Ю. Аракчееву).

1.2. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц – никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка – музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие –«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя – во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада – вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В. Борейко)

1.3.Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни –ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков – точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А. Камкину).

1.4Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней – зима. Если справа день, то слева – ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна : куда ни посмотри с одного—все будет юг, а с другого – все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы – и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому, что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего – конечно же – станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому , что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук – и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н. Сладкову.)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.