Серия 3. Исследование грамматического строя речи 1. Повторение предложений Инструкция: послушай предложение и попытайся повторить его как можно точнее. Наступила осень. Птичка свила гнездо. Над водой летали белые чайки В саду было много красных яблок. Земля освещается солнцем. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза). Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение. 2. Верификация предложений Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. Девочка гладит утюгом. Дом нарисован мальчик. Мальчик умывается лицо. Собака вышла в будку. Березки склонились от ветра. Солнце освещается Землей. По морю плывут корабль. У Нины большая яблоко. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок; 0,5 балла – выявление и исправление ошибок с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – ошибки выявлены, но не исправлены; 0 баллов – ошибки не выявлены. 3. Составление предложений из слов в начальной форме Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение. Мальчик, открывать, дверь. Девочка, читать, книжка. Доктор, лечить, дети. Рисовать, карандаш, девочка. В, сад, расти, вишня. Сидеть, синичка, на , ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Витя, косить, трава, кролики, для. Миша, дать, собака, большая, кость. Петя, купить, шар, красный, мама. Слова предъявляются до первого ответа Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.); 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. 4. Добавление предлога в предложение Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить. Лена наливает чай … чашки. Почки распустились … деревьях. Лодка плывет … озеру. Чайка летит … водой. Птенец выпал … гнезда. Деревья шумят … ветра. Последние листья падают … березы. Щенок спрятался … крыльцом. Пес сидит … конуры. Большая толпа собралась … театром. В связи с трудностью этого задания разрешается использовать два вида помощи: 1 – стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда?). Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида. 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция: один – дом, если их много, то это дома. Один стол, а много – это… Стул – … Окно – … Звезда – … ухо – … Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов. Стол, а много чего? - … стул -… окно - … звезда - … ухо - … Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение. |