ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Социологическое воззрение о поиске смысла жизни Как уже было сказано ранее, проблема смысла жизни имеет ряд аспектов и одним из важнейших и основных является социологический аспект, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей. Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека. Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя. И уже много раз проводились социологические исследования, пожалуй, по одной из главных тем дискуссий и извечных раздумий проблемы поиска смысла жизни. Ниже, я приведу примеры некоторых социологических анализов и опросов общественного мнения, касающихся таких тем как жизненные ценности, осмысленность жизни, и их влияние на судьбу человека. В школе был поведен социологический опрос среде старшеклассников. Респондентам было задано три вопроса: 1. Какая ближайшая цель вашей жизни? 2. В чем смысл жизни? 3. Что является для вас главными ценностями в жизни? Большинство опрошенных считают что: ближайшая их цель благополучное окончание школы, сдача выпускных экзаменов. Но при этом многие желают создать семью и получить высшее образование. Смыслом жизни респонденты считают создание семьи, быть востребованными на любимой работе, многое увидеть и прочувствовать в жизни. В пункте о главных ценностях практически полное согласие: родители, семья, здоровье. Вывод: подростки 15-17 лет полностью осознают важность своей роли в обществе. Желая счастливой жизни, имея свои цели, и планомерно их достигать. Социальные, экономические, интеллектуальные проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения. Например: всемирная информатизация и компьютеризация позволяют современному человеку идти в ногу со временем. Однако особую тревогу вызывают влияние, зависимость человека, в частности подрастающего поколения, от компьютеризации, что ведет к отчужденности, цинизму, духовной опустошенности многих подростков. Необходимо обратить внимание на сугубо индивидуальный личностный характер поиска и обретения смысла жизни и деяний каждого человека. Жить можно по-разному. Можно жить как бы внутри тех условий и обстоятельств, которые складываются в каждый момент жизни. А можно подняться над этими условиями и обстоятельствами и оглянуться вокруг себя, попытаться понять, почему так складываются условия и обстоятельства не только у тебя, но и у других, у твоего народа, у всего человечества. Ведь ты часть народа и всего человечества, и оттого, как ты живешь, что ты делаешь, как ты относишься к тем условиям и обстоятельствам, в которых ты живешь, зависит жизнь твоего народа и всего человечества. Проблема поиска жизни существует уже много столетий, остается актуальной и по сей день. Новейшее время Философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни вовсе нет; другие признают, но вкладывают в него нечто негативное, отрицательное; третьи признают смысл жизни, подразумевая под ним что-то положительное — счастье, нравственность и т.д. Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Кто-то видит смысл жизни в семье и детях, другие видят счастье в том, чтобы оставить свой след в истории человечества, а некоторые смыслом жизни считает построение успешной карьеры и обретение полной финансовой независимости. Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты — это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей. После окончания Второй мировой войны становится популярной экзистенциальная философия. Её основные представители – европейские писатели и мыслители А.Камю, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, К.Ясперс, С.Кьеркегор. По мнению экзистенциалистов человеческая жизнь носит печальный трагический смысл. С их точки зрения, основными чертами жизни являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор. Рассуждения экзистенциалистов в обобщённом виде обретают следующий вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень мало коротких радостей, но много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречён с самой первой минуты своего бытия. Философию экзистенциализма можно объяснить на основе некоторых произведений А. Камю. Например, в повести «Посторонний» рассказывается о мелком служащем Мерсо, который совершенно равнодушен к своей карьере и своей семье. Объектом его любви выступает природа: сонце, воздух и море. Однажды размеренной жизни Мерсо приходит конец: на берегу моря он без причины убивает араба. За этот поступок Мерсо приговаривают к смертной казни. Он совершенно не похож на тех людей, которые его судят. Смертный приговор Мерсо воспринимает спокойно. Его главная мысль заключается в том, что раз люди всё равно, в конце концов, обречены на смерть, то и жизнь, и всё остальное лишены смысла и ничего не значат, жизнь не имеет смысла. Такая же мысль лежит в основе «Мифа о Сизифе». В этом трактате повествуется о Сизифе, которого боги приговорили к бесполезному труду. Так стоит ли жить вообще, если всё равно в итоге суждено умереть? Таким образом встаёт вопрос о самоубийстве – самый важный философский вопрос. Человек один за другим проживает однообразные дни, пока однажды не задаётся вопросом: «Зачем мне это нужно?». Этот вопрос пробуждает сознание; ответом на него является либо самоубийство, либо выздоровление. Экзистенциализм поднял проблему смысла жизни и допустимости самоубийства при отсутствии этого смысла жизни. После Октябрьской революции в 1917 году в философии утверждается диктат марксистско-ленинской философии. В советской философской литературе 20-х-50-х годов XX в. проблема смысла жизни по существу не разрабатывалась. В конце 50-х гг. появились первые работы советских авторов, написанные с позиции диалектического и исторического материализма и посвящённые смыслу жизни. Например, работа Г. А. Гурева «О смысле жизни», вышедшая в 1958 г., или труд В.П. Тугаринова «О смысле жизни», увидевший свет в 1961 г. Для марксистско-ленинских разработок советского периода по проблеме смысла жизни присущи следующие характерные черты: • дискуссия о соотношении смысла жизни и основного вопроса философии; • анализ феномена смысла жизни как многоаспектного явления; • эволюция отношения к немарксистским концепциям смысла жизни, в частности, к экзистенциальным идеям философии в плане их критики. Эти черты марксистско-ленинской интерпретации смысла жизни всецело сохранились в философской литературе этого направления вплоть до 1985 года. Конец ХХ-начало ХХI в. не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Бремя мировых войн осталось позади, но возникли межнациональные войны. Их следствие – тысячи погибших и миллионы беженцев. Также нельзя не обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в России в 90-е годы. После падения СССР началась новая история России и формирование новой политической системы. Система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР серьёзной трансформации. А в 1998 году в России произошёл один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России, результатом которого стал дефолт. В результате глубочайшего кризиса и безработицы большинство людей оказалось за чертой бедности. Некоторых людей трудные жизненные обстоятельства сломали морально: возникла проблема добровольного ухода людей из жизни, пьянство и наркомания стали распространённым способом «бегства» от проблем. Многие люди утратили веру в себя, свою страну и, что самое трагичное, потеряли смысл жизни. Также конец минувшего столетия запомнился периодом разбоя и плохо скрываемого бандитизма. Перед людьми открылась возможность отобрать или присвоить с оружием желаемое. Многие ребята спешили стать очередными членами бандитских группировок или их лидерами, чтобы вкусить новой запретной жизни, где царят валютные отношения, легкодоступная любовь и роскошные иномарки. Ситуация, сложившаяся в 90-х годах, наглядно показана в русском кинематографе этого периода. Особенно популярными были такие фильмы и сериалы, как «Брат», «Антикиллер», «Груз 200», «Бумер», «Жмурки», «Сёстры», «Чужая», «Бригада» и др. Все эти процессы не могли не привести к серьезным изменениям в общественном сознании, не могли не повлиять на шкалу общественных ценностей и идеалов. Данные социологических исследований показывают, что происходит очевидный процесс прагматизации жизненных ценностей, резкого повышения роли материально-денежного фактора в современной жизни. Таким образом, в альтернативе «общественное – личное» все большее число россиян делает выбор в пользу личного. В последние же годы социологи отмечают рост потенциала ценностного консенсуса. Это означает рост числа людей, одобривших следующую совокупность ключевых ценностей: жизнь, свобода, работа, безопасность, диалог, равенство возможностей. Несмотря на материальные трудности в альтернативе «свобода – материальное» благополучие значительная часть опрошенных выбрала свободу. В новейшей научной отечественной философии XXI века происходят комплексные исследования ряда аспектов проблемы смысла жизни: онтологических, гносеологических, аксиологических, феноменологических и др.; изучаются взгляды на смысл жизни русских религиозных мыслителей конца XIX -начала ХХ вв.; дается общая характеристика этих взглядов. Итак, одной из особенностей современной цивилизации является то, что именно в ней произошла невиданная по своим историческим масштабам практическая проверка на истинность различных пониманий смысла жизни. Две мировые войны, революции, установление жесточайших тоталитарных режимов, голод, стихийные бедствия, катастрофы, глубокие политические и экономические трансформации явились тем испытанием, которые раскрыли нежизненность как стихийных устремлений человеческой души, так и искусственных построений человеческого разума. Но именно в это время были явлены бесчисленные примеры того, как истинное понимание смысла жизни не только давало людям возможность остаться людьми в нечеловеческих условиях существования, но и спасать других людей, гибнущих в бушующем океане человеческих страстей. Смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями — природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования… Не признавать смысла жизни — все равно что недооценивать человека и его жизнь! |