ВИДЫ БАРЬЕРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОБЩЕНИИ Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной [3]. Она выделяет следующие барьеры: 1. Барьер темперамента. Темперамент – это общее реагирование нашей нервной системы на окружающую среду, это фундамент характера. Существенным для темперамента является скорость протекания психических процессов, показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний: от наиболее ускоренных к наиболее замедленным темпам. Характеризуется темперамент человека силой и устойчивостью того воздействия, которое на него оказывается различными факторами и его впечатлительностью. Сказываются на впечатлительности человека особенности темперамента: у одних людей впечатлительность более значительна, у других – менее. Также у разных людей различается и устойчивость впечатления: у одних даже самые сильные эмоции оказываются очень нестойкими и быстро проходит, другие же находятся под их влиянием очень долгое время. С давних времен различают четыре основных типа темпераментов: · сангвинический, · холерический, · флегматический, · меланхолический. Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты. 2. Барьер характера. Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. Характер – это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е.П. Крупильницкий и Е.П. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец [1]. 3. Барьер акцентуации характера. Немецкий психиатр К.П. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. X.П. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: · гипертимический, · дистимический, · застревающий, · циклоидный, · возбудимый, · педантичный, · тревожный, · эмотивный, · экзальтированный, · демонстративный. 4. Барьер самооценки. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и мест среди других людей. Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу. 5. Барьер манеры общения. Манера - это тот или иной образ действия, способ что-либо делать, та или иная особенность поведения, например, странная манера разговора, странная манера поведения и т.д. Как индивидуализированная, программа манера общения формируется на базе характера, темперамента и типа акцентуаций личности. С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения: -Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других. -Недоминантный субъект общенияявляется полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. -Быстротой рефлексивной оценки, легкой манерой переключения внимания обладает мобильный субъект общения. Его речь тороплива, одна фраза легко сменяется другой. Часто перебивает, вставляя в вашу речь замечания и реплики. -Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры. -Расположен к взаимодействиюэкстравертированный субъект общения. Его внимание обращено на окружающий мир, который притягивает к себе его интерес. Экстравертам свойственны инициативность, импульсивность, общительность, гибкость поведения, социальная адаптивность. Он очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. -Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». 6. Барьер отрицательных эмоций. Субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия и неудовольствия, страха и смелого порыва - это эмоции. Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие. Л.Л. Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций: · Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д. · Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д. В порыве гнева человек может не контролировать свои слова, поступки. · Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. · Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.). · Барьер страха. · Барьер вины и стыда. Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д. · Барьер плохого настроения [7]. 7. Барьер речи. Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению. А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит: · Избирательное слушание. При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. · Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. · Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. · Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. · Внутригрупповой язык. · Фильтрование. Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием. · Перегрузка общения. Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. · Различие статуса. · Давление времени [6]. И.Р. Ракей выделяет: o Пространственные и временные барьеры. К пространственным барьерам можно отнести, например, неудачный выбор места общения. К временным барьерам - неправильный выбор времени встречи, нехватку или переизбыток времени, уделяемого на общение. o Эргономические барьеры - возникают из-за отсутствия подходящих условий для общения. Сюда можно отнести, например, слишком яркое или же наоборот недостаточное освещение, вибрацию, посторонний шум, неприятные запахи, загазованность воздуха. Все эти факторы при возникновении во время общения могут вызвать нервозность. o Физиологические и психологические барьеры.Физиологические барьеры возникают в результате плохого самочувствия одного из собеседников. Сюда относятся стресс, депрессия, усталость, какая-либо функциональная патология и т.д.[8]. Психологические барьеры связаны со слабой мотивацией в общении, личной неприязнью, негативными ассоциациями, завистью, комплексами неполноценности, страхом, манипуляциями. К ним относятся: 1. Чрезмерная увлеченность собственной речью. Мы часто не замечаем, как увлекаемся разговорами только о себе и своих проблемах в общении с нашим партнером. Мы рассказываем обо всем, что нас волнует в нашей жизни, не давая собеседнику вставить в нашу речь ни слова. При возникновении такой ситуации, человек, которому не дают сказать даже слова, теряет всякий интерес к «однобокому» разговору. В результате чего может возникнуть конфликтная ситуация и результативность такого общения будет равна нулю. 2. Пассивное поведение. Общение - это процесс, который требует уделять внимание тому, о чем идет речь, увеличивать сосредоточенность на предмете разговора. Эффективного общения не произойдет, если с обеих сторон будет отсутствовать активное участие в разговоре. 3. Чрезмерная застенчивость - многие люди испытывают неловкость от того, что им приходится о чем-то просить, будто они хотят больше, чем заслужили. Инициатива в итоге может оказаться у собеседника. 4. Необоснованное перебивание. Наверное, каждый из нас знает, как тяжело общаться с человеком, который постоянно вас перебивает и не дает высказать свою мысль. Без необходимости перебивают своих собеседников чаще всего люди, занимающие более высокое положение: учителя, родители, начальники. Женщины перебивают мужчин реже, чем мужчины женщин. В подобной ситуации общение превращается в борьбу собеседников за господство друг над другом. Побеждает здесь сильнейший, но вряд ли выигрывает, ведь побежденный всегда старается восстановить свою позицию; 5. Бесповоротно сложившееся мнение. 6. Поглощенность собой, своими заботами и переживаниями. 7. Сверхэмоциональная реакция. 8. Низкая культура общения. 9. Склонность к оценочным суждениям. Одной из причин неэффективного общения является склонность людей к оценивающим суждениям, одобрению или неодобрению мыслей или действий других. Многие предпочитают приказывать, советовать, предупреждать, читать мораль. Часто суждения подобного рода субъективны и, что еще хуже поверхностны и незрелы. 10. «Скрытая повестка дня». Возникает в результате наличия у одного из партнеров глубинного, скрытого интереса, неясного его собеседнику. Приводимая информация может казаться не связанной с делом и остаться непонятой. Общение здесь, как правило, затруднено и вызывает напряжение. 11. Снисходительность к собеседнику. 12. Невнимание к собеседнику, игнорирование его мнения. 13. «Ленивые вопросы». К таким вопросам относятся вопросы типа «Ну и что?», «Дальше что?», «Ну и что ты хочешь этим сказать?». Независимо от вас такие вопросы дают, понять собеседнику, что вы не слишком расположены разговаривать с ним. Вы этого, возможно, не желали, однако данная манера общения способна отбить у вашего собеседника какое-либо желание взаимодействовать с вами. Итак, мы рассмотрели несколько классификаций видов барьеров общения и можем сделать вывод о том, что в мире существует столько трудностей, возникающих при общении, сколько есть на свете людей. Каждый человек по-своему уникален, обладает собственным характером, темпераментом, и к каждому требуется свой особенный подход. Одни люди слишком чувствительны и восприимчивы ко всему, что им говорят, другие - слишком увлечены собой, третьи невнимательны или, к примеру, застенчивы. Чтобы найти общий язык с каждым из нас необходимо приложить немало усилий - войти в положение собеседника, научится быть внимательными, улучшать и развивать свои навыки общения. Только при условии, что каждый из нас начнет работать над собой, появится возможность научиться избегать тех барьеров, которые могут возникнуть при коммуникации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги, хотелось бы отметить наиболее важные аспекты. Рассмотрев приведенные выше виды барьеров, выделяемые разными авторами, мы видим, что они в чем-то различны, а в чем-то – одинаковы. Но мы точно можем сказать, что объединяет их именно то, что все эти барьеры возникают именно по нашей вине, по вине человека. Общение с собеседником зависит от нашего поведения, от нашего настроения, от нашего психического и физического здоровья, от нашей культуры речи. И именно от нас зависит то, каким будет исход у нашего контакта с собеседником. Также существует множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать. Например, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, научится слушать человека и не перебивать его речь, не заострять все внимание только вокруг своих личных проблем, отказаться от привычки общения при помощи так называемых «ленивых вопросов». Ведь все это мешает нам нормально общаться с нашими друзьями, родственниками, коллегами. Именно из-за этого зачастую происходят конфликты. В качестве рекомендаций можно привести различные приемы, способствующие преодолению барьеров, возникающих при общении и повышению эффективности этого общения. Назовем некоторые из них: 1. Приём «имя собственное».Здесь, для более эффективного общения с вашим партнером автор предлагает произносить вслух имя-отчество вашего собеседника. Этим вы покажете внимание к данному человеку, что будет способствовать его утверждению как личности, вызовет у него чувство удовлетворения и будет сопровождаться положительными эмоциями, тем самым формируя его расположение к вам. 2. Приём «зеркало отношений».Данный прием состоит в вашей доброй улыбке и приятном выражении лица. Эти слагаемые будут свидетельствовать о том, что вы - друг. А, как известно, друг - это защитник и сторонник. Благодаря этому чувству у вашего собеседника возникнет чувство защищенности, и он будет расположен к общению с вами. 3. Приём «золотые слова»предлагает вам во время вашего общения с собеседником высказывать комплименты в его адрес, что будет способствовать его расположению к вам. У вашего партнера по общению будут формироваться положительные эмоции, а это значит, что и он будет чувствовать себя при общении более или менее раскованно. 4. Приём «терпеливый слушатель».Каждому человеку приятно, когда его слушают во время разговора. Чем больше вы умеете слушать, тем больше у вашего собеседника образуется положительных эмоций, создается доверительное расположение и появляется желание общаться с вами. 5. Приём «личная жизнь».Данный прием предлагает нам привлекать наше внимание к увлечениям вашего партнера в общении. Это способствует образованию положительных эмоций и повышает его расположенность общаться с вами [9]. М.А. Измайлова в своем учебнике предлагает следующие правила, для предотвращения возникновения барьеров при общении: 1. Уважать собеседника, каким бы он ни был. 2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно. 3. Иметь чувство собственного достоинства. 4. Уметь контролировать себя в общении [2]. И если мы начнем хотя бы изредка придерживаться этих правил, мы потихоньку научимся правильно вести себя при разговоре с нашими собеседниками, избегать конфликтных ситуаций, перестанем отдаляться друг от друга. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий. – М.: Просвещение, 1991. – 224с. 2. Измайлова М.А. Деловое общение: Учебное пособие / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. – 252с. 3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологи: Учебное пособие / Г.Г. Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник (2-е издание) / А.А. Крылов. – М.: Изд-во «Проспект», 2005. – 495с. 5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. -3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352с. 6. Панфилова А.П. Психология общения: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368с. 7. Попова Л.Л. Современные технологии общения: Учебное пособие / Л.Л. Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 180с. 8. Ракей И.Р. Основы делового общения: Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Профессиональное обучение» / И.Р. Ракей. Мн.: МГВРК, 2007. – 176с. 9. Реан А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432с. 10. Сердюк И.И. “Социальная психология”: Учебно-методическое пособие / И.И. Сердюк. – Краснодар, КубГУ, 2012. – 136с. |