МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.





Имре Лакаташ (1922 – 1974), профессор Лондонской школы экономики. Поставил под сомнение одну из идей Поппера. Идеи Поппера опираются на одно допущение, что существуют факты, независимые от теорий (кусочки реальности самой по себе). Поппер ставит под вопрос теории, Лакаташ ставит под вопрос факты. А действительно ли факты независимы от теорий?

Общий тренд перехода от позитивистской фсф науки к постпозитивистской: вопрос о статусе факты.

1) Если все факты теоретически нагружены, то теории настолько же необоснованны, насколько неопровержимы. Тогда факт не может стать весомым, чтобы опровергнуть какую-либо теорию.

2) Эволюционистская концепция науки стала трещать по швам. Если она представлялась плавно растущим зданием из кирпичиков, то теперь наука – это конкуренция и борьба теорий. На основе одних и тех же фактов можно строить разные теории.

Что является критерием отбора теорий? Лакташ выдвигает теорию логики развития науки как борьбу и смену исследовательских программ – серий теоретических положений, которые выдвигает исследователь, исследовательское собщество. Ученые не отказываются от своих теорий, даже если оппоненты выдвигают контраргументы. Они вводят гипотеза ad hoc (задним числом), чтобы дать интерпретацию контраргументов. Исследовательская программа – ряд теорий, набор теоретических допущений, суть которого найти интерпретацию выдвигаемых оппонентами контраргументов.

Лакаташ предложил «ядро теории» и «защитный пояс» (положения, которые можно модифицировать или даже отбросить). чем должна быть лучше новая исследовательская программа, чтобы отказаться от старой. 3 критерия:

- иметь новое эмпирическое содержание

- должна объяснять и старую, предшествующую программу

- обладать эвристичностью, уметь открывать новый эмпирический материал

Идеи Лакаташа порождали следствия:

Следствия. Теперь приходилось иметь в виду, что наука – это есть история науки. Имеют место не отдельные теория, а исследовательские программы. Момент движения, изменения внутри науки.

Возникла версия двух историй науки:

внутренняя – рациональная реконструкция развития научного знания (в рамках логики – чья теория эффективней, а не хронологии: гипотеза, аргументы, контраргументы);

внешняя – описание деятельности людей, хронологии. Интернализм (внутреннее) – рассмотрение науки как движимой только внутренней логикой своего развития (гипотеза, аргумент, контраргумент, новая гипотеза…), и экстерналистская - с т.зр. социокультурных факторов, психологии людей и пр.

Интерналистская - движение к истине, экстерналистская – история заблуждений.

Поворот от должного к сущему. Не так как должно быть, а как происходит. От нормативности, к реальной истории развития к науки. Ученые не отказываются от теорий, даже если находятся контраргументы, т.о. человеческий внерациональный фактор становится важным. Обращать внимание в истории науки не на логику, а на людей.

Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes, лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. В 1634 году он заканчивает свою первую, программную книгу под названием «Мир» (Le Monde), состоящую из двух частей: «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Декарт решил при жизни не печатать этот труд. Вскоре, однако, одна за другой, появляются другие книги Декарта: «Рассуждение о методе…» (1637), «Размышления о первой философии…» (1641), «Первоначала философии» (1644).

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма (метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум) как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм (сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины), критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

Согласно концепции дальнодействия, тела действуют друг на друга без материальных посредников, через пустоту, на любом расстоянии. Такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью (но подчиняется определённым законам). Примером силы, считавшейся одним из примеров непосредственного действия на расстоянии, можно считать силу всемирного тяготения в классической теории гравитации Ньютона.

Согласно концепции близкодействия, взаимодействия передаются с помощью особых материальных посредников и с конечной скоростью. Например, в случае электромагнитных взаимодействий таким посредником является электромагнитное поле.

В современной физике эти понятия иногда используются в другом смысле, а именно, дальнодействующими полями называют гравитационное и электромагнитное (они подчиняются в классическом пределе закону обратных квадратов), а короткодействующими — поля сильного и слабого взаимодействия, которые быстро спадают с расстоянием на больших масштабах, и поэтому проявляются лишь при малых расстояниях между частицами.

КАРТЕЗИАНСКИЙ ИДЕАЛ НАУКИ — образ науки, который был сформирован родоначальниками новоевропейской науки о природе. Название «картезианский» условно, поскольку идеал науки можно найти в работах не только Декарта, но и Галилея, Гоббса, Бэкона, Спинозы, Ньютона, Лейбница и других философов и ученых.

Формирование этого идеала происходило как в результате успехов естествознания, ориентировавшегося на математические и механистические модели, так и под влиянием социального контекста, в котором происходили генезис и развитие наук в это время. Глубокий политический и духовный кризис, охвативший Европу в первой половине 17 в., жестокости Тридцатилетней войны побуждали многих мыслителей апеллировать к идеалам универсального и неизменного порядка как в природе, так и в социальной жизни. Это выразилось в направленности мысли на абстрактное, общее, неизменное у представителей точных наук; это же заставляло социальных мыслителей искать аналогичные универсальные и неизменные элементы в «природе человека» и в социально-политической жизни.

К. и. н. включает в себя онтологические, методологические и социологические составляющие. Его онтологические принципы состоят в следующем. Порядок Природы стабилен, неизменен; человек может познать его с помощью столь же неизменных и присущих всем способностей человеческого Разума. Материя (телесность) является косным, инертным началом и отличается от сознания — активного начала деятельности. Сознание заключено во внутреннем индивидуальном мире, в индивидуальном теле; в природе отсутствуют духовные начала и агенты.

Методологические принципы суммируются в следующих положениях. Предметом науки является общее — универсальные характеристики и связи сущего, понимаемого как «естественный порядок». Науки об индивидуальном не может быть — это область истории или искусства. Общие характеристики сущего в науке должны выражаться в форме законов— неизменных и универсальных. В естествознании эти законы допускают математическую форму, и к этому идеалу должны стремиться и остальные науки. В познании главными являются количественные (измерение) и экспериментальные методы. Правильное научное объяснение — это объяснение свойств целого из свойств частей (методологический атомизм).

Социологические принципы очерчивают место и роль науки в обществе и ценностные установки ученого. Наука нейтральна в социально-политическом и моральном смысле; она ориентируется на универсальные ценности истины, на рациональности и обоснованности. Субъект познания — контрагент природы, призванный через познание законов природы контролировать ее и господствовать над ней. Наука занимает в обществе автономное социальное пространство; ученые образуют наднациональную «республику ученых», живущую по своим собственным нормам и законам, которые в то же время являются образцом цивилизованных, толерантных и рациональных норм взаимоотношений для остальных людей.

Схематично этапы развития позитивизма можно представить следующим образом:

Период Хронологические рамки Философы
Первый — классический 1830 г. — конец XIX в. О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер
Второй — эмпириокритицизм, или махизм конец XIX — начало XX в. Э. Мах, Р. Авенариус
Третий — неопозитивизм, или логический позитивизм 1920 — 1950 / 60 г. М. Шлик, Р. Карнал, Ф. Франк, У. Ван О. Куайн
Постпозитивизм 1960 / 70 гг. — настоящее время К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму. Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название "философии"; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук.

Из позитивистов также можно назвать Г. Спенсера — в Великобритании. В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. появляется махизм (эмпириокритицизм).

Итак, как уже было отмечено, позитивизм на втором этапе своего развития получил название "эмпириокритицизм" ("критическое исследование опыта"), или "махизм", — по имени его основоположника и виднейшего австрийского физика и философа Э. Маха (1838–1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты швейцарским философом Р. Авенариусом (1843–1896).

Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя "объяснительная модель" утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.

Особое влияние на становление эмпириокритицизма оказал "кризис в физике" на рубеже XIX–XX вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не "вписывались" в прежнюю ньютоно–картезианскую картину мира и даже противоречили ей. Так, традиционное отождествление материи с веществом, состоящим из неделимых атомов, делало непонятным статус электромагнитных полей, которые явно не являются веществом, получалось и материей. Подобные умозаключения привели физиков к выводу: "материя исчезла". Эмпириокритицизм преодолел кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена "ненаучной".

Основу субъективно–идеалистического учения Маха составляет его теория экономии мышления и выдвигаемый им идеал "чисто описательной" науки. "...Принцип экономии мышления, если его действительно положить "в основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. "Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения...". Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость "приспособления" организма к фактам. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вместе с механистической интерпретацией причинности Мах отбрасывает само понятие причинности, предлагая заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания Мах пытается применить к теории познания. Свой критический анализ ньютоновских понятий массы, абсолютного пространства он связывает с философским тезисом о мнимости понятия субстанции, вещи, о мнимости проблемы отношения субстанции и её свойств. Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта. Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений).

В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дескриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат — "нейтральный опыт", и состоит из "элементов опыта". Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы.

Делая небольшой вывод относительно теории махизма, следует выделить следующие основные мысли. Основной принцип – принцип нейтральных элементов мира. По сути, это феноменализм (реальны только феномены). Ощущения (по Канту это природа) и являются нейтральными элементами мира. Знаем мы то, что ощущаем. Ощущения порождают психический и физический ряды. Нейтральные элементы сопоставляются и с тем, и с другим. Например, ожог о чайник с психической точки зрения – ощущение боли, а с физической – он был настолько горячий, что соприкосновение с ним вызвало ожог. Основу познания составляют суждения, наблюдения, т.е. описания того, что мы имеем в чувственном опыте (фактов). Кумулятивное развитие науки представляет собой накопление фактов.

Отсюда следует важный вывод – принцип наблюдаемости – наука должна быть организована таким образом, чтобы из нее было исключено все ненаблюдаемое непосредственно и несводимое к нему. Т.е. опять отрицается атомизм, теория относительности. Следовательно, наука выполняет только описательную функцию. Принцип наблюдаемости одновременно принес и пользу, и вред для науки.

В соответствии с тем, что наука только описывает мир, под теорией понимается его сокращенное описание в соответствии с принципом экономии мышления, т.е. множество наблюдаемых эмпирических фактов сокращенно записываются в виде теории. Развитие науки есть поиск более емких, экономных способов записи (отсюда опять–таки выпад в сторону теории относительности, которая только усложняет запись). Но какие критерии у принципа экономии мышления? А их определено не было, т.е. сам принцип – понятие нестрогое.

Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. и который является современным, третьим этапом в эволюции П.

Сформировалась в начале 20 в. с осмыслением науки как специфич сферы знания. Осн проблемы: критерии научности.

С момента возникновения индустриальной культуры Европы . Наука как синоним достоверного? знания. С первой половины 20 в. стала осознаваться как специфич знания. Все что происходит в науке должно осущ-ся за счет ее внутренних ресурсов – интерналисткая… История, личности ученых должны быть отброшены. Только «логика».

Дискуссия шла вокруг естественнонаучного знания.

Неопозитивизм (логический позитивизм). Связывают с Венским университетом. В 1922 г. кафедру натуральной фсф возглавил физик Морис Шлик (1882 – 1936). Задача – реформировать науку и философию. «Венский кружок». Рудольф Карнап, Отто Нейрат. Вдохновлялись идеями О. Конта, Э. Маха.

Аналитическая фсф. Бертрам Рассел, Людвиг Вильгильштейн. Сформулировали программу того, что должно представлять собой научное знание.

1. Исходный источник знаний – чувственное восприятие. Друг с другом они не связаны. Поток чувственных восприятий – «чистый опыт».

2. Принцип наблюдаемости. Наличие наблюдателя.

Находят выражение в протокольных (атомарных) предложениях («Ворона черная»). Они нейтральны по отношению к теориям, культурным установкам. Базисной задачей становилось накопление данных. Процедуры объяснения и предсказание воспринимались либо как вторичные, либо вообще не имели смысла. Неизвестно доподлинно, является ли А причиной Б. Только описание опыта.

Теория выступала сжатым описанием. («Все вороны черные»). Деятельность ученого: устанавливает базисные протокольные предложения (факты) и поиск их обобщения. Ключевая процедура – верификация (нечто вроде редукции: сведения сложного к простому).

Еще одно следствие – за бортом оказывались философия, религия, потому что к протокольным предложениям их свести нельзя. «Очистка знаний» от незаконных допущений.

Предполагалось, что рост знаний самоочевидная ценность. Теория познания развивалась куммулятивистским путем (накопления знаний). Наука мыслилась как пирамида. Базис – факты, на вершине – теория.

Эта стандартная концепция науки до сих пор сохраняется в общественном сознании.

Теория познания здесь трактовалась кумулятивизмом. Плавный рост. Наука – примаида – базис – это факты – протокольные предложения, обобщающее и прочее.

Каждый участник может вставить кирпичик – систематизация параллельно.

Компромисный вариант – Отто Нейрот – энциклопедия знаний. Достаточно не выстроить систему, а согласованности теорий, тогда могут интерпретироваться достоверностью. Критерий обоснования знания. Стандартная концепция науки. Стихийный позитивизм.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.