Пути реализации цели и задач программы В данном разделе педагог должен разъяснить ту модель обучения, с помощью которой он намерен добиться выполнения запланированных результатов. Основой содержания раздела является описание и обоснование системы методов, приемов и форм деятельности педагога с обучающимися. При написании этого раздела пояснительной записки педагог должен обратить внимание на следующие моменты: 1) обозначить: · формы организации детей на учебном занятии (коллективные, групповые, индивидуальные); 2) описать: · структуру наиболее типичного учебного занятия; · методы, применяемые на занятиях; · значение применения наглядного, дидактического материала; 4. Учебно-тематический план Учебно-тематический план представляет собой перечень основных разделов и тем, включенных в программу, включает разбивку курса по разделам, темам и часам (теоретические, практические занятия, всего часов). Образец оформления учебно-тематического плана смотрите в приложении №3. Программа обучения Программа обучения раскрывает содержание учебного материала разделов и тем программы путем разбивки каждой темы на учебные занятия и раскрытия краткого содержания каждого учебного занятия с указанием объема теоретических и практических знаний, необходимых для усвоения предлагаемого материала. В кратком содержании каждого учебного занятия могут содержаться следующие компоненты: · понятия, идеи, факты, которые предлагается осмыслить обучающимися; · предполагаемые виды деятельности обучающихся на занятии; · задания обучающимся; · учебные и наглядные пособия, дидактические материалы; Образец оформления программы обучения смотрите в приложении № 4. Приложения к программе Образовательную программу обязательно должны сопровождать приложения. Они могут быть различными по назначению и количеству, в зависимости от специфики деятельности объединения, потребностей педагогов и детей. Обязательными приложениями к программе являются: · список литературы, необходимой для освоения курса; при этом могут приводиться два списка: «Для педагога» и «Для обучающихся»; · содержание инструктажа по технике безопасности на учебном занятии; · перечень знаний, умений и навыков обучающихся; · перечень основных понятий, изучаемых в курсе; Возможными приложениями к программе могут быть: · методическая разработка одного из занятий; В случае, если в программе обучения педагог не прописывает: · учебные и наглядные пособия, методические материалы, используемые при изучении конкретных разделов и тем; · формы педагогической диагностики (текущий контроль уровня обученности, промежуточная, итоговая аттестация); эти вопросы вносятся в обязательные приложения. Кроме того, обязательным является приложение «Техническое оснащение занятий», в котором педагог приводит перечень необходимого и имеющегося для результативного образовательного процесса оборудования. В приложении №3 «Перечень знаний, умений и навыков обучающихся» педагог определяет и ЗУНы. Образец оформления титульного листа смотрите в приложении №2. Заключение Мы предлагаем работу по реализации положений «Требований к образовательным программам…» разбить на этапы. 0-ой этап– замысел образовательной программы: а) в пояснительной записке разрабатываются следующие вопросы: · введение; · цель и задачи программы; б) составляется базовый учебно-тематический план (может быть без точного определения количества часов, отведенных на изучение той или иной темы); в) разрабатываются приложения: №1 - «Список литературы»; №2 - «Инструктаж по технике безопасности»; №8-«Репертуар на учебный год»; №9 – «План концертной, выставочной, соревновательной деятельности на учебный год»; №10 - «План познавательно-досуговых мероприятий на учебный год». 1-ый этап – допустимый уровень разработки программы: а) разрабатывается программа обучения; б) разрабатываются приложения: №3 - «Перечень знаний, умений и навыков обучающихся», №5 – «Техническое оснащение занятий» № п/п | Перечень необходимого оборудования | Отметка о наличии | | | | 2-ой этап - достаточный уровень разработки программы: а) в пояснительной записке разрабатываются принципы отбора содержания образования; б) разрабатываются приложения: №4 - «Перечень основных понятий, изучаемых в курсе»; №6 – «Учебные и наглядные пособия, дидактические материалы». К программе обучения Название раздела, темы | Учебные пособия | Наглядные пособия | Дидактические материалы | | | | | 3-ий этап - оптимальный уровень разработки программы а) в пояснительной записке раскрываются пути реализации цели и задач программы; б) приложения: №7- «Формы педагогической диагностики» Название раздела, темы | Формы педагогической диагностики | | | 4-ый этап - уровень разработки образовательной технологии в соответствии с требованиями. Конечно, это деление весьма условно, потому что разработка программы - это индивидуальная работа педагога, которая не должна жестко регламентироваться. Все вопросы предполагается решать с каждым конкретным педагогом индивидуально. Приложение №1 Список литературы При разработке данных «Требований...» использовалась следующая литература: 1. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования детей (теория и практика, нормативно-правовое обеспечение). - М.: ЦРС ДОД, 2001. 2. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. – НовосибирскНИПКиПРО, 1999. 3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998. 4. Краткий психологический словарь. – М.: ИПЛ, 1985. 5. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 6. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: Сборник научно-методических и инструктивных материалов. - М.: АРКТИ, 2002. 7. Моисеев А.М., Моисеев О.М. Заместитель директора школы по научной работе. Новая должность в современной школе: предназначение, полномочия, технология деятельности: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1996. 8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989. 9. Педагогика /Под редакцией П.И.Пидкасистого. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1995. 10. Педагогика /Под редакцией Ю.Ф.Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. 11. Программа педагога дополнительного образования, от разработки до реализации /Составитель Н.К.Беспятова. - М.: АЙРИС _ ПРЕСС, 2003. 12. Рекомендации по экспертизе программ для дополнительного образования детей. – М.: Центр развития системы дополнительного образования детей, 1995. 13. Сборник документов по аттестации межшкольных учебных комбинатов, программ профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждений дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений: Спецвыпуск. – Новосибирск: Управление образования администрации Новосибирской области, 2003. 14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Роспедагенство, 1966. 15. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1980. 16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ от 03.06.2003г. 17. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под редакцией М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. Приложение №2 |