ТЕМА ЛЕКЦИИ Бытие и материя как философские категории. Лекция № 1 ТЕМА ЛЕКЦИИ Предмет философии Цель лекции – определить сущность философии как сферы духовной деятельности человека и ее предмет. План лекции: 1. Предмет философии. 1.1. Что изучает философия? 1.2. Специфика философии 2. Основные вопросы философии, ее структура. 3. Функции философии. Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006. Основная часть 1.1. Философия существенно отличается от специальных наук, поскольку в своем развитии она опирается не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки. Обратимся к истории философии и посмотрим, как же ранее определялся предмет философии. Существуют наиболее древние, идущие от Геродота, Гераклита и Пифагора (V-III вв. до н.э.) определения философии как «любви к мудрости»: греческое слово «философия» на русский язык переводится как любовь (филео) и мудрость (софия). Глубокий смысл термина «философия» был впервые подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель, в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». В соответствии с этим философия толковалась как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, как форма общественного сознания. В Новое время (XVII-XVIII вв.) предмет философии связывали с «истинным» познанием вещей, что нашло выражение во взглядах Спинозы, Лейбница, Локка, Гоббса. В XIX-XX вв. предметом изучения философии считали такие понятия, как «мировое целое», «сущность и законы общества», «познание Универсума», учение о ценностях и т.д. В связи с этим, предмет философии непосредственно связывался с историей развития самой философии, а все существующие определения ее предмета, зависели, прежде всего, от того, на каких позициях находился тот или иной философ. В целом можно сказать, что философия выявляет наиболее важные сущностные основания мира (онтологические, гносеологические, методологические, нравственные, эстетические, аксиологические и праксиологические). Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами мира и человека, поиске и нахождению ответов на нерешенные вопросы. 1.2. Наука и философия во многом совпадают и представляют собой теоретическое, доказательное, систематическое, сущностное и проверяемое знание. Указанные признаки (критерии) были выработаны именно в философии. Наука состоит из положений, которые тесно взаимосвязаны между собой и образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими, тем самым реализуется доказательность в науке. Ее выводы находят подтверждение на практике, таким образом, отбрасывая не относящиеся к науке выдумки. В то же время между научным и философским знанием существуют и различия. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив философское знание – ценностное и представляет собой знание о месте и роли человека в мире. Оно глубоко личностно, императивно, так как обязывает к определенному образу жизни и действию. Философское знание исторично, имеет свои традиции. Как отмечал Гегель, философия есть «эпоха, схваченная в мысли». В то же время по своей природе, по сущности оно антидогматично. Философия все подвергает сомнению, критике: и наличное знание, и основания бытия, существующий строй и образ жизни, и порожденное ими сознание. 2. Под основными вопросами философии понимают те вопросы, от решения которых зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи, являются субстанциональный, гносеологический, смысложизненный и методологический. Субстанциональный вопрос раскрывает первичные, фундаментальные основы мира. Впервые он был сформулирован Энгельсом как основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии и состоящий в отношении мышления к бытию. Этот вопрос возник не как повод для рассуждений философов-профессионалов, а имел жизненно практическое значение, поскольку выражал отношение человека к природе и окружающему его миру. В связи с этим философы разделились в своих мнениях. Одни из них утверждавшие, что дух существовал прежде природы, в конечном счете, так или иначе признававшие сотворение мира – составили идеализм. Те же, кто началом всего считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) является чрезвычайно важным, и от его разрешения зависит построение целостного знания о мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Именно поэтому основной вопрос философии проходит через всю историю философской мысли, актуален он и сегодня. Признание объективности мира и его независимости от человека привело к формированию объективного идеализма – принимающего за первопричину и первооснову всего существующего внечеловеческое, сверхприродное сознание, дух. Позже, по мере освоения человеком окружающего мира происходит осознание им своей роли как творца, субъекта истории. Возникает субъективный идеализм, который считает первопричиной и первоосновой всего существующего человеческое сознание – либо индивидуальное, групповое, либо общечеловеческое. Наряду с материализмом и идеализмом необходимо отметить еще одно направление в философии – дуализм, основанный Декартом и являющийся промежуточным по отношению к ним. Дуализм исходит из признания двух независимых субстанций – материальной (обладающей свойством притяжения) и духовной (обладающей свойством мышления). Исходным мотивом дуализма была попытка примирения материализма и идеализма, поскольку материя и сознание признавались как две противоположные, но взаимосвязанные стороны единого бытия. В связи с этим утверждалось, что основного вопроса философии – о первичности материи или сознания – в действительности не существует. Гносеологический (гносеология – теория познания) вопрос определяет, познаваем ли окружающий нас мир и каковы возможности его познания человеком (его сознанием). Большинство философов – материалистов и идеалистов – считают, что окружающий нас мир познаваем, однако среди них были и такие, кто отрицал возможность познания мира. К ним относят агностиков и агностицизм – как учение о непознаваемости мира. Такая позиция неизбежно ведет к самоликвидации философии. Основные вопросы философии рассматриваются соответственно в рамках определенных структурных единиц философского знания, которые формировались в процессе развития самой философии. Уже в античности философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою структуру. У стоиков (IV в. до н. э.) она включала в себя: · логику – учение о познании; · физику – учение о природе; · этику – учение о человеке. Структура философского знания несколько изменяется и приобретает следующий вид: · онтология – учение о бытии; · гносеология – учение о познании; · диалектика – учение о взаимосвязи и развитии; · философская антропология – учение о человеке; · социальная философия – учение об обществе; · история философии. Все названные структурные элементы философского знания также неразрывно связаны между собой и составляют единое целое. 3. Под функциями философии мы понимаем основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение в обществе. Существует немало функций философии, среди которых основными специфическими являются мировоззренческая и методологическая. Кроме названных специфических функций, выполняемых только философией, выделяют и другие, не менее важные. Среди них: мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, воспитательно-гуманистическая, прогностическая, общекультурная, практическая. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Мыслительно-теоретическая функция философии учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Одна из основополагающих функций философии – критическая, которая имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Аксиологическая (греч. axios – ценный) функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего нас мира с точки зрения различных ценностей: научных, этических, религиозных, эстетических, социальных, идеологических и других. Прогностическая (эвристическая) функция выражается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее человека, природы и общества. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего возникновения, и ее роль в обществе непрерывно возрастала независимо от положения самой философии в обществе. Без преувеличения можно сказать, что философия, как в прошлом, так и в настоящем является важнейшим элементом духовной культуры человечества. Она согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта: практического, научно-познавательного, ценностного. Практическая функция осуществляется посредством действия человека, его миропонимания и творения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Является ли философия наукой? 2. Чем отличается философия от религии и искусства? Лекция № 2 ТЕМА ЛЕКЦИИ Философия Древности: Древняя Индия, Древний Китай, Античность. Цель лекции – исследовать различные типы философствования на начальном этапе их развития. План лекции: 1. Философия древности 1.1. Древнеиндийская философия 1.2. Древнекитайская философия 2. Античность как уникальная культура 2.1. Основные школы античной философии 3.2. Классический период 3.3. Философская мысль эллинизма Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006. На прошлой лекции были актуализированы базовые понятия философии и определен ее предмет, без осмысления которых невозможен анализ исторических типов философствования. Основная часть 1.1. Самый древний образец индийской мудрости - ведизм. Веды (с др-инд. – ведение, знание) состоят из четырех сборников: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, которые содержат гимны, песнопения, магические заклинания, молитвы, обращенные к многочисленным божествам. Так же здесь содержатся размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий. Продолжением Вед являются Упанишады (с др.-инд. – «сидеть около»). По форме Упанишады представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником. Здесь большую роль начинают играть концепции переселения душ – сансара и воздаяния за прошлые действия – карма. Упанишады,в своюочередь,это основаиндуизма,который представляет собойполитеистическую религию (Шива, Вишну, Кришна, Агни, Индра). Здесь продолжают свое развитие идеи сансары и кармы. В VI в. до н.э. зародилось религиозно-этическое учение – буддизм. В буддизме отрицается всесилие богов, а их существование является следствием реинкарнации некоторых людей, достигших благодаря подвижничеству достаточно высокого уровня развития, но не достигших нирваны – просветления. По замыслу создателя этого учения Гаутамы Шакьямуни, прозванного впоследствии Буддой, человеку нужно пойти по пути избавления от страданий. 1.2. Выделим отличительные черты древнекитайской философии: · подчиненность политической и моральной практике: вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами» были в ней доминирующими; · обращенность к прошлому: культ предков, признание влияния умерших, их духа на жизнь и судьбы потомков; · тесная связь с мифами, отличительной особенностью которых был зооморфный (животноподобный) характер действовавших в них богов и божественная сила Неба; Наиболее влиятельная философская школа - конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (от кит. – Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы – учитель Кун). Он считается первым китайским философом. Основным источником его учения являются записи изречений в книге «Беседы и суждения». Даосизм. Его основатель – Лао-цзы (от кит. – старый учитель), автор книги «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»). В даосизме на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао – естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире конкретных вещей и наполняет их энергией. Школа моизма. Она получила название по имени основателя Мо-Ди (Мо-цзы). Основная идея – «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, ее отсутствие – причина беспорядков. Легизм (от лат. легис – закон) – школа законников, легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми. 2.1. Основными школами античной философии являются: Милетская школа - вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон. Атомистическая - Демокрит – атом. Демокрит явился основоположником материализма в философии («линия Демокрита»). Пифагорейская(Пифагор) – число как символ всеобщей гармонии мира. Физическая (Гераклит) – огонь как основа мира. Главный представитель школы элеатов Парменид создал свою философию, где ввел понятие «бытие», которое обозначало весь существующий мир. 2.2. Расцвет античной философии связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Это классическая философия. Главной особенностью такой философии стало создание философских рассуждений и переход к вопросам антропологического и гносеологического характера. Сократ – самая известная фигура в истории философии. В центре философии, по мнению Сократа, должно быть не умозрительное рассмотрение бытия (натурфилософии), а учение о том, как следует жить добродетельно. Главная задача познания – самопознание, поэтому «познай самого себя» – кредо Сократа. Свой метод познания он назвал диалектическим, введя в философию термин «диалектика» (от греч. – спор, беседа). Согласно Сократу, важнейший принцип познания – сомнение («я знаю, что ничего не знаю»). Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона. Главным в философии Платона является то, что он впервые поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии («линия Платона»). Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. – прохаживаюсь), так как обучение проходило во время прогулок. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности, вершиной древнегреческой философии. Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи». 2.3. После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического (от наименования греческого государства – Эллады). Особенность этого этапа заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни в учениях киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков. Школа киников (или циников, от названия холма в Афинах), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель – Диоген. Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы. Для мудреца самое важное – смирение. Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Представителями этого направления так же были Лукреций Кар и Гораций. Основные положения эпикурейской философии: · счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; · для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги. Этика Эпикура получила название гедонистической (от греч. – удовольствие). Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Стоицизм. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие (апатия), рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Стоицизм связан с именами Сенеки, Цицерона и Марка Аврелия. Еще одним направлением эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями его были Пиррон и Секст Эмпирик – идеи постоянной текучести всех событий, противоречиях между чувственным впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. Вопросы для самостоятельного изучения 1. В чем сходства и различия индуизма и буддизма? 2. Какова роль античной философии для становления естествознания? Лекция № 3 ТЕМА ЛЕКЦИИ Философия Средних веков и Возрождения. Новое время. Цель лекции – анализ средневековой философии и философии Возрождения как переходного периода к философии Новому времени. План лекции: 1. Средневековая философия. 1.1. Развитие философии в Европе. 1.2. Арабоязычная философия. 2. Философия Возрождения. 3. Эмпиризм и рационализм в Новое время. Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006. На прошлой лекции были исследованы древние философские системы, что дает возможность перейти к анализу переходных типов философствования. Основная часть 1.1. Средневековая европейская философия – это период с 5 по 15 века, который связан с христианской религией. Таким образом, средневековая европейская философия является по своей сути христианской философией. Становление христианской философии происходит со II в.н.э. в форме патристики (от. греч. и лат. – отец) – учения «отцов церкви». Причем первый период патристики характеризуется апологетикой(с греч. – защита) христианства, направленной против языческих и еретических учений, таких, как гностицизм и манихейство. Наиболее яркие представители патристики – это Аврелий Августин по прозванию Блаженный, Дионисий, Северин Боэций. На смену патристики с IX в. приходит схоластика (от лат. – «школа»). Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее изучали будущие священники и церковные служители. Задача философии – поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия не была свободной, она зависела от церкви. В схоластике выделяется 2 направления – реализм и номинализм (об отношении общего к единичному). Согласно реализму (от лат. – вещь), универсалии (Абсолютное, Единое, Вечное и др.) существуют реально и объективно, вне вещей и человеческого ума. Принцип реализма – «универсалии до единичных вещей»: все единичные вещи – лишь несовершенное проявление идеальных универсалий. Представители – А. Кентерберийский, Ф. Аквинский. Согласно номинализму (от лат. – имя), универсалии не имеют самостоятельного объективного существования. Принцип номинализма – «универсалии после единичных вещей»: реально существует мир единичных вещей, созданный Богом. Представители – И. Росцелин, П. Абеляр, Р. Бэкон, Д. Скот, У. Оккам. Таким образом, средневековая христианская философия развивалась в рамках теологии, пытаясь рациональным образом обосновать религиозную веру. Поэтому философия этого периода становится «служанкой богословия». 1.2. Арабоязычная философия развивалась в рамках мусульманской идеологии в двух руслах – религиозном и светском, идейными истоками которых являлись ислам и античная философия. Религиозная философияиспользовала античную философию для подтверждения принципов мусульманской догматики; ориентировалась на религию. Данное направление имело две формы – калам и суфизм. Калам (от араб. – речь, слово) – мусульманское учение, построенное на принципах разума, рационализма. Суфизм (от араб. – человек, носящий суф, грубую шерстяную одежду как атрибут аскета-дервиша). Представители – суфии. Главная черта суфизма – мистика, интуитивное и чувственное осознание религиозных истин. Светская философия ориентировалась на науку, она получила название «фальсафа». Основной особенностью арабоязычной светской философии является связь с античностью, естествознанием. Представители «фальсафа» истину искали не только в священных книгах, но и в работах древних греков. Основное течение – деизм (существование Бога в качестве безличной первопричины мира, который после сотворения развивается по своим законам). Представители – Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). 2. Эпоха Возрождения (16 в.), или Ренессанс(с фр. – возрождение) – это возрождение античного наследия, мирского начала. Таким образом, разрушались старая средневековая система ценностей, формировался новый взгляд на человеческую личность. На это не в последнюю очередь повлияла реформация(М.Лютер, Т. Мюнцер, Кальвин). Основная идея – подрыв диктатуры римско-католической церкви. Родиной Реформации стала Германия. Её началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация разрушила представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. К основным направлениям философии Возрождения следует отнести: - гуманизм (поворот к проблемам человеческой жизни; гражданский пафос; тема любви к Родине и глубокий интерес к личности – Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, К. Салютати, Л. Бруни, Л. Батиста Альберти, Л. Валла). - пантеизм(Н. Кузанский обращался к проблемам мироустройства, соотнося Бога и природу: он их сближает – пантеизм). - натурфилософия (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей); (появления гелиоцентрического учения, развитие механистического материализма). - социально-политическое учение (Н. Макиавелли); (в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели; в работе «Государь» рассматривает вопрос о роли личности правителя - лучше сильный, пусть и лишенный совести, государь во главе единой страны, таким образом, Макиавелли поставил вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности). - утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла). Учение утопического социализма, выдвинутое Т.Мором и Т.Кампанеллой, которые выражали интересы угнетенных народных масс. В их работах рассматриваются вопросы будущего идеального государства, подвергаются критике войны и анализируются вопросы внутренней и внешней политики государства. Таким образом, Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. 3. Эпохой Нового времени принято называть период XVII-XVIII вв. В это время особенно бурное развитие получают наука и научная философия. Не случайно появление в этот период и научных обществ («Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе», «Французская академия наук»). В это время развиваются 2 философских течения – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм. Основатель – Ф. Бэкон. Подлинное знание должно опираться на опыт (вот почему философское течение называется эмпиризм, от греч. –опыт), на чувства и ощущения. Следовательно, ученый должен обращаться к конкретным фактам и явлениям. Изучив их, он может делать общие выводы. Такой метод познания называется индукцией (от лат. –наведение). «Знание – сила». Представители эмпиризма –Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли,Д. Юм. Интересны взгляды английского философа Т. Гоббса, который сформулировал законченную систему механистическогоматериализма. Т. Гоббс – один из основателей «договорной» теории происхождения государства, то есть рассматривает его как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Рационализм.Основатель - Р. Декарт, выступил с критикой средневековой философии за ее оторванность от жизни и умозрительность. Но на первое место он выдвигает не чувственный опыт, а разумчеловека (отсюда происходит название этого течения – рационализм, от лат. –разум). «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito erto sum»)–утверждает философ. Таким образом, мышление или разум, по его мнению, является исходной точкой научного метода познания. В центр своего метода познания Декарт ставит дедукцию. Это есть логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному. Представители рационализма – Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Б. Спинозу иногда называют «философом барокко» за единство самых разнообразных элементов в его философии. Главная его идея – толкование субстанции, которая есть то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух – «Deus sive Natura») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Г. Лейбниц завершил развитие философии XVII века и стал предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Что такое теология и какова ее роль в средневековой философии? 2. Почему философию Нового времени называют наукоцентричной?? Лекция № 4 ТЕМА ЛЕКЦИИ Неклассическая философия XIX-XX вв. Русская философия. Цель лекции – анализ неклассических концепций философии XIX-XX вв. План лекции: 1. Немецкая классическая философия. 2. Немецкий материализм: Л. Фейербах, К. Маркс. 3. Западная неклассическая философия XIX-XX вв. 4. Русская философия. Рекомендуемая литература 1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 2. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Крашенинников М.А. Русская философия X-XIX вв. Казань: КГЭУ, 2003. На прошлой лекции были исследованы переходные философские системы , что дает возможность перейти к анализу современных типов философствования. Основная часть 1. Период немецкой классической философии – это конец XVIII – начало XIX в., Германия. Она начинается с И. Канта, ее продолжают И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. По характеру это идеалистическая философия. И. Кант. В его творчествевыделяют два периода: докритический и критический. В течение первого он преимущественно занимался естественными науками и изучением методологии философского познания. Во втором, критическом периоде Кант главное внимание уделял теории познания и этике. Его целью было проведение критического анализа познавательных возможностей человека. Иначе говоря, Кант пытался выяснить, на что способен человеческий разум. Г. Гегель. Его главное философское достижение – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии абсолютной идеи. Абсолютная идея (мировой разум) есть наивысшее состояние бытия. Это – Бог, именно с ним философ связывает процесс развития. Сначала – диалектика идей, затем – диалектика вещей. Причина развития – противостояние противоположностей. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития: Тезис (утверждение) → Антитезис (отрицание) → Синтез (отрицание предыдущего отрицания). На третьей стадии – стадии синтеза – происходит преодоление противоположностей (тезис–антитезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, пока не наступит гармония. 2. Реакцией на немецкую идеалистическую философию явилось материалистическое учение Л. Фейербаха, которое послужило одной из предпосылок философии марксизма. В центре философского учения Фейербаха находился человек. Поэтому его систему стали называть антропологическим материализмом. Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии, которая постепенно отмирает и освобождает культурное пространство для философии. Он отрицает существование Бога. Поэтому в человеке Фейербах отмечает только природно-биологическое начало. Высшее стремление человека есть стремление к счастью, но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом. После Фейербаха развитие немецкого материализма продолжили философ и экономист К. Маркс и его соратник Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма – диалектический материализм, который утверждал, что природа первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицаются (Энгельс, «Диалектика природы»). Происхождение человека объяснялось естественными природными причинами, поддерживается теория Дарвина. Сущность человека –социально-историческая, так как разумным существом, личностью человек становится только в обществе. Важнейшее место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность.Она должна быть устранена с помощью революции, т.е. коренного преобразования всего социально-экономического строя. Когда частная собственность устранена, труд становится свободным, творческим и превращается в средство саморазвития человека. 3. С середины XIX в. в философии начинают появляться новые философские направления: Философия жизни – изучение феномена жизни в философском смысле (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Швейцер, О. Шпенглер). У истоков этого течения стоял немецкий философ А. Шопенгауэр. Он разработал философскую систему, в основу которой поставил волю, которая есть причина всякой активности и всех изменений. Миру Шопенгауэр приписывает человеческие свойства – тоску, страдание, противоборство, все окрашивается в мрачные тона. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. – наихудший). Другим представителем «философии жизни» явился немецкий философ Ф. Ницше, проповедник индивидуализма и иррационализма. Центральное понятие его философии – «воля к власти» – универсальная сила бытия, стремление к доминированию и самоутверждению. Важное место в творчестве Ницше занимает идея Сверхчеловека – это сильная, властная личность, которую отличает от других развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Ницше стремился к радикальной переоценке общественных и культурных ценностей, что порой доходит до нигилизма (от лат. – ничто): христианство, мораль и сострадание, гуманизм, демократия и наука – все устарело. Позитивизм. В развитии позитивизма выделяют несколько этапов: · Первый (начальный) позитивизм – 30-е гг. XIX в. (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер). · Второй позитивизм (эмпириокритицизм)– конец XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариу). · Неопозитивизм – с 20-х гг. XX в. (Р. Карнап, X. Рейхенбах, Ф. Франк, Л. Витгенштейн, А. Тарский). · Постпозитивизм – с 60-70-х гг. XX в. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин). Позитивисты выступили с лозунгом: «Наука сама себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть результат достижений специальных наук (физики, химии, биологии, астрономии, психологии, истории) и их взаимодействия. В отличии от них, философия не имеет ни своего предмета исследований, ни метода исследований. Следовательно, традиционная философия не имеет права на существование и от нее пора отказаться. Позитивная наука не должна изучать изначальные или финальные причины, пытаясь понять, почему происходит то или иное явление. Вместо «почему» она должна объяснить «как» это происходит. Эти идеи были сформулированы французским философом О. Контом, а также английскими учеными Дж. Миллем и Г. Спенсером. Идеи Конта были поддержаны и развиты его последователями – неопозитивизм и постпозитивизм. Их общая характерная особенность – изучение частных логико-методологических проблем и анализ научного языка. Основу науки составляют научные факты, которые становятся всеобщим достоянием через определенные высказывания, которыеи нужно изучать. При таком подходе на первый план выдвигаются чисто лингвистические проблемы, решаемые с точки зрения логики. Философия экзистенциализма (философия существования) связана с человеком. Все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни.Поэтому его существование (от лат. – экзистенция) должно быть основным предметом философии. На первый план вышла реальная жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами. Видными представителями экзистенциализма являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гасет. Общие идеи экзистенциалистов: · подлинная реальность – это существование человеческой личности; · свою сущность и цель жизни человек выбирает сам; · жизнь абсурдна и бессмысленна; · человек способен к преобразованию мира. Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не лишено ряда ценных элементов: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность. Интерес к человеку характерен для философии психоанализа (З. Фрейд). Он открыл в человеческой психике сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза) и создал модель психической структуры личности: это«Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – это сфера бессознательного (неосознаваемые влечения и инстинкты). «Я» – это сфера сознания. «Сверх-Я» – моральные принципы человека (совесть, долг, честь). Теорию психоанализа Фрейд попытался распространить на всю сферу социокультурной жизни человека (мифология, религия, искусство и т.д.): влияние неосознанных влечений. Главное понятие – сублимация, т.е. перенос энергии инстинктов в сферу деятельности – художественной, религиозной, научной и т.д. Идеи Фрейда, принятые сначала настороженно и даже враждебно, со временем нашли множество своих приверженцев и горячих сторонников (Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, Ж. Лакан). 4. Феноменология. Основателем является Э. Гуссерль. Феноменология должна явиться наукой о сущностях. Сущность – это описание феномена, предстающего сознанию. Сущности обнаруживаются не только в чувственно воспринимаемом мире, но и в мире наших надежд, влечений, воспоминаний. Сферами пребывания сущностей являются природа, общество, мораль, религия, и прежде чем их изучать, необходимо проанализировать сущности, являющиеся основой природных, общественных, моральных и религиозных Герменевтика(от др.-греч. – искусство толкования) – искусство и теория истолкования текстов. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой мысли. В настоящее время методологией гуманитарных наук и универсальным способом философствования. Являясь методологией, герменевтика выходит за пределы наук. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта – традиций философии, искусства и самой истории. Одним из ведущих представителей современной герменевтики являются Г. Гадамер и П. Рикер. Философия постмодернизма. Постмодернизм (с фр. postmodernisme – послемодернизма), формировался в 1960-70-е гг., он логически вытекает из процессов модерна как реакция на кризис его идей. Постмодернизм убирает расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается в состоянии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BE%D1%81хаоса концепций, подходов. Декларируется «новая философия», которая отрицает возможность достоверности и объективности, а такие понятия, как «справедливость» или «правда» утрачивают свое значение. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» – это тоталитарные идеи, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов – это хаос, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей (У.Эко, Ж. Делез, Д. Белл, Ю. Хабермас). 5. Русь включилась в мировую философию в конце Х в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии, чему способствовали просветители Кирилли Мефодий.Главное внимание на Руси уделялось богопознанию и спасению души («Слово о законе и благодати» (XI в.) киевского митрополита Илариона). Здесь дано изображение христианизации Руси и описание новой, лучшей жизни. В XIV-XVII вв. происходит становление Русского государства во главе с Москвой, развитие национального религиозно-философского сознания (Филофей, «Москва – Третий Рим»), а так же господство церкви в русской культуре. Подъем русской философии на новый уровень начинается в XVII в., он характеризуется появлением специализированной, профессиональной философии и философского образования в России и связан с открытием первых высших учебных заведений – Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской академий (1687), где читались философские курсы. В XVIII в. происходит процесс становления светского типа философии. Начинается преподавание философии в университете при Петербургской Академии наук (1724) и в Московском университете (1755). Основателем светского философского образования в России явился М.В. Ломоносов. XIX век открывает новый этап в развитии русской философии. Следует отметить тяготение русских мыслителей начала века к натурфилософии Ф. Шеллинга.На базе шеллингианства появилось такое явление, как «эстетический гуманизм» (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский). Н.М. Карамзин осмыслял божественный смысл власти в контексте историософии, а В.А. Жуковский способствовал внедрению в русское мировоззрение идей философии романтизма («культура сердца»). Первым русским философским течением стало славянофильство(А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Оно оформилось в 1840-е годы, его представители утверждали идею о существовании особого – славянского – типа культуры, который должен придти на смену западной культуры. Одновременно со славянофилами в 1830–50-е годы развивалось русское западничество (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский), его представители выступали за ликвидацию крепостного права и признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути. Писатель-философ, гуманист Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) развивает идеи почвенничества – объединения высших слоев общества с «почвой» – русским народом, который живет идеей православия и христианскими идеалами «всебратского единения в любви». Все творчество мыслителя сосредоточено вокруг философии духа – это проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, страсти и долга, рассудка и морали: «Человек есть тайна, ее надо разгадать». Все эти мотивы стали центральными в его романах «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Писатель, философ, создатель религиозно-этического учения Лев Николаевич Толстой (1828-1910) во всех своих романах утверждает неуничтожимость жизни в ее вечном движении и развитии, но только той жизни, которая руководствуется идеалами добра, правды и простоты. Он создает ряд религиозно-философских и социально-философских сочинений – «Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «О жизни», «Царство божие внутри нас», в которых обличается эксплуататорский строй, дается критика официальной религии, догматического богословия. Толстого занимала проблема насилия, но он отрицательно относился к вооруженной борьбе, считая ее бесплодной, ибо зло нельзя уничтожить злом. Так возникла идея о непротивлении злу насилием. Законом жизни является внутреннее, нравственное совершенствование. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Чем обусловлено разнообразие современных философских систем? 2. В чем заключается антропологический смысл русской философии? 3. Л. Толстой и Ф. Достоевский: писатели или философы? Лекция № 5 ТЕМА ЛЕКЦИИ Бытие и материя как философские категории. Диалектика – теория развития бытия. Цель лекции – раскрыть смысл бытия как основополагающей философской категории и материи как субстанции бытия. План лекции: 1. Онтология. 1.1. Философская категория «бытие». Основные формы бытия. 1.2. Категория материи. 1.3. Понятие движения. Основные типы движения. Формы движения. 1.4. Понятие пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. 2. Учение о диалектике. Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006. На прошлых лекциях были рассмотрены этапы формирования философской мысли и ее исторические типы. Были актуализированы базовые понятия философии, без осмысления которых невозможен анализ основных философских категорий – бытия и материи. Основная часть 1.1. Философское понимание мира предполагает знакомство в первую очередь с категориями «бытие» и «материя». Бытие – одно из тех понятий, которое многими философами прошлого и настоящего положено в основание философии. Вокруг учения о бытии (онтологии) в философии велись и сейчас идут острые дискуссии. Категория «бытие» происходит от глагола «быть» (не быть) и связки «есть». Особенно остро и чувствительно вопрос о смысле бытия и небытия звучит в переломные эпохи, как ныне, например. Ибо перед вопросом «быть» или «не быть» в связи с ядерной угрозой, экологической, энергической и демографическими проблемами сегодня поставлено все человечество. По-разному подходили к проблеме бытия древнегреческие мыслители. Так, милетская школа видела сущность бытия (материи) в отдельных кирпичиках (первоосновах) мироздания – в воде, земле, воздухе, огне, или же в сочетании этих четырех элементов. У главы элеатов (V в. до н.э.). Парменида бытие, прежде всего, едино и вечно. Раз оно вечно, то оно не имеет начала, никогда не возникает, а всегда уже есть; неуничтожимо – никогда не гибнет. Левкипп и Демокрит объявляют бытием атомы, а небытием – пустоту. Атом у них неделим, но атомов – множество, и это благодаря тому, что небытие – пустота все-таки есть. Таким образом, в древнегреческой философии понятие бытия, как и понятие совершенства, связано с принципом предела, единого, неделимого, определенность и форма суть условия мысли сущего, познаваемости его. В средние века понятие бытия связывалось в Богом. Согласно Ветхому и Новому заветам, совершеннейшее сущее – Бог – беспредельное могущество. Поэтому всякое ограничение и определенность рассматриваются как признак конечности и несовершенства. Категории субстанции (сущности) и бытия встречаются у многих философов нового времени. А у представителей так называемого эмпирического направления – Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма – уже нет места для традиционных представлений о бытии и субстанции. А разум рассматривается не как высшая форма бытия, а как субъективное начало, субъект, противостоящий миру объектов. Из представлений XIX в. назовем позицию Гегеля, для которого бытие есть абсолютная идея, процесс, вечное движение самой жизни. У Фейербаха бытие – это наличность, «для – себя – бытие» (для человека), реальность, существование, действительность, объективность. В философских концепциях XX века акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании («Я – бытие»): бытие есть наша жизнь. У В. Дильтея, например, подлинное бытие – целостная жизнь. А у М. Хайдеггера – проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Еще в одном философском течении – в экзистенциализме – в человеческом бытии материальное и духовное основания слиты воедино; это одухотворенное бытие. Таковы некоторые идеи понимания бытия в историко-философском смысле. В сегодняшнем осмыслении, бытие – это всеохватывающая совокупная реальность, предельно общее понятие о существовании и сущем (экзистенция и эссенция). Или еще так: бытие есть все то, что реально существует, это материальные вещи и духовные процессы. 1.2. Понятие материи, так или иначе, присутствует во всех философских течениях прошлого и настоящего. Только понимается и интерпретируется по-разному. В марксистской философии – это понятие центральное, тесно связанное с основным вопросом философии. Более того, последний является исходным для раскрытия сущности материи. Вне его нельзя дать философское понятие материи. Первый этап – наглядные представления о ней, когда мыслители древности видели в ней основу мира (субстанцию), строительный материал для всех вещей, так называемое первоначало, кирпичики мироздания, или природные стихии. Чарваки в Древней Индии таковыми считали землю, воду, воздух, огонь. Античные мыслители: Фалес – воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – апейрон (неопределенное, бескачественное бытие, материальное). Эмпедокл – все четыре элемента. Все в мире (космосе) существующее считалось модификацией этих стихий. Например, у Гераклита планета Земля произошла из газовой огненной туманности. Античные мыслители, находящиеся по времени ближе к нам, Левкипп и Демокрит выдвинули идею атомизма, считали, что многообразие мира зависит от соединения и разъединения атомов – мельчайших неделимых частиц. Таким образом, материя отождествлялась с веществом, с атомами, с его свойством неделимости. И так было вплоть до конца XIX века. Этот этап в развитии понятия материи можно назвать вещественно-субстратным. Но уже в рамках этого этапа в XVIII в. П. Гольбах (1723-1789 гг.) первый среди философов попытался дать определение материи. Вот оно: «Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». И еще: «Все, что действует на наши чувства – материя». Уязвимое место такого определения очевидно: на наши чувства воздействуют и наши психические переживания, а также переживания и эмоции других. Это что – тоже материя? В целом, такую попытку определения материи можно расценить как философско-гносеологическое ее понимание. Такие же определения материи характерны для других материалистов XVII-XVIII вв., стоящих в теории познания на позициях сенсуализма (от латинского sens – чувство). Для лучшего понимания следует отметить: неточно говорить, что вещи состоят из материи. Нет, вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Она не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. 1.3. В истории философии и науки было немало концепций, в которых материя и движение рассматривались в качестве обособленных, самостоятельных субстанций (сущностей). Причем материи отводилась роль пассивного, косного, лишенного внутренней активности, начала. Чтобы привести такую материю в движение нужен был толчок извне – бог, дух и т.п. В последующей философии все больше утверждается представление о движении как всеобщем, универсальном способе существования материи, способе ее бытия, ее неотъемлемом свойстве, атрибуте. Следовательно, на любое состояние материи нужно смотреть как на состояние ее движения и ожидать ее изменения и перехода в иное состояние. В диалектическом материализме, в частности, у Энгельса – движение есть изменение вообще, начиная от простого механического перемещения до мышления. Процесс изменения предполагает то, что изменяется и всегда существует как процесс изменения некоторого объекта, вещи, предмета, явления, характеризующегося определенными свойствами, структурой и т.д. В свое время на это обратил внимание Аристотель: «А помимо вещей никакого движения не бывает», – писал он. Движение и покой. Наряду с движением, изменением, беспокойством материи присуща устойчивость, неизменность, покой. Вернее следует сказать так: состояние покоя, устойчивость относится не к материи в целом, а к отдельным предметам, явлениям, процессам. Покой – это момент, частный случай движения, форма движения, при которой предмет существенно не изменяется. Основные формы (виды) движения. Под формами понимается определенный тип, группы изменений, подчиненные определенным законам. Наиболее распространенной и принятой и поныне является классификация форм движения, предложенная Энгельсом. Она выглядит следующим образом: 1. Механическая форма – пространственные перемещения частиц материи и тел. 2. Физическая – тепловые, электрические, внутриядерные, внутриатомные процессы, гравитация. 3. Химическая – химические реакции, соединения и разложения молекул, превращения химических элементов. 4. Биологическая – изменения, происходящие в живых организмах. 5. Общественная – изменения общественной жизни. Человек и общество как формы движения. Важнейшая ее особенность – процесс материального производства, процесс производства средств жизни для людей. 1.4. Любое движение предполагает изменение положения в пространстве и во времени. Понятия пространства и времени принадлежат к числу фундаментальных и одновременно сложных характеристик. В диалектическом материализме понятия пространства и времени рассматриваются в качестве всеобщих форм бытия материи, сущего, форм координации объектов, важнейших атрибутов материи. Формы здесь являются внутренней организацией содержания материи. Вне этих форм материя не существует. Но и сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. В современных определениях пространства содержится указание на протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, порядок расположения объектов или элементов внутри объекта – их упаковка. Например, такое определение: пространство – это свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами. Время определяется как форма бытия материи, которая выражает всеобщность связей между сменяющимися объектами, порядок их последовательности и длительности. Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в движении, изменении, развитии. Отсюда и такое определение: время – это способ существования движущейся материи, характеризующийся последовательностью (качественная особенность) и длительностью (количественная особенность) ее состояния, а также становлением, то есть переходом от «небытия» к «бытию». Пространство и время не только связаны с материей, но и зависят от нее, обусловливаются природой материальных образований, свойственной им формой движения. Они таковы, какова движущаяся материя. 2. Античные философы были стихийными диалектиками и причиной тому, с точки зрения Энгельса, – неразвитость естественно-научного знания. Это не позволяло рассматривать стороны явлений, предметы, процессы изолированно от других, наоборот, вполне закономерным было целостное видение мира. Но даже среди них можно в этом отношении выделить знаковые фигуры и на их примере показать возникновение диалектики и первые ростки ее зрелости. Гераклит из Эфеса (ок. 520-ок. 460 г. до н.э.). До наших дней дошло около 150 фрагментов его труда под названием «О природе». Большинство из них, изложенных в виде афоризмов, в полной мере непонятны (считается, что сам Гераклит старался говорить загадками, истинный смысл которых доступен лишь «лучшим людям», за что и получил еще в древности прозвище «Темный»). Однако дошедших до нас фрагментов достаточно для утверждения о наличии в его философии как элементов объективной, так и элементов субъективной диалектики. Зенон из Элеи (480-430 гг. до н.э.). Аристотель называл его родоначальником диалектического учения. Здесь необходимо уточнение: под диалектикой Аристотель понимал искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий в рассуждениях собеседника и их устранение. Отсюда вывод – в философии Зенона представлена субъективная диалектика. Сократ из Афин (469-399 гг. до н.э.).Считается, что он первым в истории философии использовал термин «диалектика». Он считал принципиально невозможным познание человеком природы, а потому свою философию строил вокруг человека как существа общественного, его способности познания истины как таковой и, прежде всего, истины этические и действовать исходя из них. Для него диалектика была синонимом метода достижения истины, т.е. Сократ развивал субъективную диалектику Аристотель из Стагира (384-322 гг. до н.э.). Он, с точки зрения Энгельса, – самая универсальная голова среди стихийных диалектиков Древней Греции, исследовавшего уже тогда существеннейшие формы диалектического мыщления. Данное высказывание имеет методологическое значение для изучения творчества Аристотеля сквозь призму развития им диалектики. В нем есть четкое указание: для Аристотеля диалектика – это, прежде всего, способ познания, т.е. он развивает субъективную диалектику. Наряду с античной и философия Нового времен является ярким воплощением диалектики, прежде всего, речь идет о немецкой классической и марксистской философии. В такой последовательности и рассмотрим дальнейшее развитие диалектического учения в истории философской мысли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.). Его философия считается высшим воплощением диалектики в рамках идеализма. Мыслитель исходит из принципа тождества бытия и мышления. При этом тождество не сводится только к единству, а предполагает и различие. Последнее связано с мышлением (которое не относится к отдельному человеку, а предстает в виде Мирового Разума, Абсолютной Идеи, Абсолютного Духа), включающим как саму мысль (субъект), так и объект мысли. Мышление «отчуждает» от себя бытие. Это – объективный идеализм. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Марксистская философия освобождает природу от повторяющихся круговоротов (сохраняя способность к цикличности в развитии), в ее рамках общественные организации не рассматриваются как венец и цель прогресса и процесс познания перестает наделяться бесспорными истинами, независящими от человека. Иначе говоря, бесконечно изменяется весь мир, процесс познания мира и его результаты, практически проверяемые в ходе преобразования мира человеком. Далее мы рассмотрим основные компоненты объективной материалистической диалектики, представленные в виде: 1. Принципов (всеобщей взаимной связи, детерминизма и развития через противоречия); 2. Основных законов (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания); 3. Соотносительных категорий – неосновных законов (сущность и явление; форма и содержание; необходимость и случайность; причина и следствие; возможность и действительность; единичное, особенное и общее, система и элемент). Все части этой системы взаимосвязаны, предполагают и взаимопроникают друг в друга: принципы реализуются в законах и категориях, законы входят в содержание категорий. Вопросы для самостоятельного изучения 1. В чем несостоятельность «энергетизма»? 2. Перечислите и обоснуйте основные свойства движения. 3. Почему пространство и время могут считаться основными формами существования материи? 4. Дайте философское толкование теории относительности А. Эйнштейна. Лекция № 6 |