ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Целостность современного мира, его противоречия Несмотря на многочисленные способы и результаты реализации отдельными странами моделей общественного развития, противоречия, порожденные спецификой развития отдельных государств и народов, современный мир целостен, и процесс глобализации еще более усиливает эту целостность. ОБЩЕСТВО 49. Какой признак характеризует демографические процессы в со временных западных обществах? 1) высокая детская смертность 2) высокая продолжительность жизни 3) высокая рождаемость 4) низкое качество жизни 50. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации? А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным. Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Прочитайте текст и выполните задания 51 —54. «Мы рассмотрели восемь.,, процессов, угрожающих гибелью... всему человечеству как виду. Вот [некоторые] процессы: 1. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них... и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность — следствие скученности множества индивидов в тесном пространстве. 2. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Генетическая деградация... Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически. 3. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уж о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную ненависть». Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев. 4. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ средств воздействия на общественное мнение, приводят к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история... уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от действия средств массовой информации, - например, телевидения, - рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей...» (К. Лоренц) 51. Какие проблемы, связанные с экологией человека, рассматривает автор? Укажите пять-шесть проблем. 52. Дайте свое определение понятия «экология человека». 53. Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции. 54. Предложите свой способ перспективного решения любой из названных проблем современного человека, опираясь на теоретические знания курса и собственный опыт. Глобальные проблемы человечества 55. Укажите в нижеприведенном списке те позиции, которые мож но рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва меж ду развивающимися и развитыми странами. 1) рост задолженности стран третьего мира Западу 2) уничтожение лесов Африки и Амазонии 3) сокращение запасов нефти и газа в развивающихся странах 4) создание большого числа вредных производств развитыми странами 56. К экологическим проблемам относится 1) опасность распространения ядерного оружия 2) охрана здоровья 3) борьба с международным терроризмом Прочитайте текст и выполните задания 57—60. 4) исчезновение многих видов животных и растений «Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью мис- ОБЩЕСТВО сионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу... Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... Вос-нове ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.» (А. Печчеи) 57. Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы. 58. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения. 59. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться». 60. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции. ОТВЕТЫ Ответы к разделу «Общество» | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Общество | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в России после Отечественной войны 1812 г. возникла сеть декабристских обществ. В дан ном примере понятие «общество» использует ся в значении «объединение, группа едино мышленников »; 2) в словосочетании «средневековое общество» понятие «общество» используется в значении «историческая эпоха»; 3) в словосочетании «глобальные проблемы со временного общества» понятие «общество» ис пользуется в значении «все человечество». Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры | | Приведены три позиции | | Приведены две позиции | | Приведена одна позиция | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | ОТВЕТЫ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Могут быть приведены, например, следующие аргументы: 1) существование природы и общества тесно взаи мосвязано; 2) любой ущерб, причиненный природе, отражает- ся на жизни человека; 3) ухудшение экологической ситуации отражает ся на здоровье человека, сокращает возможно сти его преобразовательной деятельности. Могут быть приведены другие аргументы | | Приведены три аргумента | | Приведены два аргумента | | Приведен один аргумент | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | | | | | | | | | | | | | | Духовная | | ВБАГ | | ГБВА | ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Должны быть названы следующие сферы жизни общества: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. | | Названы четыре сферы при отсутствии неверных позиций | | Названы три сферы | | Названы одна-две сферы ИЛИ ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Ответ может содержать, например, следующие позиции: 1) в эпоху первоначального накопления капитала на фоне расширявшихся экономических воз можностей третьего сословия шел активный процесс формирования буржуазии. В этом примере отражается связь экономического развития и стратификационных процессов в обществе; 2) индустриализация в СССР стала причиной массовых миграций населения в отдаленные районы страны (на стройки пятилеток), что от ражает взаимосвязь экономики ц процессов со циальной мобильности. Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры | | Приведены три позиции | | Приведены две позиции | | Приведена одна позиция | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | ОТВЕТЫ | | | | | | | | | | | | | | | | | Аграрное ИЛИ традиционное | | | | | | | | | | | | | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | В ответе должны быть приведены убедительные аргументы, например: 1) старая культура, ориентированная на развитие и демонстрацию уникального духовного мира человека, зачастую оставляла в тени проблему его реальных физических качеств. Машинная, техническая цивилизация опасна для души, потому что: 2) производство духовных ценностей приобретает коммерческий характер; 3) духовные ценности становятся стандартизиро ванными и утилитарными; 4) живое человеческое общение заменяется сурро гатной формой | | Приведены три аргумента | | Приведены два аргумента | | Приведен один аргумент | | Аргументация фактически отсутствует | | Максимальный балл | 3 | ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ | | | | | Содержание верного ответа и указанияк оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | В ответе должны быть указаны проблемы: 1) перенаселение; 2) генетическая деградация; 3) отрыв от своих природных основ; 4) разрыв устойчивых социальных связей; 5) стирание черт человеческой индивидуально сти; 6) одиночество и др. | | Правильно указаны пять-шесть проблем | | Правильно указаны три-четыре проблемы | | Указано меньше трех проблем ИЛИ ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | «Экология человека» может пониматься как сохранение и усовершенствование физических (физиологических), нравственных, социальных и прочих качеств и характеристик отдельного человека и человечества в целом | | Дано верное определение понятия | | Определение неполное | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Элементы правильного ответа: 1) к естественным !можно отнести конфликт поколений; | | ОТВЕТЫ | Следствием НТР являются: 2) генетическая деградация ифизическая изне женность; 3) проблема одиночества; 4) стирание черт индивидуальности. | | Правильно указаны три-четыре позиции | | Правильно указаны две позиции | | Правильно указана одна позиция | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Предложен убедительный и обоснованный способ решения проблемы с опорой на материалы курса. и другие знания учащегося | | Опора на собственные знания и опыт неубедительна | | Опора на собственные знания отсутствует (интерпретируется содержание текста) | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | | | | | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Выделены проблемы: 1) ограниченность ресурсов; 2) неравномерность развития (проблема «Севера и Юга»); 3) демографическая; 4) последствия НТР. | | Правильно указаны три проблемы | | Правильно указаны две проблемы | | Указана одна проблема ИЛИ ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Могут быть сделаны предположения, например: 1) наличие у человечества научных знаний и тех нических средств для глобальной преобразова тельной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете); 2) формирование общества потребления, в кото ром скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей. Могут быть сделаны другие предположения | | Правильно указаны две позиции | | Правильно указана одна позиция | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 2 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Могут быть указаны, например: 1) коммунистические утопии; 2) идеология Просвещения; 3) иллюзия всемогущества науки и возможность ее победы над голодом и болезнями. Могут быть приведены другие примеры | | Правильно приведены три примера | | Правильно приведены два примера | | Правильно приведен один пример | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | | Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие глубину отставания «бедных» стран от развитых, например: | | ОТВЕТЫ | 1) ситуация неконтролируемой рождаемости в ус ловиях ограниченности ресурсов и неблагопри ятных условий жизни; 2) малая доля участия в мировом разделении труда; 3) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран. Могут быть приведены другие аргументы | | Дан отрицательный ответ и приведены два аргумента | | Дан отрицательный ответ и приведен один аргумент | | Дан отрицательный ответ, аргументы не приведены | | Ответ неправильный | | Максимальный балл | 3 | |