МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблема бессмысленности жизни.





 

Переживание бессмысленности можно определить состоянием скуки и апатии, чувством внутренней пустоты. В тоже время человек переживает кризис ценностей и смыслов. Часто переживание бессмысленности сопровождают усталость, тревога, пассивность или злость, суженные или потерянные интересы, отчуждение, отчаяние, неудовлетворённость собой, общением, работой, депрессивные состояния и другие проявления бессмысленности. Но когда человек задаётся вопросом о смысле жизни, неправильно было бы сказать, что он болеет. Появление самих вопросов и сомнений открывает поистине человеческое и важное - озабоченность духовной стороной бытия и осмыслением жизни[21]

Бессмысленность - сложное переживание, в котором таятся как негативные, так и позитивные стороны. С первого взгляда, это трудный, болезненный, даже деструктивный опыт, который встряхивает важнейшие основы экзистенции человека, и сводит к нулю все его представления о себе и о мире, приводит к отчаянию. Но экзистенциальные авторы указывают, что в этом трудном переживании, как и в любом другом кризисе, можно найти и позитивные аспекты, предпосылки для значительных изменений в жизни человека и раскрытия новых возможностей бытия, раскрытия смысла для конкретного переживающего человека. Может так быть, что он начнет лучше слышать и прислушиватся к своей совести, к своей душе, и станет более искренним и ответственным. Можно говорить о смысле отчаяния, смысле тревоги и страдания, даже о смысле депрессии.[22]

П.Тиллих пишет, что отчаяние - крайняя или пограничная ситуация, когда не видно никакого пути в будущее, а небытиё угрожает и торжествует. Эти крайние ситуации истинного отчаяния не бывают частыми, но перед ними человек может заново ощутить и понять каждодневные ситуации, пережить опыт целостности экзистенции.[23] С.Кьеркегор отчаяние и тревогу видит как обязательные компоненты для духовности, веры, смысла и становления человека. Многие авторы соглашаются, что нужно отчаяться, чтобы человек менялся или захотел меняться.[24]

Тревога в переживании бессмысленности может быть позитивным сигналом, который указывает на неосуществлённые возможности, потерянные или невидимые смыслы, побуждает глубже и шире посмотреть на собственый мир, свои поступки и переживания, быть ответственным за свою жизнь, поощряет принимать решения и меняться. Сама по себе тревога не является ни позитивной, ни негативной - она открывает человеку то, что реально есть: свободу, возможность небытия и одиночество. Тревога пробуждает совесть человека, и поэтому необходима для духовного существования[25]

Новый этап в разработке проблемы смысла жизни берет свое начало в работах представителей немецкой классической философии. Немецкие идеалисты (И. Кант, Г. Гегель А. Шопенгауэр) противопоставляли культу личных наслаждений требования долга, кодексы обязанностей, моральные законы. И. Кант считал, что смысл жизни имманентен личности и фактором, его образующим, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга. Точка зрения Г. Гегеля по вопросу о смысле жизни отдельного человека раскрывается в диалектическом сопоставлении единичного и общего, субъективного и объективного. А. Шопенгауэр, исследовал смысл жизни в его соотношении с такими феноменами как мир и воля. По его мнению, человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Придать своей жизни смысл возможно лишь путем избавления от «воли к жизни». JI. Фейербах, напротив, усматривает смысл жизни в заботе о себе и индивидуальном счастье.[26]



Новый импульс исследованиям проблемы смысла жизни был дан основоположником философии жизни Ф.Ницше, который считал, что смысл жизни заключается в примирении с ее бессмысленностью.[27]

В Новейшее время достаточно глубоко проблемой смысла жизни занимались такие представители экзистенциализма как К. Ясперс, М. Хайдегтер, Ж-П. Сартр, А. Камю, C.JI. Франк. К. Ясперс видел смысл жизни в определении жизненных ориентиров, в осознании индивидом своего места в мире, в восприятии любви, достижении свободы и возможности быть самим собой; М. Хайдеггер усматривал смысл бытия в сосредоточенности на будущем; Ж.-П. Сартр трактовал бытие человека как «ничто»; А. Камю настаивал на бессмысленности жизни.[28]

Решение проблемы смысла жизни в социально-психологическом аспекте предлагает В. Франки, отводя важнейшую роль в изучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысла своего существования.[29]

В русской философии проблема смысла жизни с упором на религиозный аспект вопроса разрабатывалась B.C. Соловьевым, А.И. Введенским В.В. Розановым.[30] B.C. Соловьев обращал внимание на нравственный аспект смысла жизни. А.И. Введенский сводил смысл жизни к достижению такой цели, преследование которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради нее самой. [31]В.В. Розанов усматривал смысл жизни в достижении истины, добра и свободы посредством разума, чувства и воли.[32]

 

Исследования различных аспектов проблемы познания смысла жизни осуществлялись и другими мыслителями. Сущность и цель смысла жизни анализировались М.М. Карповой, JI.C. Кобелянской, JI.H. Коганом, О.Н. Назаровой, Ф.Я. Полинчак и др.[33]

С.Г. Малыгиным был предпринят философско-лингвистический анализ понятийно-категориального аппарата проблемы смысла жизни, в котором он выделяет гносеологическую и онтологическую стороны феномена смысл жизни, исследует философский и онтологический аспекты смысла жизни в контексте иерархии человеческих потребностей.[34]

Познавательная деятельность субъекта носит непрерывный, противоречивый творческий характер, имеющий конкретно- исторические специфические особенности. Ее сущностные параметры заключаются в постановке субъектом цели, определении средств и прогнозировании его результатов. Логически первый шаг в философском осмыслении познания заключается в решении вопроса о месте и роли познания в целостной структуре человеческой деятельности.[35]

Процесс познания смысла жизни на обыденном уровне включает в себя чувственный опыт, естественный язык, социальный опыт и обширный запас знаний, обозначаемых как «здравый смысл». Познание смысла жизни через обыденность сталкивается с определенными трудностями, так как оно, формируясь на основе привычек, обычаев, традиций и норм оказывается неспособным глубоко проникнуть в его суть и, в связи с этим, не может подняться до уровня научного познания. Постановка целей в процессе постижения смысла жизни на этом уровне характеризуется спонтанностью, достаточно сильным их дроблением на далекие, близкие, непосредственные, промежуточные, существенные и несущественные. Это происходит в связи с невозможностью их упорядочения обыденным сознанием и направленностью на индивидуальные, прагматические устремления. Конечная цель, на уровне обыденного познания «подвижна», относительна, она постоянно трансформируется и под влиянием жизненных обстоятельств может быть кардинально изменена. Средства, которыми пользуется обыденное познание, ограничены обыденным опытом, здравым смыслом, бытийной мудростью. В связи с этим, полученный результат обычно характеризуется прагматичной направленностью и не может быть зафиксирован и передан. [36]

Научное познание предполагает творческое осмысление субъектом смысла жизни. Объективность и истинность научного познания не требует его разрыва с миром человека, с теми формами сознания и знания, которые складываются в мире человеческой жизнедеятельности и духовно обеспечивают ее. Научное познание является сильнейшим катализатором процесса целеполагания в жизнедеятельности субъекта и благодаря этому способствует постановке качественно иного смысла жизни и выработке средств его достижения. [37]

Вбирая в себя опыт обыденного познания, научное познание образует целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез способствующих воплощению в практику всей суммы накопленного опыта в постижении смысла жизни. Вся совокупность накопленных знаний о жизни в любых ее проявлениях (биологических, социальных.) воплощается в практику и преобразуется в деятельность направленную на постановку качественно иных (нежели на уровне обыденного познания) целей и способов их достижения. Постижение смысла жизни на уровне научного познания дает мощный стимул к активной деятельности познающего субъекта направленной на достижение поставленных целей и задач, что в свою очередь способствует развитию и распространению науки на все большие сферы жизнедеятельности человека. В процессе постижения смысла жизни научное познание подтверждает достоверность сделанных им выводов и обосновывает полученные им результаты.[38]

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.