Принципы отбора содержания образования Требования к программам. Содержание 1. Общие требования к образовательным программам с. 2. Структура образовательной программы с. 3. Пояснительная записка с. 3.1. Введение с. 3.2. Цель и задачи программы с. 3.3. Принципы отбора содержания образования с. 3.4. Пути реализации цели и задач программы с. 4. Учебно-тематический план с. 5. Программа обучения с. 6. Приложения к программе с. 7. Заключение с. Приложения с. Приложение №1. Список литературы с. Общие требования к образовательным программам Образовательные программы дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям ФЗ РФ «Об образовании», «Типового положения об учреждении дополнительного образования детей», «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». В этих документах содержатся следующие общие требования к образовательным программам: 1) программы должны ориентироваться на личность ребенка; 2) в программах должен соблюдаться светский (нерелигиозный) характер образования; 3) содержание программ должно быть ориентировано на общечеловеческие культурные ценности и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям; 4) программы должны быть нацелены на: · развитие любознательности как основы познавательной активности детей; · развитие интересов детей к разнообразным видам активной деятельности; · развитие способностей детей; · развитие коммуникабельности; 5) программы должны обеспечивать: · охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое и интеллектуальное развитие; · эмоциональное благополучие ребенка; · создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 6) программы должны предусматривать различные формы организации активной деятельности детей: · занятие как специально организованная форма обучения; · конкурсы, соревнования, конференции, экскурсии, праздники, игровые программы и т.д.; 7) в программы должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей; 8) программы должны строиться с учетом характерных для детей разного возраста видов деятельности; 9) программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, учитывать возрастные особенности детей; 10) программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления. Структура образовательной программы Структура - строение, взаимное расположение частей, составляющих одно целое (С.И. Ожегов Словарь русского языка). Структура образовательной программы состоит из следующих составных частей: 1) пояснительная записка; 2) учебно-тематический план; 3) программа обучения; 4) приложения. Пояснительная записка Пояснительная записка - это часть образовательной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, гарантируемые результаты освоения программы и механизм проверки ее результативности. В структурном отношении пояснительная записка может состоять из следующих частей: · введение; · цель и задачи программы, · принципы отбора содержания образования: · пути реализации цели и задач программы. Если попытаться раскрыть возможное содержание каждой из составных частей пояснительной записки, то необходимо обратить внимание на следующие моменты. Введение В этой части объяснительной записки педагог: · формулирует свою точку зрения о влиянии занятий данным видом деятельности на развитие личности ребенка. При формулировании своей точки зрения о влиянии занятий данным видом деятельности на развитие личности ребенка педагог кратко раскрывает возможности данного вида деятельности на направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, а так же определяет возможности данного вида деятельности для сохранения здоровья обучающихся; · разъясняет основные направления программных курсов; · определяет продолжительность программы (на сколько дней она рассчитана); · обосновывает количество часов с группой количество занятий и их продолжительность; · обосновывает наполняемость групп; Цель и задачи программы В первую очередь давайте определимся с понятиями «цель» и «задача». Цель - это заранее осознанный и планируемый результат (учебник «Педагогика» под ред. П.И. Пидкасистого). Задача - это конкретизированное выражение какой-либо части содержания цели. При работе над программой необходимо выделять воспитательные, развивающие и обучающие задачи. Воспитательные задачи - это задачи, в результате реализации которых формируется нравственное сознание личности, качества, взгляды, убеждения, способы поведения в обществе, гуманистическое мировоззрение. Развивающие задачи - это задачи, в результате реализации которых развивается личность ребенка, его интеллектуальные способности, межличностные отношения. Обучающие задачи - это задачи, в результате реализации которых обучающиеся овладевают системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развивают свои творческие силы и способности, приобретают основы трудовых и профессиональных навыков, опыт познавательной деятельности и непрерывного самообразования. При формулировании воспитательных, развивающих и обучающих задач, педагог определяет задачи: 1) социально-нравственного развития личности: · усвоение понятий о социальных нормах отношений, в т.ч. об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием федеральных нормативных актов; · сформированность элементов гражданско-патриотического сознания; · усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; · усвоение понятий культуры социальных отношений, включая экономические, правовые и другие; 2) общеинтеллектуального развития личности: · усвоение понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; · усвоение элементов общенаучных методов познания; 3) общекультурного развития личности: · усвоение общеэстетических понятий; · усвоение экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; · усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим совершенствованием и т.д.); · сохранение здоровья обучающихся. Цель и задачи программы должны: · быть педагогически обоснованы, социально и лично значимы; · способствовать прогнозированию результатов реализации программы; Задачи должны не повторять цель, а раскрывать, конкретизировать ее. Принципы отбора содержания образования При работе над этой частью пояснительной записки педагогу необходимо: ·провести анализ источников курса (литературные, педагогический опыт коллег, личный опыт); ·определить зависимость учебного материала от приоритета воспитательных, развивающих или обучающих задач (обозначить этот приоритет); ·определить зависимость содержания курса от возраста и уровня подготовленности обучающихся, практической целесообразности; ·разъяснить соотношение объемов теоретического и практического материала в течение обучения. В первую очередь педагог должен понимать, что содержание образования (содержание учебного материала) должно помочь обеспечить достижение цели и задач, сформулированных в программе. Поэтому, отбирая учебный материал, педагог должен обратить внимание на следующее: · в первую очередь в содержание образования включаются научные основы того вида деятельности, который изучается в данном объединении; · особое внимание нужно уделить вопросам практического применения полученных обучающимися теоретических знаний; · очень важно, чтобы отбираемый учебный материал развивал логическое мышление детей, их воображение, способность к творчеству; · сложность содержания учебного материала должна соответствовать реальным возможностям обучающихся данного возраста; · объем содержания образования должен соответствовать имеющемуся на изучение данного предмета времени; · содержание учебного материала должно соответствовать имеющейся методической и материальной базе объединения. |