Физиология обмена веществ, терморегуляции, выделения 124. Источники и пути использования энергии в организме. Методы определения энергозатрат организмом человека. Дыхательный коэффициент. 125. Основной обмен и методы его определения.Факторы, которые влияют на его величину. 126. Физиологические принципы составления пищевого рациона. 127. Температура тела человека. Физиологическое значение гомойотермии. Терморегуляция и центр терморегуляции. 128. Механизмы физической терморегуляции. Тепловая адаптация. 129. Механизмы химической терморегуляции. Холодовые адаптации. 130. Общая характеристика системы выделения. Функции почек, как основного органа этой системы. Особенности кровоснабжения почек. 131. Клубочковая фильтрация в почках, механизм, регуляция. Состав первичной мочи. 132. Канальцевая реабсорбция в почках, механизмы, регуляция. 133. Поворотно-противоточная система почек, ее роль в осмотическом разведении и концентрации мочи. 134. Процесс мочевыделения, его регуляция. 135. Роль системы выделения в поддержании осмотического давления крови и обьема жидкости в организме. Механизм жажды. 136. Понятие и физиологическая роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Практические навыки и ситуационные задачи: 1. Решите ситуационную задачу: Известно, что ацетилхолин является одним из основных медиаторов вегетативной нервной системы. В ходе обследованиея испытуемого было установлено, что блокатор ацетилхолинергической передачи возбуждения в синапсах атропин вызвал расширение зрачка, увеличение частоты и силы сердечных сокращений, уменьшение перистальтики ЖКТ. При этом не изменилась сократительная функция скелетной мускулатуры. Объясните: 1) на какие постсинаптические рецепторы действует ацетилхолин при выделении его в синаптическую щель? 2) Объясните возможные причины различного действия атропина в а) нервно-мышечных синапсах соматической нервной системы и б) в синапсах вегетативной нервной системы внутренних органов. 2. Решите ситуационную задачу: Для снятия тахикардии в клинической практике используют фармакологические препараты, блокирующие бета-адренорецепторы (например, пропранолол). Объясните: 1. Почему блокада бета-адренорецепторов может снять приступ тахикардии? 2. Можно ли применять эти препараты у людей, склонных к бронхо-спазмам? 3. Можно ли применять эти препараты при пониженном артериальном давлении? 3. Решите ситуационную задачу: В офтальмологической практике для расширения зрачков используют раствор атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1. Почему закапывание раствора атропина вызывает расширение зрачка? 2. Могут ли при этом наблюдаться изменения частоты и силы сердечных сокращений? 3. Может ли при этом измениться сократительная функция скелетной мускулатуры? 4. Решите ситуационную задачу: В клинической практике для купирования приступов тахикардии иногда надавливают на глазные яблоки пациента. Объясните: 1. Почему этот прием может привести к снижению частоты сердечных сокращений? 2. Как называется этот рефлекс? 3. Какие еще экстракардиальные рефлексы вам известны? 5. Решите ситуационную задачу: У новорожденных детей частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 140-150 в минуту, тогда как у взрослых она составляет 60-80 в минуту. Известно, что чем старше ребенок, тем более значительное учащение ритма сердечных сокращений наступает после введения атропина, являющегося М-холиноблокатором. Объясните: 1) Чем обусловлено учащение ритма сердечных сокращений при введении атропина? 2) Какими особенностями регуляции сердечной деятельности обусловлена более высокая частота ЧСС у детей и ее уменьшение по мере взросления организма? 6. А. Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение в организме натрия за счет реабсорбции его в канальцах почек, выведение из организма калия, регуляцию калий-натриевого равновесия. Б. Объясните механизм действия этих гормонов. В. Нарисуйте схему их взаимодействия с клетками органов-мишеней. 7. Решите ситуационную задачу: Пациент перенес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления крови. Объясните: 1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей? 2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы? 3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов — вазопрессина или альдостерона — развиваются на поздних этапах восстановления уровня кровяного давления. 8. Решите ситуационную задачу: Для купирования приступов бронхиальной астмы, вызванной бронхоспазмом (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов и бронхиол при нормальной функции мукоцитов), иногда используется адреналин. Объясните: 1. Какими физиологическими механизмами обусловлен эффект адреналина в данном случае? 2. Почему, прежде чем вводить адреналин, у больного следует определить величину артериального давления? 3. Какие сопутствующие физиологические эффекты могут при этом наблюдаться? 9. Под влиянием какого гормона осуществляются: а) синтез гликогена в печени и мышцах; б) интенсивное окисление глюкозы в тканях; в) уменьшение количества сахара в крови; и г) снижение катаболизма белка? 2) Объясните его механизм действия. 3) Нарисуйте схему его взаимодействия с клетками органов-мишеней. 10. Составить таблицу: Гормон | Железа внутренней секреции (включая название клеток, ядер) | Эффекты гормона | Проявления | гиперфункции | гипофункции | СТГ | | | | | 11. Опишите методику исследования полей зрения с помощью периметра Форстера. 12. Опишите методику исследования центрального зрения с помощью таблиц Сивцева. 13. Опишите методику исследования цветового зрения с помощью полихроматических таблиц Рабкина. 14. Опишите методику исследования костного проведения звука у человека. Опыт Вебера. 15. Опишите методику сравнения костной и воздушной проводимости у человека. Опыт Ринне. 16. Опишите методику исследования полей зрения с помощью периметра Форстера. 17. Опишите правила забора крови у человека и приготовление мазка крови. 18. А. Опишите методику определения количества эритроцитов в крови с помощью счетной камеры. В. Чем и с какой целью разбавляют кровь при подсчете эритроцитов в камере Горяева? 19. Опишите методику определения количества гемоглобина в крови по методу Сали. 20. А. Опишите методику рассчета цветового показателя крови и его оценку. Б. Приведите формулу расчета цветового показателя крови, поясните значение отдельных ее элементов. 21. Анализ и оценка гемограмм человека: А. Гемоглобин 120 г/л, эритроциты 4,25 х 1012/л, лейкоциты 6,0 х 109/л: базофилы 1%, эозинофилы 4%, нейтрофилы: миелоциты 0%, метамиелоциты 0%, палочкоядерные 16%, сегментоядерные 58%; лимфоциты 19%, моноциты 2%, тромбоциты 270 х 109/л. Б. Гемоглобин 80 г/л, эритроциты 2,8 х 1012/л, лейкоциты 3,8 х 109/л: базофилы 0%, эозинофилы 0%, нейтрофилы: миелоциты 0%, метамиелоциты 0%, палочкоядерные 20%, сегментоядерные 25%; лимфоциты 50%, моноциты 5%, тромбоциты 112 х 109/л. В. Гемоглобин 58 г/л, эритроциты 3,2 х 1012/л, лейкоциты 3,3 х 109/л, базофилы 0 %, эозинофилы 0%, нейтрофилы: миелоциты 6%, метамиелоциты 18%, палочкоядерные 23%, сегментоядерные 41%; лимфоциты 10%, моноциты 2%, тромбоциты 150 х 109/л. 22. А. Опишите методику определения количества лейкоцитов в литре крови с помощью счетной камеры. Б. а) Чем и б) с какой целью разводят кровь для подсчета лейкоцитов в счетной камере Горяева? В. Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в крови с помощью камеры Горяева. Г. Расшифруйте значение показателей. 23. А. Опишите методику определения продолжительности кровотечения по Дюку. Б. Чему оно равно в норме? В. Какую фазу свертывания оно отражает? 24. А. Опишите методику определения группы крови по системе АВО с помощью стандартных сывороток. Б. Составьте таблицу, отражающую наличие агглютинации (+) или отсутствие ее (-) при взаимодействии эритроцитов разных групп крови (l-lV) системы АВО с соответствующими стандартными сыворотками. 25. Опишите методику определения группы крови по системе АВО с помощью цоликлонов. 26. Определение групп крови по системе Rh(D) с помощью анти-D- моноклональных антител. 27. А. Опишите мероприятия, проводимые перед переливанием крови. Б. Как и для чего проводится биологическая проба на совместимость крови донора и реципиента? 28. Рассчитайте у себя продолжительность сердечного цикла и сделайте заключение. 29. Нарисуйте схему ЭКГ во II отведении. Обозначьте основные элементы ЭКГ и укажите их амплитудно-временные характеристики. 30. А. Приведите пример расчета минутного объема крови (МОК) при использовании метода Фика. Б. Какие показатели для этого необходимо определить? 31. А. Запишите в виде формулы основной закон гемодинамики. Б. Объясните, почему артериальное давление в малом круге кровообращения в несколько раз меньше, чем в большом круге? 32. А. Напишите формулу, позволяющую рассчитать среднее артериальное давление (для крупных артерий). Б. Нарисуйте кривую изменения артериального давления по ходу сосудистого русла. 33. А. Перичислите факторы, определяющие величину сопротивления в сосудах? Б. Напишите соответствующую формулу Пуазейля. 34. А. Опишите, как измеряют давление по способу Рива-Роччи? Б. Какой показатель давления этим способом можно определить? 35. А. Опишите методику измерения артериального давления по способу Короткова? Б. В чем принципиальное отличие и преимущество способа измерения давления по Короткову от способа Рива-Роччи? В. Что называют Коротковскими тонами? Г. С чем связано возникновение и исчезновение Коротковских тонов при измерении кровяного давления у человека? 36. А. Нарисуйте сфигмограмму, обозначьте ее фазы. Б. Чем объясняется появление дикротической волны на катакроте сфигмограммы? Г. Сопоставьте элементы сфигмограммы, ФКГ и ЭКГ при их синхронной регистрации. 37. Схематически изобразите спирограмму. Назовите и укажите на ней показатели внешнего дыхания. 38. А. Напишите формулу для расчета дыхательного коэффициента (ДК). Б. Рассчитайте ДК, если известно, что в выдыхаемом воздухе содержится 17 % О2 и 4% СО2. 39. Оцените результаты исследования желудочного сока: базальная секреция - 1,5 ммоль/час, пиковая секреция - 9 ммоль/час, базальная секреция/пиковая секреция - 0,17 ммоль/час, количество базального сока – 24 мл,свободная HCL без стимуляции - 18 ммоль/л, общая кислотность - 26 ммоль/л, рН - 2,1. 40. Рассчитайте расход энергии за 1 минуту, если известно, что испытуемый потребил 300 мл О2. Дыхательный коэффициент равен 1,0. 41. У мужчины ростом 176 см, весом 83 кг и возрастом 24 года основной обмен равен 2323 ккал. Рассчитайте должный основной обмен и сравните его с фактическим. 42. С пищей в организм здорового человека попало 128 г белка. С мочой выделилось 12,6 г азота. Рассчитайте, сколько белка было усвоено? Оцените азотный баланс, обоснуйте ответ. 43. А. Напишите формулу для расчета величины канальцевой реабсорбции. Б. Определите величину канальцевой реабсорбции воды (RH2O) у пациента, если концентрация эндогенного креатинина в плазме крови составляет 0,28ммоль/л, в моче 16,2 ммоль/л, объем мочи – 1 мл/мин. В. От каких факторов она зависит. 44. А. Напишите формулу, по которой можно рассчитать коэффициент очищения (клиренс) для инулина. Б. От каких факторов он зависит? В. Рассчитайте скорость клубочковой фильтрации (СКФ) у пациента, если после введения инулина концентрация его в плазме составила 0,04 ммоль/л, в моче - 0,85 ммоль/л. Минутный диурез 5 мл. 45. А. Напишите формулу для расчета почечного кровотока по клиренсу парааминогиппуровой кислоты (ПАГ). Б. Определите скорость эффективного почечного плазмотока и кровотока у пациента, если концентрация парааминогипуровой кислоты (ПАГ) в плазме крови составит 0,115 ммоль/л, в моче – 12,09 ммоль/л, объем мочи – 3,5 мл/мин. В. От каких факторов она зависит? 46. Рассчитайте суточный объем первичной мочи и реабсорбированной воды в организме, если известно, что суточный диурез составляет 1,5 л, за 1 мин через почки протекает 1л крови и из плазмы фильтруется 20% первичной мочи. 47. Оцените результаты пробы Зимницкого: Количество порций | I | II | III | IV | Дневной диурез | V | VI | VII | VIII | Ночной диурез | Количество мочи | | | | | | | | | | | Относительная плотность | 1,028 | 1,012 | 1,010 | 1,016 | | 1,020 | 1,028 | 1,022 | 1,025 | | Зав. кафедрой физиологии, З.д.н.т. Украины, д.мед.н., профессор А.А. Шандра |