ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ТЕМА ЛЕКЦИИ Сущность человека: история и современность. Антропогенез. Цель лекции – выяснить сущность человека как единицы бытия в генезисе философской антропологии. План лекции: 1. Человек как основной объект философского анализа. 2. Концепции происхождения человека. Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006. Рассмотрев на прошлой лекции философские проблемы познания, перейдем сегодня к анализу сущности человека в ретроспекции, а так же рассмотрим проблему его происхождения с точки зрения различных концепций. Основная часть 1. Человек – основной предмет философского познания. Если наука – это путешествие в окружающую действительность, то философия – путешествие в суть человека. Что такое человек, чем отличается он от животных, как развивался, в чем его сущность – все это коренные вопросы философии. Поиск сущности человека начинается с Сократа («Познай самого себя») и продолжается до нашего времени. С самых древних времен мыслители пытались и сегодня пытаются проникнуть в суть данного феномена, создавались различные концепции человека, различные подходы. В античной философии образ человека космоцентричен. Человек рассматривался как микрокосм, где Космос – мировой порядок, а человек – малая модель Вселенной. Во всех своих проявлениях человек был подчинен высшему началу – судьбе. Заслугой античности является рационалистический подход в трактовке человека, вывод о счастье благе как цели человеческой жизни. В средние века, в системе христианского мировоззрения человек – теоцентричен, он воспринимается как существо, в котором неразрывно связаны два начала – душа и тело, а создан человек по образу и подобию Бога, и связан с ним посредством веры, любви и надежды. С последующим развитием философской мысли понимание проблемы человека обогащается рядом существенные моментов. Так эпоха Возрождения с ее глубоким интересом к античности, породило такое социокультурное явление как гуманизм, у истоков которого стояли Ф. Петрарка, А. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Ф. Бэкон и ряд других выдающихся мыслителей, ученых поэтов и художников. Человек свободен, обладает достоинством, способностью к творческому развитию; его знания – социальная сила, могущество разума – таковы были принципы нового видения человека. В философии Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог смещен на периферию человеческой жизни, а в центр поставлена духовная сущность человека. Антропоцентризм возвысил человека, признал автономность его разума в познании собственной сущности. В рамках классической немецкой философии И. Кантом был выдвинут категорический императив, который требовал в своих мотивах и поступках относится к человечеству как к высшей цели и абсолютной самоценности человека. В философии ХХ века человек рассматривается в рамках холистического подхода (целостности), где на новом познавательном уровне рассматривается род человеческий как органическая часть Космоса – единой, живой системы. Осмысление данной проблемы в настоящее время приобрело новое звучание, поскольку более взаимосвязанными становятся все элементы системы «природа-человек-общество-человечество». Философия, основываясь на данных частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке, и этот раздел философии называется «философской антропологией». Создателем философской антропологии считается немецкий философ Макс Шелер, который в 20-х годах в XX в. сделал попытку определить основные сферы «собственного человеческого бытия, понять человека как творца мира, его культуры. В состав философского образа человека входят: выявление сущности, обусловленности его активности; место человека в мире и его отношение к миру; формы его исторического бытия; возможности человека, развернувшего свои способности; соотношение биологического и социального в человеке; понятие личности и ее структуры; социально-психологические типы личности. С точки зрения науки, человек разумный сформировался около 50 тыс. лет назад, хотя его предыстория уходит на глубину до 2 млн. лет, когда на Земле появился человек прямоходящий. Возникновение человека явилось таким же чудом, как и происхождение самой жизни. Чудо состоит в том, что для появления этих феноменов должно состояться уникальное сочетание и совпадение многих факторов, где в солнечной системе лишь одна звезда – Солнце имеет оптимальное расстояние до Земли и массу Земли, умеренный климат и радиационный фон и т.п. Ряд линий развития приматов-гоминоидов в их эволюции оказался тупиковым, как-то: питекантропов, синантропов, зинджантропов, родейзицев, неандертальцев. Наш же предок – это кроманьонец, у которого были чуть больше мозг и быстрее реакция, что и стало его преимуществом. В науке установлена, что в течение 4-5 млн лет на земле продолжался биогенез, а с 4 млн до 250 тыс. лет назад антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человекоподобных высших животных, когда человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому» и далее к стадии разумности. Если человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объем головного мозга 550 куб. см., то на стадии антропогенеза объем мозга увеличился с 970 до 1100 куб. см. Современный человек имеет средний объем мозга в 2200 куб. см. В итоге антропогенеза произошло усложнение человекоподобных существ, которые приобрели специфические физические и психические качества, которые стали присуще только человеку. Сегодня существует три принципиальных подхода к проблеме происхождения человека: 1. Творение человека Богом или иной безличностной сущностью, непостижимой для ума; 2. Гипотезы о внеземном, космическом генезисе человеческого рода как некоем «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на Земле; 3. Теории естественного, эволюционного происхождения человека в результате внутренних потенций материи, источник которых восходит к гипотезе «Большого взрыва» («БВ»). Из вышеперечисленных трех гипотез первая не соотносится с фактами, известными на сегодняшний день, поскольку она касается исключительно веры. Вторая – неудовлетворительна тем, что она переносит проблему в другое место; к тому же она тоже маловероятна, поскольку трудно представить, будто жизнь может пересечь межпланетные и межзвездные пространства в условиях космической радиации и вакуума. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Что в человеке дано ему от природы, а что – от общества? 2. Что означает смысложизненный вопрос в философии? 3. Назовите основные подходы к человеку в истории философии. Лекция № 9 |