МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Серия 6. Исследование связной речи.





1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась с учетом модели, разработанной Р.И. Лалаевой [1], днако сами критерии были несколько модифицированы.

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В нашей методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983)

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустом гороха.

 

Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включения посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы. Повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ недоступен.

4) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;



2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.

 

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество балов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, абсолютное значение мало информативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее представить данные в процентном выражении.

 

Результаты обследования речи Тани В., ученицы 1 класса общеобразовательной школы

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи46 бал­лов (92% успешности)

1. Состояние фонематического восприятия15 б. (100%).

2. Артикуляционная моторика9 6. (90%).

3. Звукопроизношение12 б. (80%).

4. Слоговая структура слова10 б. (100%).

Серия П. Исследование навыков языкового анализа8,5 балла (85%).

Серия III. Исследование грамматического строя речи45,75 балла (91,5%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния47 баллов (94%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений10 баллов (100%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи25 баллов (83,3%).

За весь тест: 182,25 балла (91,1%)IV уровень успешнос­ти.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ТАНИ В.

Полученные данные указывают на высокий уровень развития всех

компонентов речевой системы, за исключением звукопроизноше-ния (3).

Показатели успешности выполнения отдельных проб нормально развивающимися детьми иногда ниже уровня 80%. Чаще всего это наблюдается в заданиях на проверку артикуляционной моторики. Например, у Володи Т. результат выполнения этих проб соответ­ствует 55% успешности, но за весь тест он набрал 166 баллов (83% успешности — IV уровень). Иногда невысокие, в сравнении с дру­гими результатами, показатели отмечаются в пробах на связную речь.

Успешность выполнения заданий на проверку сформированности звуко-слоговой структуры слова, грамматического структурирова­ния, навыков словообразования и понимания сложных речевых конструкций у обследованных нами учеников общеобразователь­ной школы ниже 80% не опускалась. Однако следует подчерк­нуть, что в группу были включены только хорошо успевающие дети. Если проводить общее популяционное исследование учащих­ся младших классов общеобразовательной школы, то средние показатели, вероятно, будут ниже, т. к. в общеобразовательной школе обучаются также дети с легкими формами ЗПР и элемен­тами общего недоразвития речи.

Результаты обследования Тани К., ученицы 1 класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи — 30,5 бал­ла (61% успешности)

1. Состояние фонематического восприятия9,25 б. (61,7%).

2. Артикуляционная моторика6 6. (60%).

3. Звукопроизношение5,5 б. (36,7%).

4. Слоговая структура слова9,25 б. (92,5%).

Серия II. Исследование навыков языкового анализа8,5 балла (85%).

Серия III. Исследование грамматического строя речи42,75 балла (85,5%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния41 балл (82%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений9,5 балла (95%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи17,5 балла (58,3%).

За весь тест: 149,75 балла (74,9%)III уровень успешности.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ТАНИ К.

Анализ результатов, полученных при обследовании этого ребен­ка, выявляет выраженную несформированность фонематического восприятия (1), речевой моторики (2), звукопроизношения (3) и связной речи (9) при сохранности всех других обследованных компонентов. В этом случае заключение об общем недоразвитии речи неправомерно.

 

Результаты обследования Руслана Т., ученика 1 класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Серия I. Исследование сенсо моторного уровня речи21,25 бал­ла (42,5% успешности)

1. Состояние фонематического восприятия — 11,75 б. (78,3%).

2. Артикуляционная моторика — 3,25 б. (32,5%).

3. Звукопроизношение — 2,5 б. (16,7%).

4. Слоговая структура слова — 3,75 б. (37,5%).

Серия II. Исследование навыков языкового анализа8 бал­лов (80%).

Серия III. Исследование грамматического строя речи26,5 балла (53%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния — 16,75 балла (33,5%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений4,5 балла (45%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи16 баллов (53,9%).

За весь тест: 93,5 балла (46,8%) — / уровень успешности.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ РУСЛАНА Т.

 

 

Этот испытуемый демонстрирует выраженное недоразвитие всех компонентов речи, кроме способности к языковому анализу (5). Особенно грубыми дефектами страдают моторная сторона речи (2, 3, 4), словообразовательные возможности (7) и понимание слож­ных речевых конструкций (8). Клиническое обследование конста­тировало наличие у этого мальчика моторной формы алалии.

 

Результаты обследования Андрея А., ученика 1 класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи38,25 балла (76,5% успешности)

1. Состояние фонематического восприятия12,25 б. (81,7%).

2. Артикуляционная моторика5,5 6. (55%).

3. Звукопроизношение — 15 б. (100%).

4. Слоговая структура слова5,5 б. (55%).

Серия II. Исследование навыков языкового анализа6, 75 бал­ла (67,57с).

Серия III. Исследование грамматического строя речи27 баллов (54%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния18,5 балла (37%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений5 баллов (50%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи10 баллов (33,37с).

За весь тест: 105,5 балла (52,8%)II уровень успешности.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ АНДРЕЯ А.

В этом случае наиболее благополучен сенсомоторный уровень. По­казатели сформированности фонематического восприятия (1) и зву-копроизношения (3) соответствуют уровню нормы. Артикуляци­онная моторика (2) и звуко-слоговая структура (4) слова наруше­ны, но в меньшей степени, чем другие измеряемые показатели.

Все другие компоненты речевой системы характеризуются выра­женным дефектом, особенно это касается связной речи (9) и на­выков словообразования (7).

Таким образом, у всех учащихся речевой школы, несмотря на одинаковое заключение о наличии общего недоразвития речи, наблюдается разная структура речевого дефекта, а значит, и кор-рекционная работа в каждом случае должна иметь свои особен­ности.

Результаты обследования речи Олега Б., ученика 1 класса специализированной школы для детей с ЗПР

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи36 бал­лов (72% успешности).

1. Состояние фонематического восприятия — 7 6. (46.7%).

2. Артикуляционная моторика7,25 б. (72,5%).

3. Звукопроизношение15 б. (100%).

4. Слоговая структура слова —6,25 б. (62,5%).

Серия II. Исследование навыков языкового анализа7,5 балла (75%).

Серия III. Исследование грамматического строя речи31,5 баллов (63%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния -— 28,5 балла (57%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений6,25 балла (62,5%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи -13,5 балла (45%).

За весь тест: 123,25 балла (61,6%)II уровень успешнос­ти.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ОЛЕГА Б.

И в этом случае можно говорить о наличии общего недоразвития речи с преимущественной несформированностью связной речи (9), словообразовательных процессов (7) и фонематического восприя­тия (1). В целом же показатели сенсомоторного уровня выше, чем других сторон речи.

Самая низкая результативность выполнения заданий методики за­фиксирована у умственно отсталых детей, имеющих системную речевую патологию.

Результаты обследования Маши С, ученицы 1 класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи

При клиническом обследовании было подтверждено наличие ум­ственной отсталости.

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи —19,25 бал­ла (38,5% успешности)

1. Состояние фонематического восприятия6 6. (40%).

2. Артикуляционная моторика3,5 б. (35%).

3. Звукопроизношение7,5 б. (50%).

4. Слоговая структура слова2,25 б. (22,5%).

Серия II. Исследование навыков языкового анализа5,5 бал­ла (55%).

Серия III. Исследование грамматического строя речи13,25 балла (26,5%).

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразова­ния — 8,25 балла (16,5%).

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических от­ношений —г 2 балла (20%).

Серия VI. Исследование сформированности связной речи4,5 балла (15%).

За весь тест: 52,75 балла (26,4%) — / уровень успешности.

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ МАШИ С.

В данном случае речевой дефект носит равномерный и грубый ха­рактер. Страдают все компоненты речевой системы. Патология речи усугубляется интеллектуальными нарушениями, что значи­тельно ослабляет компенсаторные возможности ребенка.

У троих из обследованных детей при клиническом обследовании была диагностирована моторная алалия. Все они имели очень низкие (I уровень) показатели успешности выполнения методики: 46,8%, 36,1% и 25,8%.

Накопленные нами данные показывают, что предлагаемая методика позволяет надежно диагностировать общее недоразвитие речи у младших школьников. Ни у кого из обследованных нами детей с ОНР и ЗПР не выявлен IV уровень успешности. Среди хорошо ус­певающих учащихся 1-3 классов общеобразовательной школы не зафиксированы I—III уровни успешности выполнения методики. В среднем норма оказалась на IV уровне со среднегрупповым процен­том успешности, соответствующим 89,7%; при этом индивидуаль­ные показатели варьируют от 82,8% до 98,1% успешности.

Дети с ЗПР в среднем имеют III уровень, с успешностью в 66,2% и разбросом от 49,5 до 79% (данные получены при обследовании детей с ЗПР церебрально-органического генеза, обучающихся в со­ответствующем типе школ).

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб учащимися речевых школ соответствует 61,6%, т.е. II уровню, с индивиду­альными показателями в диапазоне от 25,8% до 77%.

Кроме перечисленных категорий, были обследованы умственно от­сталые дети с системным речевым дефектом. У них закономерно зафиксированы самые низкие показатели. Среднегрупповая успеш­ность выполнения заданий методики соответствует 48,5%, т.е. I уровню, разброс — от 26,4% до 63,1%.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП ПО УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТОДИКИ (В %)

УСРЕДНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРОФИЛИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

Средние показатели успешности выполнения речевых проб деть­ми разных групп (в %)

Как видно из приведенных данных, системный речевой дефект на­блюдается не только у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Речевая; патология сходной структуры, хотя и, как правило, меньшей степени выраженности, зафиксирована у всех обследованных младших школьников с ЗПР. Из таблицы и рисунка ясно, что наиболее существенные различия между этими двумя категориями детей отмечаются на сенсомоторном уровне в характеристиках звукопроизношения и сформированности слого­вой структуры слова. У детей с ОНР существенно хуже и показа­тели овладения грамматическим строем речи. Тот фактор, что школьники с ЗПР менее успешно справились с заданиями по языковому анализу, требует специального анализа. В качестве од­ной из причин можно рассматривать большую обученность в этом отношении учащихся речевых школ, которые получали логопе­дическую помощь еще до начала школьного обучения.

Итак, полный вариант методики дает возможность тщательного и глубокого исследования основных компонентов устной речи, однако такое обследование трудоемко, занимает много времени и не всегда необходимо. В связи с этим возможно использование сокращенного варианта.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.