Формы защиты государственного суверенитета В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (п. "б" ст. 102 Конституции РФ), обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (пп. "а" п. 1 ст. 103 Конституции РФ). Если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, то Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий через систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. "г" ст. 114 Конституции РФ). В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. "д" ст. 114 Конституции РФ). Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Конституцией и федеральными законами, правоохранительными органами. Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. Остановимся подробнее на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время является наиболее актуальной для Российской Федерации (в связи с напряженностью на Украине и активизацией международных террористических организаций, представляющих угрозу национальной безопасности РФ) . Конституция РФ Российской Федерации, как суверенное государство, гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории[16]. Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства. В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России. Но благодаря успешной политике Президента РФ Владимира Владимировича Путина и Правительства РФ в этой области удалось достичь серьезных успехов. Дипломатическая форма защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство на международной арене (ч. 4 ст.80 Конституции РФ). В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.[17] В 1992 году также был принят Закон РФ "О безопасности", который гласит: "Безопасность государства достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности общества и государства".[18] Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления: "Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы". Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ). Заключение Проблема государственного суверенитета пользуется неослабевающим вниманием юристов уже несколько столетий. В связи с этим вполне обоснованным выглядит озвученный в литературе вопрос: «Что же это за феномен, на протяжении стольких веков будоражащий умы людей, завораживающей своей непостижимой магией, а нередко заставляющий браться за оружие?». Можно заметить, что весь ход истории Российского государства оказывается наполненным такими событиями, которые время от времени выводят понятие суверенитета в число самых востребованных юридических понятий. А это, в свою очередь, порождает все новые и новые юридические исследования по данной проблематике, движимые потребностями современной практики государственного строительства. Главный ценностный смысл суверенного правового государства состоит в создании таких условий, которые давали бы возможность утвердить власть народа как источник государственного суверенитета, гарантировать его свободы, подчинить государство обществу. Суверенитет способствует устойчивому экономическому развитию страны, укреплению внутреннего рынка, надежной защите всех форм собственности, поддержанию достойного уровня жизни своих граждан. Курсовую работу хотелось бы закончить словами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, которые он произнес в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году: “Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие ее существования. Или мы будем суверенными – или растворимся, потеряемся в мире”[19] Список использованной литературы 1) Конституция РФ // Рос. газ. 1993. 25 декабря. 2) Закон РФ от 05.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. 3) Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К65 В. И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2013. – 584 с. 4) Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В. 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. 5) К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. 6) Михалева Н.А. Федеративное устройство России. 7) Левин И. Д. Суверенитет. СПб., 2003. 8) Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII 9) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. 1 Цит. По: Левин И. Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 19 2 http://territoriaprava.ru/topics/17479 3Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Е.6. С. 263. 5 Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6. 6 Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. 1994. №6. 7 Михалева Н.А. Федеративное устройство России. С. 90. 8 Деев Н.Н. Указ соч. С. 78-79. 9 Конституционное совещание: Информационный бюллетень. М., 1993. С. 9-11. 10 Закон Российской Федерации "О безопасности" №2646-1 от 5 марта 1992 г. Ст. 4 11К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41 12 Кузьмин Э.Л. Указ. соч. С. 84. [1] [1] Декларация «о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г. [2] Bodinus. De Republica libri sex. Francoforti, 1594. P. 123 et al. [3] Bodinus. De Republica libri sex. Francoforti, 1594. P. 126. [4] Bodinus, De Republica libri six 1576 [5] Конституция РФ, ст. 4. [6] Конституция РФ, ст.32 [7] Конституция СССР 1977 г. [8] Маркс К., Энгельс Ф., Собр. соч., т.6:, с.263 [9] Конституция РФ, ч.2., ст.67 [10] Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" [11] Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (Сравнительно-правовое исследование). М., 2013. [12] Конституция РФ, ст.73 [13] Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. [14] Конституции РФ,ч.1.,ст.65. [15] Конституции РФ,ч.1,4.,ст.5. [16] Конституция РФ,п. 3 ст. 4. [17] Указ Президента РФ от 03.06.1992 N 547 "Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации" [18] Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" [19] Послание ПутинаВ.В. Федеральному Собранию Российской Федерации в 2014 году |