МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Организация работы над речеведческими понятиями





«Из всех знаний, умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке» – писал известный ученый и лингвист В.И. Чернышов. Развитие культуры речи учащихся всегда считалось одной из главных проблем в школе. Великий русский писатель Л. Н. Толстой утверждал, что задача преподавания языка в школе состоит в правильном обучении учеников пониманию содержания книг, написанных литературным языком.

Чтение и последующий анализ художественных произведений необходимы в качестве важнейшего коммуникативного умения, на базе которых развиваются другие умения.

Чтобы научить учащихся грамотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера, необходимы соответствующие знания об основных речеведческих понятиях. На основе этих понятий сформировать коммуникативные умения: определять основную мысль текста, строить самостоятельные высказывания, выбирать необходимый материал для создания соответствующего текста, уметь планировать содержание высказывания; придумывать композиционное построение, придавать высказываниям форму и стилистическую окраску, при этом уметь правильно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания, а затем уже продолжать работать над совершенствованием написанного. ооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Умения опираться на речевые навыки, которые формируются в ходе овладения языком,о – орфографические, грамматические, лексические. Речевая же в свою очередь как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от учащихся творческого подхода к решение коммуникативной задачи. Понятие «культуры речи» тесно связано с литературным языком. Уметь четко и правильно выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлекать внимание слушателей своей речью, но и воздействовать на них. Владение культурой речи необходимо людям разных профессий. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка. Л.А. Введенская, считает, что культура речи содержит три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. «Культура речи предполагает правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка…»

Выразительность речи зависит от ряда условий: прежде всего интереса говорящего или пишущего к тому, о чем он говорит и пишет, а так же умение контролировать свою речь. Разнообразие речи зависит от того, насколько мы понимаем, в чем заключается истинное богатство родного языка.

В ходе исследований было выяснено, что в среднем современный человек владеет чуть больше 13 тысяч слов, а А.С. Пушкин употребил в своих произведениях 21 тысячу слов. Это говорит о необходимости развития словарного запаса.

Также важным качеством культуры речи является выразительность. Главное условие выразительности – это наличие у автора речи своих чувств и мыслей, позиции стиля.

Выразительность – это в основном роде оригинальность, неповторимость, и неожиданность.

Норма – это совокупность правил, которые узаконены литературой, предпочтены и признаны обществом в качестве обязательных. По мнению П.С. Пустовалова, следует различать понятия «культура языка» и «культура речи».



«Культура речи – это степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенность его семантики, многообразие и гибкость его интонации. Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств речи».

«языковая норма – наиболее предпочтительная для обсуждения носителей данного языка и наиболее целесообразна система средств выражения.

Языковая норма – это правила использования речевых средств устной и письменной речи.

С учетом всего выше изложенного, рассмотрим, что же используем мы на уроках русского языка для достижения намеченных результатов? Необходимо так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы результаты эти были весомыми, использовать приемы, методы и средства, способствующие решению профессиональных задач. Методика организации работы над текстом на основе речеведческих понятий направлена на формирование коммуникативно-речевых компетенций у учащихся 5-7 классов и их развитие - в 8-9 классах.

Основы филологического подхода к комплексному анализу текста закладываются на уроках русского языка, начиная с 5 классов, у обучающихся формируются понятия о тексте, о роли в нем ключевых или опорных слов, о метафоре и метонимии, о сравнении как художественно-изобразительных средствах, они узнают о типах текста, стилях речи. Но видеть художественное своеобразие текста можно лишь при системном овладении суммой грамматических знаний. Базой для этого является анализ текста. Для методики работы с текстом на уроке русского языка характерно, конечно же, особое внимание к процессу чтения. Знания о тексте, полученные на этих уроках, переносятся на изучение других школьных предметов, учащиеся получают навыки работы с учебно-научным текстом, а также с публицистическим и художественным.

Работа с текстом должна идти в двух направлениях. В процессе комплексного анализа текста осуществляется повторение, обобщение и систематизация изученного учащимися ранее. Все это готовит их к составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала используется текст. При этом основной прием работы с текстом – анализ. Содержанием такой работы является, по моему мнению, после внимательного прочтения - озаглавливание текста и определение темы, а также выделение основной мысли и обязательное составление плана, затем – сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту, определение способов соединения предложений в тексте, характеристика стиля, жанра, типа речи и роли языковых средств в передаче текста.

«Необходимо направить внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической окраски характеристики. С этой целью упражнения на списывание текста сопровождаются заданиями аналитического характера», - утверждает Н.А. Ипполитова.

Внимание обучающихся уже с 5 классов обращается на главные признаки текста: связность, последовательность - это наличие формальных и смысловых связей предложений в смысловых частях и смысловых частей в тексте и цельность – это смысловое внутренне единство, которое неразрывно связано с его связностью, - а также единство и завершенность. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы. Тема текста определяет все его характеристики: способы выражения темы, типы речи (описание, повествование, рассуждение), стили речи (разговорный и книжный – официально-деловой, публицистический, научный и художественный), синтаксис текста, способы и средства связи частей, а также основные виды тропов и их использование в тексте. Тема текста может быть представлена заглавием, начальным и конечным предложениями, ключевыми словами и другими средствами.

Текст - это сложное целое. Кроме одной главной темы в исходном тексте выделяются еще и другие темы. В текстах бывают представлены разные типы речи: повествование, описание и рассуждение. В рассказе о каком-либо событии или протекании и развитии действия сюжета повествование может идти от первого или третьего лица. Изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков – это описание, которому свойственны выразительность и точность. При таком типе речи часто используются олицетворения, метафоры, эпитеты. Основная цель рассуждения – разъяснение, подтверждение какой-либо мысли Этот тип речи более сложен по своей структуре, он чаще всего состоит из трех частей: тезиса, доказательства и вывода. Иногда в текстах встречается смешение всех типов речи.

В 7 - 8 классах учащиеся уже должны овладеть такими понятиями, как типы речи и средства связи между частями в тексте, цепная связь и параллельная связь предложений в отрывке. Пользуясь планом, составленным ранее, учащиеся 8- 9 классов пересказывают эпизоды исходного текста, соблюдая при этом условия цепной связи. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. А параллельная связь – это соподчинение второго предложения , третьего и других - первому. Оно содержит тему, дает как бы общий план картины. А все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Чаще всего предложения в тексте связаны в повествовании цепной связью, при описании – параллельной , а для сочинения-рассуждения характерны смешанные виды связи.

Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи – это повтор, синонимическая замена, отношения род – вид, использование антонимов, слов одной семантической группы. Грамматические средства связи – это местоименная замена, именные части речи и глаголы одного вида и времени, использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи – это использование вводных слов, односоставных и неполных предложений, различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов понимают, что композиционное построение текста имеет свои структурные особенности. В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении – вывод, он может быть в виде риторического вопроса, в виде призывной конструкции или цитаты обобщающего характера.

При работе с текстами хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для начала ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО. Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить и содержание деятельности учителя в учебном процессе, и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.

На своих уроках и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда – сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце успехи каждого оцениваются с разных позиций: и как он сам усвоил материал, и как помог товарищу, и как справилась с заданием вся группа .

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой, общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» по В.К.Дьяченко – это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности, формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, определять тему.

Одновременно на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2 ). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой». Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель: в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока – обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем исходного текста .

Очень интересен в работе прием диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова, значение которых уточнить в толковых словарях. Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов, а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.