Идея самоорганизации, в состоянии хауса происходят самоорганизации в к-л системы. Например, самоорганизация коллектива ученых: генераторы идей, исполнители и критики. Если убрать одну группу, то оставшиеся снова перегруппируются в эти 3. Также про шаманизм, когда коллектив выдавливает из себя шамана. Важный момент – чтобы самоорганизация произошла необходимо постоянно действие какого-либо фактора. Гносеологические моменты. Познание. Когда произойдет т. Бифуркации, какой параметр окажется решающим для слома системы и куда она перейдет заранее знать и предсказать невозможно. Это обусловлено ограниченностью наблюдателя. Фактор, в обычной системе являющийся незначительным, в состоянии перелома может оказаться решающим. Принципиальная причина в социальной реальности - незавершенности систем – в специфике человеческого отношения к миру. Люди мир преобразуют, а животные адаптируются. Своим способом существования люди разрушают те системы, с которыми взаимодействуют, и создают социальные, но не могут знать всех последствий своих действий, с которыми потом опять придется разбираться. Это происходит, потому что люди добиваются не того, чего изначально хотели. Рыночная экономика порождает неведомые нам последствия – например исчезновение книжной культуры в замен на экранную. Платон – плохо, что люди стали записывать – надеются на хрупкий материал, а не на запоминание. Сейчас клиповая культура – не м/б закрытыми системы. Гегель называл это хитростью разума. Мы сами обусловлены непредсказуемыми последствиями действий наших предков. Современная онтология – популярна идея фрагментированности. Концепция альтернативности истории. Мыслить должны, что альтернатива всегда есть. Неклассическая эпистемология: основные понятия Антропоцентризм – убеждение, что мир может быть дан лишь в отношении к нам. Релятивизм – убеждение, что любая форма знания представляет собой видение с той или иной позиции (относительность) и никакой иной быть не может. Плюрализм – убеждение, что познание и знание представляет собой такое многообразие идей и теорий, которое в принципе не может быть соединено в целостную и непротиворечивую систему идей. Конструктивизм - убеждение, что не мир определяет цели нашего познания, способы организации и содержание нашего опыта, а специфика культуры, внутри которой находится познающий субъект. Прагматизм – убеждение, что структура и содержание нашего знания явно или неявно определяется практикой его применения. Историчность – убеждение, что условия формирования и особенности той или иной картины мира определяются особенностями ресурсов, которые находятся в распоряжении той или иной культуры, и теми целями, которые явно или неявно полагаются в ней приоритетными. • Антропоцентризм И. Кант (1724-1804). По его словам он совершил «коперниканский переворот». «Не человек вращается вокруг мира, а мир вращается вокруг человека». Гносеологическая установка – мир для нас - всегда картина мира, в ней всегда выделены существенные моменты, а какие-то опущены. Кант и субъективные идеалисты – существует мир для нас и мир сам по себе. Современная постклассическая философия утверждает, что за пределами картины мира никакого мира не существует. «Мир появляется для нас в картинах мира». Для нас существуют только те объекты, которые мы можем освоить своим разумом. От одной картины мира можно перейти только к другой. Классика была убеждена, что мы приближаемся к пониманию мира. Сейчас – нет никакого мира. Фигня это. Бессмысленны выражения: «та….», «на самом деле». Эта картина мира выступает не только результатом познания, но и его условием. Она задает, что мы будем видеть и слышать, что мы будем считать реальным. не определить путём сравнения с миром. Необходимы несколько теорий, которые можно сравнивать. Теория когеренции – которая непротиворечивей, та и лучше - и прагматизм. Классич фсф думала, что проверить правильность теорий было возможно сравнивая их с реальностью, миром. –Корреспондентская концепция. Постклассич.: сравнить теории друг с другом: какие логичней, прагматичней. Конструктивизм. Противопоставляют реализму и как наслед классич философии (что наше знание – отражение объективного мира) выявить, что мир представляет собой. 2 тезиса конструктивизма:- способы освоения мира обусловлены культурой. Она даёт правила, схемы обработки опыта – существенное от несущественного на более глубинном уровне. Даже наш непосредственный опыт (переживания, видение мира) уже культурно детерминирован. Природа и общество – это определённые понятия. Которыми мы разделяем мир. В архаической культуре по-другому. Поэтому наш язык – способ организации мира – вещи, свойства, отношения – мы членим так. Контруктивизм – откуда членение взялось. - цели познания тоже обусловлены культурой. Форматы, жанры, в которые упаковывается прошлое. Описание прошлого как трагедия, комедия или эпос и т.д. – не потому, что описать как было, а культурные задачи. Сама цель наших знаний и способ их получения. Может происходить как явно, так и бессознательно. Картоху посадить – мало ли что может произойти. Способ взгляда инженера – переделать, разобрать, скомбиновть. Не познать мир в глубине – преобразовать. Прагматизм как ответ на вопрос о предназначении знания и определения его достоверности. Классическое представление об истине как корреспонденции (соответствии) наших знаний свойствам самого мира. В рамках постклассических представлений истина – это то, что применимо. Способность знания решать практические, теоретические проблемы. Историчность. Знание применимо для нас. Нет вечной истинности знаний, они всегда применимы в рамках культурного контекста. Применимость - Условия понимания смысла каких-либо объектов. Применимость для поиска новых знаний? Как объект применяем, таким он и является – функциональный подход. Методолог установка: если хочешь понять как объект устроен, посмотри для чего он применяется/создавался. С эпохи просвещения: традиция – предрассудок, который мешает нам понимать мир. Исследователь должен ее откинуть, очистить свой разум, увидеть «правильные» факты. Современный подход: традиция предопределяет наше видение мира, вне традиций нет наших знаний. Изменение отношения ко времени. В классике время интерпретировалось как уровень явлений. Что в природе вечно повторяются атомы… в истории все одно и то же происходит. Современность: время – наиболее сущностный способ понимания мира. Мы можем мыслить мир только временными категориями. Заложена идея Кантом. Категории причина-следствие уже означает, что мы мыслим категориями времени. У нас нет других способов осмысления мира… Способ организации нашего мышления. Картина мира будет определять и наблюдателя. КМ определяет и наблюдателя. Классика – вненаходимость наблюдателя. Современная КМ – такая же часть мира, как и мы. Синонимы картине мира: парадигма, паттерны, концептуальные схемы, дискурс. «Чтобы познать мир следует познать самого себя» - античная мысль. Т.е. В себе мы найдем схемы, с помощью которых мы осваиваем мир. Отсюда необходимость периодической рефлексии – подвергать картину мира экспертизе, сохранились ли те или иные объекты. Категорийный аппарат один, а что-то другое исчезло – например язык, исчезают государства. Могут возникать ситуации, когда наш понятийный аппарат чего-то не схватывает. Картина мира задает формат, с помощью которого мы «упаковываем» события. • Релятивизм Представление о том, что любое знание предполагает наличие позиции, т.е. Зависит от точки отсчета, поэтому оно относительно. Предполагает существование различных объектов? С религиозной т. Зр. Бог существует, с атеистической т. Зр. Бог не существует. Варвар уселся на Римский(Византийский)(?) трон – либо мудрость запада – что император раынй седи равных, либо рыцарь – просто варвар. Следствие – плюрализм картин мира. В практике возможны консенсусы картин мира – возможность договориться. Дискредитирует себя идея толерантности – крах представлений об абсолютной истине. Вытекает из кризиса классических представлений об истине. Не рост гуманистических настроений, а утрата уверенности в существовании истины. Конкуренция картин мира. С современной т.зр. Синтез плюралистических взглядов невозможен. История – либо поступательное движение вперёд, либо серия самодостаточных культур. Соединить эти 2 позиции нельзя – они взаимоисключают друг друга. Систематическое описанеи не м.б. полным в обычном смысле – а только как описание всех существующих объектов. Познание – селекция значимого. • Эволюционизм или исторический характер познания Но он означает не плавный постепенный рост знаний, а что никакой общей цели познания не существует с точки зрения современных мыслителей. Цели познания в разных культурах различны. Пол Фейерабен: эпистемологический анархизм. Нет единой цели познания. Пост-модернизм использует термин «резома» – то, что лишено единого стержня. Движение, конфигурация самой причудливой формы. Отсюда: ещё черта – будущее открыто. Мы не можем знать, что то, что ценно для нас, будет ценно в будущем. В противоположность классической теории познания (от многого к единому) Феербанд говорил о пролиферации. Движение знаний идет в направлении пролиферации идей (размножении). И это вынужденная необходимость. Если утратили веру, что достоверность знаний 1. КАНТИАНСТВО –условное и не вполне точное обозначение совокупности философских учений, систем и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта. Появление его основных трудов произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся многочисленные рецензии, они оживленно обсуждаются на страницах популярных газет и журналов, специализированных периодических изданий, некоторые из которых (в Йене, Галле) становятся рупорами и пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие немецкие философы, ученые, публицисты и поэты сравнивают Канта с Моисеем, Сократом или Лютером, а его труды называют «бессмертными», «гордостью и благодатью уходящего столетия» и т.п. Влияние философии Канта просматривается в историко-философских исследованиях (И.Тифтрунк), в теории права (Г.Хуфеланд, А.Фейербах), философии религии (В.Г.Тиннеман, X.Паулюс), в эстетике (Ф.Шиллер, И.В.Гете) и других дисциплинах. Публикуется значительное число специальных работ, посвященных кантовской философии, ее доступному и популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума»» И.Г.Шульца (1784, рус. пер. 1910), «Письма о кантовской философии» К.Л.Рейнгольда (1786–87), в 80– 90-х гг. 18 в. выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (X.Е.Шмидта, Г.Меллина, Ф.Грилло, С.Мутшелле, А.Месса и др.). Вместе с тем, появление такого рода работ было вызвано не только большим пиететом перед творениями Канта, глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники и друзья мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложения «Критики чистого разума» в «Пролегоменах» (первоначально имевших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию 2-го варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения, возникшие даже «со стороны сведущих и беспристрастных судей» и помочь «отважным и светлым умам» овладеть его наукой. Тем не менее опасениям Канта – оказаться не понятым – суждено было сбыться Если не единственный, то основной недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе, т.е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разновидность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны Канта в «Пролегоменах», во 2-м издании «Критики...» (особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а также в целом ряде писем и других работ, в т.ч. и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» 1799, где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей немецкой классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии. В силу названных и ряда других причин к кантианству в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф.Т.Ринка и Г. Б. Ёше, философская деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о кантианстве как сколько-нибудь серьезной и оформившейся философской школе или направлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство». Во 2-й половине 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда текстологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей т.н. кантофилологии (Г.Файхингера, И.Эрдмана, Б.Эрдмана, Э.Адикеса, Р.Райке и др.), деятельность которых во многом способствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства и других философских школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта. Иммануил Кант. (1724-1804). Родился в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов. С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: · «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология) · «Критика практического разума» (1788) — этика. В основе этики, согласно Канту, лежит не стремление к счастью (эвдемонизм), а стремление быть достойным счастья. Это осуществляется посредством выполнения долга, который Кант отождествляет с категорическим императивом. Основным атрибутом долга становится бескорыстность (в отличие от гипотетического императива, который определяется не бескорыстностью, а полезностью). В сочинении Кант проводит параллели между своим пониманием долга и нравственным чувством британских философов, однако замечает, что долг не может быть чувством, ибо предшествует опыту. Долг является именно императивом для свободной воли, т.е. общезначимым повелением (в отличие от максимы). Причем долг исходит из самоценности поступка. · «Критика способности суждения» (1790) — эстетика Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию. Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год). I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: · разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год); · наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; · выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; · изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. И. Кант (1724-1804). По его словам он совершил «коперниканский переворот». «Не человек вращается вокруг мира, а мир вращается вокруг человека». Гносеологическая установка – мир для нас - всегда картина мира, в ней всегда выделены существенные моменты, а какие-то опущены. Она создана из того, что по силам нашим чувствам и разуму. Может ли Бог создать камень, который поднять не сможет, но он ведь всемогущ. Пространство и время – это устройство наших чувств, формат. Отсюда вытекало то, что мир всегда существует только в отношении к нам – в рамках наших знаний. Когда мы начинаем воспринимать и понимать объекты – они уже не вещи сами по себе, а имеют отношение к нам. Шекспир об абсолютном ответчике. Жизнь и смерть конститируют наш мир. Выскочить за этот предел мы не можем, отсюда не можим получить ответ – что есть жизнь, а что смерть. Рамки бытия. Мир дан в отношении к нам. Это пост-классическая философя – мир – это картина мира. (Станислав Лем) Мы не можем помыслить объекты вне рамок наших категорий. Кант и субъективные идеалисты – существует мир для нас и мир сам по себе. Современная постклассическая философия утверждает, что за пределами картины мира никакого мира не существует. «Мир появляется для нас в картинах мира». Для нас существуют только те объекты, которые мы можем освоить своим разумом. От одной картины мира можно перейти только к другой. Классика была убеждена, что мы приближаемся к пониманию мира. Сейчас – нет никакого мира. Фигня это. Бессмысленны выражения: «та….», «на самом деле». Эта картина мира выступает не только результатом познания, но и его условием. Она задает, что мы будем видеть и слышать, что мы будем считать реальным. «Критика чистого разума» 1781 г.Исходная идея – чистый разум Кант толкует как способность, дающая человеку принципы априорного знания, не загрязнённые опытом. Априорные-, вне-, доопытные знания = чистый разум. Сама книга условно делится на: эстетику – почему разум – это красота и симметрия; логику – аналитика и диалектика. Аналитика – идея феноменов и ноуменов (вещи в себе, предметы вне зависимости от сознания, не доступны нам). Диалектика – парадигмы, антиномии, идеалы. Мы работаем с феноменами. Тем, что нам дано миром. Ноумен – наш мысленный конструкт. Не имеет отношения к миру, только к нам. Пространство и время не существуют. Время – человеческая, индивидуальная концепция, которая объясняет феномены мира. Прошлое базируется на памяти. Время для нас линейно. Мы присваиваем обозначения – прошлое, настоящее, будущее. Все суждения о мире выстраиваются из сочетания феноменов и ноуменов. Синтез – трансцендентальная апперцепция – переход между границей человека и мира. Что-то сознание выхватывает, а что-то неспособно. Сознание первично. При этом кант – позитивист, человек просвещения. Познавать необходимо только факты. История – это наука, которая должна развиваться только в позитивизме. Для канта важна теологичность. Teolos – цель. Человечество развивается к чему-то. Осмыслинность в историческом развитии привносит человек. История без человеческого восприятия просто хроника. События сами для себя равнозначны, мы придаём каждому значение. Главная движущая сила – мораль – идея, теоретическая концепция она для него. Феномен в исторической перспективе – культура. История должна заниматься материальными свидетельствами. На истории, как науке, ставит крест – этика – главный смысл истории, но ей занимается философия. Диалектика – паралагизмы, антиномии и идеалы. Паралагизмы – суждения чистого разума, которые являются ложными по форме умозаключения не зависимых от содержания. Трансценденция – внеопытное знание, неизбежная и непреодолимая иллюзия. Только так что-то можем понять. Например человеческая личность – пытается сам на себя смотреть. Антиномии – 2 противоречящих др. др. но логически истинных закона. Противоречие закона самому себе. Ситуация, когда противоречия об объекте высказывания имеют равные логические обоснования. Одинаково верные противоречия. По Канту чистый разум неизбежно попадает в них, так как выходит за пределы человеческого опыта. Доказательства антиномии чистого разума. 1. Мир конечен и мир бесконечен. 2. (Все) субстанции, вещи состоят из простых вещей и ничего простого не существует. 3. Антиномия свободной причинности – свобода воли или есть только причинность, необходимость. 4. Первопричина вне существующего мира – есть или нет. Парадокс (неожиданный, странный с греч + высказывание, суждение). Ортодокс – привычный, традиционный. Парадоксы в картезианстве приветствуются – так как основаны на опыте. Ортодоксия тормозит развитие научного знания. Парадокс Ольбертса – почему ночное небо тёмное, ведь много звёзд. Антиномии чистого разума связаны со свойствами синтетических суждений. В аналитике аналитические суждения – схемы, оксиомы. Антиномии возникают в синтетических суждениях когда нужно найти связь между двумя явлениями. 7+5=12 – состоит из бесконечного ряда чисел. В понятии «сумма» нет всех составляющих. Антиномии, сети, которые вовсе не приходится преднамеренно расставлять на пути разума. Осуждает абсолютный скептицизм и агностицизм, как релятивизм. Книга «Критика практического разума» - этические идеи. Мораль имеет практические основания. Развенчивает полезность, вредность моральных идей. В рамках практического разума невозможно. Практический разум даёт иллюзию ответа. Кант выдвигает категорический императив. Антиномии чистого разума – 1. Противоречие трансцендентальных идей. Мир имеет начало во времени и ограниченность в пространства vs бесконечность во времени и пространстве. Доказательство конечности: Начиная с противоположного допущения, доберёмся до границы. Что за ней? 2-е противоречие. Всякая сложная субстанция состоит из простых вещей и существует только простое и сложное из простого vs ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых. 1. Всё может слиться воедино. Видим отличия – делим на части. 2… 3. Антиномия – причинность по законам природы есть не единственная причинность из которой выявляются все явления в мире, допустить и свободные причины. Причинность через свободу vs нет свободы. Всё совершается в мире только по законам природы. Доказательство свободы: если всё случается по законам природы, то случается всё без первоначала, нельзя устанановить первопричину. Между тем закон природы не действует без необходимости причины. Нужно допустить абсолютную самопроизвольность. Доказательство несвободы: без внешних причин нельзя увидить самопроизвольность. 4. Тезис: к миру принадлежит как часть его или как причина, безусловно необходимая сущноть. Антитезис: нигде нет никакой безусловно необходимой сущности, которая является первопричиной. Но для практического разума, когда попадает в тиски противоречий…. Но нельзя смотреть на это равнодушно. Мы таким образом осведомляемся о логическом критерии истинности даёт понять поступки чистого разума. Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus — повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Антиномии свободы воли и необходимости детерминирования (однозначная предопределённость). Свобода – есть осознанная необходимость. Разделение свободы воли, свободы действий и свободы выбора. Лавитский Сергей Александрович [15(28) марта 1908, Либава, ныне Лиепая – 24 сентября 1983, Вашингтон] «Трагедия свободы». Принадлежит к видным философам русского зарубежья, он был учеником и последователем Н.О. Лосского. В своей книге, которая впервые издана в России, он всесторонне исследовал проблему свободы. Род. в семье морского офицера. В 1913 семья переехала в Ревель (ныне – Таллин). По окончании гимназии он поступил в Карлов университет в Праге, где изучал философию под руководством Н.О.Лосского. Первые его научные статьи были написаны по-чешски. В 1941 защитил докторскую диссертацию – «Свобода и познание». В годы 2-й мировой войны вступил в ряды антикоммунистической организации российских солидаристов. После войны в числе перемещенных лиц оказался в Германии, где в 1948 вышел его первый большой труд «Основы органического мировоззрения», который является полноценным введением в философию солидаризма. В 1950 с семьей (женой и двумя детьми) переселился в США. В 1958 в Германии вышла лучшая книга Левицкого «Трагедия свободы», предисловие к которой написал Н.Лосский, оценивший автора как «достойного преемника той линии философии, начало которой положил Владимир Соловьев». В свободе Левицкий усматривает «шанс и риск творческого пути человечества», с 1966 по 1974 преподавал русскую литературу и философию в университете Джорджтауна. Левицкий считается одним из главных идеологов солидаризма – направления социально-философской мысли, лежащего в основе политической программы антикоммунистов. Свобода действительная – построены практические границы законами материального мира. Если победа предрешена согласно диалектике законами природы. В сознании мы остаёмся свободными. Свобода действия – дело техническое. Свобода выбора. Способность сознания человека. Если признаём, что воля – регистратор мотивов. Мотивы детерминировано предопределяют наш выбор. Мы отрицаем свободу выбора. Он происходит автоматически. Критерий отделения более сильного и более слабого мотива – их нет. Человеческая часть идёт против инстинктов. Самосохранения. В 1-й половине 20 века – мотив сексуальности. Существование свободы выбора только при равных мотивах. Наше «я» не может быть пассивным зрителем – вмешаться и выбрать/не выбрать. Свобода такого выбора не имеет отношения к свободе воли, т.к. не означает её. Свобода воли связана со свободой хотения. Если душа – производная материи. Мы не свободны. Даже если при этом обладаем ощущением свободы. «Я» отождествляется со свободой воли. Подвести под рациональную категорию невозможно. Свобода – это не объект вообще. «Глаз не видит тебя ибо ты зрачёк моих глаз». Воля способна к самопроизвольным действиям. Цепь причинности нарушает. «Буританов осёл» 14 в. – аллегория голодного осла между двмя стогами сена. Детерминисты – умрёт с голоду. Индетерминисты – создат себе сам разницу. Жребий. Абсолютгая равность настолько исчезающа и невероятна, что невозможна. Свобода – психические страдания, которые ведут к истине.Человек склонен к отказу от свободы выбора. Э. Фром «Бегство от свободы». (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно с последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)».[4] Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека. 2. Диалектика, диалектический подход в философии и методологии науки. Диалектика – способ рассуждения. Метод аргументации в философии, форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); • всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); • учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин). Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Современная наука предлагала диалектическую логику – возможен синтез противоположностей. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Глубинной основой гегелевской диалектики является средневековая концепция истории — развитие применительно к человеческому обществу христианской доктрины Бога и человека, так что диалектикa Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания связи Бога и человека. Основные идеи гегелевской диалектики сводятся к следующему: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Г. Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин). # Мир хаотичен в опыте нам данный, но если мы правильно смотрим навещи, то в сущности он организован и упорядочен. «Всё действительное разумно. Всё разумное действительно». – Гегель. Хаос, гибель, катастрофы… закономерны. История, по Гегелю, поступательное развитие. Деление мира на 2 части – имманентный мир (данный нам в опыте) и мир трансцендентный. Монизм – сущность одна единая. Системность – мир трактовался как закрытая система. Он описывается конечным числом законов. Они описывают весь мир. Гегель называл это хитростью разума. Мы сами обусловлены непредсказуемыми последствиями действий наших предков.# «Энциклопедия философских наук» 1817 г. Основной подход к объяснению последовательности решений – диалектическая триада: тезис – антитезис – синтез. «Всё конечное изменчиво, будущее переходит в противоположность…». Маркс и Энгельс развили и преобразовали. Маркс понимает философию как науку и пытается построить её по научному методу. Сознание Марксом понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Диалектика же выступает в качестве закона развития этой материи. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля: Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Последователями Маркса, главным образом, советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм. В систематизации диалектики, являвшейся общепринятой в диалектическом материализме в 1960—1980-е гг., некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие — «законами». Эта систематизация включала следующие положения: · принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи; · принцип развития, провозглашающий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; · закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность (определения понятия противоположности, или диалектического противоречия, так и не было дано); · закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения; · закон отрицания отрицания. Энгельс 1878 «Антидьюринг», «Диалектика природы» 1779 – 1882. Фри́дрих Э́нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895, Лондон). «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» (нем. Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft), общеизвестный как «Анти-Дюринг». Опубликована в 1878 году; до этого публиковалась частями в периодической печати. В философской части Энгельс противопоставляет идеалистическую философию материалистической с признанием преимущества за последней. Во второй части Энгельс рассматривает и развивает основные положения экономического учения Маркса, разоблачает настоящие причины раскола общества на классы, которые по мнению автора, заключаются в способе производства материальных благ, росте производительности и специализации общественного труда, возникновении частной собственности, на орудия и средства производства. Третья часть посвящена социализму, который автор считает непременным результатом развития общества, неминуемым следствием классовой борьбы. Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи в сфере бытия. Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся ее в материалистическое понимание природы и истории». В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Антитезис – это противоречие тезиса. Синтез отрицает антитезис - «снятия противоречий». Синтезàтезис – отрицание отрицания. Виды противоречий: Онтогонистические в обществе непримиримо враждебны, так как вызываются классовой ненавистью и преодолеть можно лишь насилием. Неонтогонистические – характерны для социалистического общества. Признаки: 1. Ввиду отсутствия враждебных классов м/б преодолены без конфликта, своевременно. 2. Переход в новое качественное состояние осуществляется путём скачка без взрыва, постепенное отмирание старого. 3. Их преодоление ведёт к укреплению существующего строя и ведёт к построению коммунизма. Переход из 1-го качественного состояния в другое после полного уничтожения старого – каждый виток развития абсолютно иной. Первый закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. Во втором законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения. Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному. Пример действия закона отрицания отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени. Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады. Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: · Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание. · Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием способа производства. Исторический материализм рассматривает общество как систему, развивающуюся эволюционно из-за постепенного развития производительных сил, и революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений. Он утверждает, что бытие общества (базис) формирует его сознание (надстройку), а не наоборот. Социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки. Базис (др.-греч. βασις — основа) — совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества. Способ производства — сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис - бытие общества. Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются два «основных» противоположных (антагонистических) класса — трудящиеся-производители (эксплуатируемый класс) и собственники средств производства (эксплуатирующий класс). Надстройка (нем. Überbau; англ. Superstructure) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем, служащих в классовом обществе господствующему (эксплуатирующему) классу (рабовладелец, помещик, капиталист (стар. назвн. Буржуазия)) для контроля (диктатура рабовладельцев, диктатура помещиков, диктатура буржуазии (капиталистов)) над эксплуатируемым классом (раб, крепостной крестьянин, рабочий класс (стар назвн. Пролетариат)) с помощью идеологии (позднее было введено понятие ложное сознание) выгодной самому господствующему классу для поддержания общества в том положении, в котором оно находится и сохранения своей власти. Надстройка - сознание общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества. Все культурные народы начинают с общественной собственности на землюàоснова для производстваà частная собственность – отрицаниеà основа для производства àболее высокая стадия общественная собственность. 3. Карл Поппер в работе «Что такое диалектика» подвергает критике применение диалектического метода в логике и тем более в естественных науках. Признавая, что диалектика является плодотворным способом понимания исторического хода развития научной мысли, Поппер возражает против переноса «закона противоречий» в формальную логику, отмечая, что одновременное признание истинным и тезиса, и антитезиса позволяет доказать истинность любого, даже явно ложного высказывания. Ещё больше возражений вызывает у Поппера распространение диалектической логики на другие области математики и в естественные науки. Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определенной области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок». Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс. Конец рациональности в науке. Научные истины занимаются идеологическими уловками. Борьба различных группировок за власть, стремление к введению единомыслия и подавлению интеллектуальной конкуренции — всё это привело к тому, что диалектический материализм во многом стал своего рода квазирелигиозным культом со своим «священным писанием» — трудами считавшихся непогрешимыми «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были абсолютными аргументами в любой дискуссии. Идеологический контроль в науке, использовавший положения диалектического материализма, в некоторых случаях приводил к кампаниям против отдельных научных направлений и их представителей (с предполагавшимися при этом репрессивными действиями). Развитие этих направлений в результате принимало закрытый характер и существенно тормозилось. Примером является сессия ВАСХНИЛ 1948 года, оказавшая тормозящее влияние на биологическую науку. В ходе этой дискуссии некоторые критики объявили «идеалистическим» понятие о наследственном веществе (то есть материи), а «материалистическим» — содержащий элементы телеологии неоламаркизм Т. Д. Лысенко и неовиталистская теория «живого вещества» О. Б. Лепешинской. Поппер считает, что расплывчатость основных понятий диалектики («противоречие», «борьба», «отрицание») ведёт к превращению диалектического материализма в софистику, делающую бессмысленной любую критику под предлогом «непонимания» критиками диалектического метода, что в дальнейшем служит предпосылкой для развития «диалектического» догматизма и прекращению всякого развития философской мысли. Одновременное признание истинным и тезиса, и антитезиса позволяет доказать истинность любого, даже явно ложного высказывания – к диалектической триаде. К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом. Сэр Карл Раймунд По́ппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Профессор Лондонской школы экономики. Основатель критического рационализма. «Нищета историцизма». Историцизм – учение о законах истории. Ключевая задача – проблема критериев демаркации. Чем наука отличается от философских учений, религиозных представлений, и всяких сомнительных с т.з. достоверности. Проблема так как согласно стандартной концепции науки для достоверности обобщённые высказывания должны обладать всеобщностью и необходимостью для определённого класса предметов. «Человек существо живое и разумное». Учёный должен искать не подтверждение, а опровержение. Любое знание является хорошим, работающим, когда оно имеет пределы применимости. Принцип погрешимости научного знания. Если теория не верифицируются, но фальсифицируются, то они не строятся на обобщении фактов, а являются умозрительными – не реализуемый на практике идеал научности… Гипотезы – теория для неё может быть из всевозможных источников. Обобщение опыта – это миф. Все теории обладают статусом погрешимости, падение либерализма. Шаг в сторону от интерналистской науки (поисков в логике науки), искать причины возникновения научного знания за пределами самой науки, в непознавательных (социо-культурных) факторах. Расширено пространство объектов интереса. Моделировать для себя возможные контр-аргументы – защитный поиск. Наука – она коммуникативная, знание находится в полемике. Поэтому факты – это не источник возникновения теорий. Никакое обобщение фактов всеобщности высказывания не создаст (только потому, что вы видели только черных ворон, не значит, что все вороны черные). Культура, традиции, и пр. как возможный источник идей. В 1945 году вышел труд «Открытое общество и его враги», в котором Карл Поппер критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии[2]. В этом труде Поппер также выдвинул идею открытого общества — общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения исходя из достигнутого, в результате договоренности, консенсуса. Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур, то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма. Критику марксизма Поппер продолжил в своей работе «Нищета историцизма» (1957 г.). Основной тезис данной книги — что вера в историческую необходимость является явным предрассудком и что невозможно предсказывать ход человеческой истории научными или какими-либо другими рациональными методами. Карл Поппер полагал, что предсказать ход истории невозможно. Суть его аргументации состоит в следующем: Знaчительное воздействие нa человеческую историю окaзывaет рaзвитие человеческого знaния. (Истинность этой посылки признaют и те, кто видит в нaших идеях, в том числе в нaучных идеях, побочные продукты мaтериaльного рaзвития.) Рaционaльные или нaучные способы не позволяют нaм предскaзaть рaзвитие нaучного знaния. Тaким обрaзом, ход человеческой истории предскaзaть невозможно ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24 ноября (6 декабря) 1870, Креславка, Витебской губ. – 24 января 1965, Париж] – русский философ, создатель интуитивизма. Учился в гимназии в Витебске, увлекся идеями атеизма и социализма, за что в 1887 исключен из гимназии. Продолжил образование за границей. Вернувшись на родину, в 1891 поступил на естественно-научное отделение Петербургского университета; в 1894 перешел на историко-филологический факультет. Учился у A.Введенского и А.Козлова. В 1901–03 находился в заграничной командировке (учился у В.Виндельбанда в Страсбурге, у B.Вундта в Лейпциге). К этому времени у Лосского уже сложились главные идеи его концепции, изложенные в диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», изданной в 1903. Перевел «Критику чистого разума» И.Канта (1907). В России Лосский опубликовал работы: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918). Вел педагогическую деятельность (с 1900 приват-доцент, с 1916 профессор Петербургского университета). Октябрьскую революцию не принял, в 1922 был выслан в Германию, вскоре перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 переехал во Францию, с 1946 в США, где до 1950 был профессором Духовной семинарии Св. Владимира в Нью-Йорке. Умер в возрасте 94 лет в Париже. Отражение в сознании внешнего мира. Попытка диалектического материализма избавиться от Кантовского учения в себ. Вещи нам вообще недоступны – Кант. Для диалектиков это означало, что мир до конца не постижим. Это смирение ведёт к релятивизму, скептицизму, агностицизму. Могут усомниться в социализме, коммунизме. Скупость, одностороннесть рассуждений (Лосский). Подобно Попперу критикует отрицание отрицания – хорошее оружие для революционного разрушения действительности. У людей ощущение противоречия. Диалектика – найти символ. Назвав противоречие жизненно необходимым – действие будет оправдано. «Диалектический материализм в СССР» 4. Конструктивизм. Операционализм. Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение. Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятии, геометрии и логике. В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания — организующим, структурирующим, формирующим и образным[1]. Сторонники конструктивизма полагают что, не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. А радикальные конструктивисты вообще утверждают, что вся реальность и суждения о ней — антропогенны, антропоморфны и аксиологичны. То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности. Также как не существует независимой от людей, одинаковой для всех объективной, «божественной» по своему статусу, истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно самотворящее себя существо. Логический К.Б. Рассел и А.Н. Уайтхед под влиянием логических работ Г. Фреге предпринимают попытку свести предложения и термины математики к логике. Центральный принцип логицизма требует логического конструирования понятий, т.е. сведения всех понятий и понятийных систем к небольшому набору понятий путем дефиниций. В более поздних работах Рассел распространяет эту программу на естественные науки и психологию. Физические и психические феномены строятся из чувственных данных как логические конструкции. «Логическое построение мира» Р. Карнапа можно рассматривать как развитие этого проекта в рамках логического позитивизма, пусть даже с помощью понятия «конституирование» и на основе методического солипсизма. Конструктивное обоснование арифметики, анализа и логики П. Лоренцен строил на основе операционистской, или диалогической, логики, открывающей путь к «рациональной грамматике». Логические выводы понимаются в данном контексте лишь как крайний случай успешного обоснования некоторого тезиса в диалоге. Совместно с В. Камлахом Лоренцен закладывает основы методического К. и конструктивистской философии науки Эрлангенской школы. В ней термин «конструктивный» относится к методическому введению конструктов, которые формируются без помощи научных аксиом, и естественного языка. Перенос конструкционистских методов на физику и философию науки осуществляется также в операционализме П. У Бриджмена и Г. Динглера, согласно которым объекты научного знания конституируются с помощью специфических для науки методов. Операционализация (en. operationalization) - преобразование теоретического суждения с целью его эмпирической проверки. Например, для какого-либо явления должны быть определены признаки, позволяющие судить о его наличии (т.н. "индикаторы") – не обязательно количественные. Для свойств должны быть предложены процедуры их измерения. При операционализации теоретические понятия могут получить более строгие определения, а неоперационализируемые исключаются элиминируются. Т.е. элиминируются если признаки не указаны. Таким образом, теория оказывается связана с экспериментами и наблюдениями. Процедуры должны быть описаны. Принятие операциональной точки зрения включает в себя гораздо больше, чем определения. Это означает далеко идущие изменения в мышлении Течение в философии и методолгии 1-й половины 20 века. Понятие введено британским физиком Норманом Кэмпбеллом в книге 1920 г. «Элементы физики». Оно стало активно использоваться в методологии и философии науки после выхода в 1927 г. книги «Логика современной физики» Перси У. Бриджмена. Бриджмен разрабатывал методику "операционального определения" в физике, т.е. выражения различных понятий с помощью измерений. Хотя эта методику позже активно критиковали методологи науки, выдвинувшие альтернативную "теорию измерений", широкое распространение операционализма связано с его именем. В психологии, требование операционализации используемых понятий стало одним из факторов формирования бихевиоризма. Пе́рси Уи́льямс Бри́джмен (Бри́джман) (англ. Percy Williams Bridgman; 21 апреля 1882, Кембридж, Массачусетс — 20 августа 1961, Рэндольф, Нью-Гемпшир) — американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1946 г. «за изобретение прибора, позволяющего создавать сверхвысокие давления, и за открытия, сделанные в связи с этим в физике высоких давлений». Dimensional Analysis. Yale University Press, 1922. The Logic of Modern Physics. Beaufort Books, 1927. Online excerpt. Thermodynamics of Electrical Phenomena in Metals and a Condensed Collection of Thermodynamic Formulas. MacMillan, 1934. The Nature of Physical Theory. John Wiley & Sons, 1936. The Intelligent Individual and Society. MacMillan, 1938. The Nature of Thermodynamics. Harper & Row, Publishers, 1941. The Physics of High Pressure. G. Bell, 1952. The Way Things Are. Harvard Univ. Press., 1959. A Sophisticate's Primer of Relativity. Routledge & Kegan Paul, 1962. Collected experimental papers. Harvard University Press, 1964. Reflections of a Physicist. Arno Press, 1980; ISBN 0-405-12595-X Операционализация – преобразование теоретического суждения с целью его последующей империалистической проверки. Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение – индикатор сознания. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Т.о- поведение индикатор сознанияэ до этого в психологии преобладало самоднаблюдение – интроспекция. Методический конструктивизм. Критический рационализм. Методический конструктивизм предлагает подходы – чтобы справиться с трудностями критического разионализма. Критический рационализм - направление западной (главным образом, англо-американской и немецкой) философии, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи К. Поппера и его последователей (И. Лакатоса, Дж. Агасси, Дж. Уоткинса, X. Альберта, Э. Топича, X. Шпинера и др.). Термин «рационализм» в названии этого направления имеет несколько различных, но связанных между собой смыслов. Прежде всего, в нем выражено |