ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Крупнейший христианский центр После окончания гонений при императоре Константине Великом Антиохия становится одним из центров борьбы за чистоту веры. Большинство Поместных Соборов, проходивших здесь в IV в., обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами. Церковную смуту остановил император Феодосий Великий, объявивший Никейский Символ веры, утвержденный I Вселенским Собором, официальным вероисповеданием Римской империи. Храмы ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на Антиохийскую кафедру из ссылки вернулся епископ Мелетий. Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Православной Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V в. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или столпе. Самым известным из аскетов этого направления был преподобный Симеон Столпник († 459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV в. начинается строительство монастырей, как правило, это были скромные двухэтажные постройки. Творения монахов Антиохийской Православной Церкви, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского, Ефрема Сирина и других, сделали большой вклад в церковную традицию подвижничества. Святой Симеон из чрева матери своей изъят был Господом, и подготовлялся он к тому, чтобы следовать Богу и быть угодным Ему. Отцом же его был человек по имени Сусоцион. И воспитали родители Симеона. Когда же ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего и увидел он церковь, и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол. И спросил он одного старца: «Господине, что это такое, о чем тут читают?» И отвечал ему старец: «О сути души, дабы научился человек бояться Бога всем сердцем своим, и всею душою своею». И спросил тогда блаженный Симеон: «А что значит – бояться Бога?» И сказал ему старец: «Почему ты требуешь этого то меня, сыне?» А тот ему в ответ: «Вопрошаю я тебя, словно Бога. Ибо желаю я научиться тому, что от тебя услышу, поелику неразумен и несведущ я». И отвечал ему тот человек: «Если кто будет поститься и начнет творить торжественные молебствия, и поставит себя ниже других людей, и не возлюбит он ни золота, ни родителей, ни одежд, ни владения, и будет чтить отца и мать, и будет следовать священнослужителям Божьим, тот унаследует царствие вечное; тот же, кто, напротив, не будет этого соблюдать, унаследует тьму внешнюю, каковую уготовал Господь диаволу и ангелам его 1. Все это, сынок, накопляется в монашеской жизни». Услышав это, блаженный Симеон пал к его ногам, говоря: «Ты – отец мой и мать моя, учитель деяний добрых, водитель в царствие небесное. Ты приобрел душу мою, которую я уже было ввергнул в погибель, Господь воздаст тебе в обмен за душу мою. Вот, оказывается, чему здесь учат. Я же, не мешкая, отправлюсь, как ты сказал, в монастырь, ибо так пожелал Господь. И да пребудет воля Его со мной». И сказал ему старец: «Сыне! Прежде чем ты войдешь в монастырь, выслушай то, что говорю. Обретешь ты мучения многие, ибо необходимо тебе будет бодрствовать и служить, лишенному всего, и постоянно придется тебе претерпевать на себе различные недобрые деяния. Так что, повторяю, следует тебе укрепиться, сосуд, Господу драгоценный» Тогда злобный диавол принял вид ангела и явился в сиянии на огненном коне. И около столпа, где стоял блаженный Симеон, появилась огненная колесница, и явился диавол в блеске и сиянии, словно ангел света. И произнес тут диавол такие ласковые слова: «Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес Илию 3. Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал ее Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая». Выслушав речь до конца, Симеон вопросил: «Господи, желаешь ли Ты восхитить меня грешным на небо?» И, подняв правую ногу, чтобы взобраться на повозку, поднял он и правую руку, и сотворил крестное знамение. Как только он осенил себя знаком креста, диавол более не мог оставаться в сем месте и исчез он вместе со всеми своими уговорами, словно пыль пред лицом ветра. Тогда-то и понял Симеон, что все это - ухищрения диавольские. 7. Придя же в себя, сказал он ноге своей: «Ты не вернешься назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь». Между тем, диавол в холодное время года нанес ему рану в бедро, и загнила она столь сильно, что из нее начало извергаться множество червей, которые спускались по телу его, с ноги на столп, а оттуда на землю. И целый год стоял он на одной ноге. Рядом с ним стоял некий юноша, по имени Антоний, который видел и слышал все это. Он, по его приказанию, подбирал падавших на землю червей и протягивал их святому наверх. А он снова влагал их себе в рану, словно праведный Иов, говоря: «Питайтесь тем, что дал вам Господь». 8. Узнал о его славе и царь сарацинов Базилик, и пришел он к нему. Увидел царь, что стоит он наверху и молится, и узрел он, как из тела его выпал червь. Царь же поспешно, с молитвой поймал его и возложил на очи свои. Завидев же царя, святой сказал: «Почему ты так сделал, достойнейший муж, это же червь из тела загнившего моего». Услышав это, царь Базилик открыл ладонь свою и обнаружил в ней драгоценнейшую жемчужину. И сказал он блаженному Симеону: «Это не червь гнилой, но жемчужина бесценная», а тот ему ответствовал: «Человече, по вере твоей дано тебе и благословенно да будет в руках твоих во все дни жизни твоей». Так и пошел сей человек, преисполнившись веры. Антиохийская школа (греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας) — ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего расцвета достигла в IV веке. Антиохийская школа в противовес Александрийской школе настаивала на буквальном толковании Библии, мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания. В то время как александрийцы разрабатывали синтез христианства с учением Платона, антиохийцы следовали Аристотелю. Они не только не отвергали научного знания, но и (по свидетельству Епифания) «с утра до вечера сидели над занятиями, стараясь излагать представление о Боге при помощи геометрических фигур». Евсевий Эмесский, у которого учился основатель школы как учебного заведения Диодор Тарсийский, был изгнан паствой за глубокое знание математики. В христологических вопросах антиохийские богословы ввиду истории их борьбы против манихейства и аполлинаризма подчёркивали человеческую сторону Христа, а александрийцы — божественную. Крупнейшие представители — Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский. Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский[1][2]. Осуждение несторианства с подачи Кирилла Александрийского ознаменовало собой закат антиохийского богословия в самой Антиохии. Новые школы этого направления возникли в монастыре святого Марона в Ливане и вначале в Эдессе, а затем в Нисибине в Иране. В то же время ученики св. Иоанна Златоуста (Иоанн Кассиан, патриарх Прокл) распространили это направление мыслей по всему греко-римскому миру. Эпоха упадка антиохийской церкви В 30-х гг. VII в. все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией — исламом — на борьбу за мировое владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им халкидонскую веру) — все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 г. пала Антиохия, в 639 — Эдесса, а к началу VІII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе — Горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага — Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30–70-х гг. VII в. ереси монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII и первой половины VIII вв. деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 г.) прервалась и эта линия Антиохийских патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. В VIII в. на защиту Православия от иконоборческой ереси выступил преподобный Иоанн Дамаскин, в то время градоначальник Дамаска, который в последствии сделался иноком Лавры святого Саввы Освященного в иудейской пустыне. Начало мусульманского ига и крестоносцы Начало второго тысячелетия от Рождества Христова для Антиохийской Православной Церкви было ознаменовано трагическими событиями в связи с опустошительными набегами турок-сельджуков на Ближнем Востоке. В декабре 1084 г. они внезапно овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. Но вскоре, с появлением крестоносцев, шедших освобождать Святую Землю от ига мусульман, расстановка сил в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась. Крестоносцы захватили Антиохию после 7-месячной осады 2 июня 1098 г. После победы крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось. Латиняне воспринимали своих восточных единоверцев как неполноценных христиан. Не могло быть и речи о допуске их в правящее сословие, и уже в 1100 г. православный патриарх Иоанн (Оксита) был изгнан из Антиохии, а на его место был поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии, что явилось формальным установлением схизмы между Антиохией и Римом. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на территории Антиохийской Православной Церкви. При этом продолжалось параллельное преемство православных патриархов Антиохии, проживающих в изгнании в Константинополе. Дамаск — новый центр Патриархата В 1165 г. Антиохия переходит под власть Византии, и сюда возвращается православный патриарх Афанасий I Манасси. Но после поражения византийской армии в битве с сельджуками при Мириокефалах (1176) о каком-либо влиянии ее в Сирии уже не могло быть и речи, а через четверть века и сам Константинополь пал под ударом крестоносцев. Тем не менее именно после этого в Антиохии был восстановлен православный Патриархат. 14 мая 1268 г. мамлюкский султан Египта Бейбарс захватывает Антиохию. Город был сожжен и разрушен, после чего пришел в полное запустение и уже не поднялся из руин. Мамлюки, использовавшие Антиохию как пограничное укрепление, оставили ее незаселенной. После этих событий православные патриархи больше не возвращались в свою прежнюю столицу. XIV–XV вв. — самые “темные” в истории Антиохийского Патриархата — отмечены общим упадком, и в первую очередь угасанием летописной традиции ближневосточных христиан. Поэтому о церковной истории этого времени известно крайне мало. После почти вековых скитаний по разным городам Антиохийские патриархи с 40-х гг. XIV в. избрали своей постоянной резиденцией Дамаск, крупнейший экономический и культурный центр Сирии, который до настоящего времени остается местом пребывания Антиохийских первосвятителей. От Османской империи до XX в. В 1517 г. Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский патриарх снова оказался под главенством Константинополя. Православные в Османской империи пользовались особыми привилегиями по сравнению с прочими немусульманскими конфессиями. Однако в реальной жизни эти права и привилегии постоянно нарушались османскими властями, и чем дальше от столицы, тем чаще. В Сирии Церковь облагалась множеством незаконных поборов, для скорейшей уплаты которых турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов и патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям. В арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации. Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с греческим восстанием 20-х гг. XIX в., когда Антиохийскому патриарху Серафиму едва удалось избежать казни. Осенью 1918 г. сиро-ливанское побережье было занято английскими войсками, а области внутренней Сирии находились под контролем союзника Антанты эмира Фейсала, сына хиджазского короля. По условиям Версальского договора 1919 г. Сирия и Ливан перешли под управление Франции. В 1922 г. турки сумели изгнать иностранные армии, оккупировавшие Антиохию. По Лозаннскому договору 1923 г. часть канонической территории Антиохийской Православной Церкви — Киликия, Эдесса и Мардин — оказалась в составе Турецкой Республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Во время Второй мировой войны государства Сирия и Ливан провозгласили свою независимость. Православная Русь и Антиохия Взаимосвязь между Русской Православной Церковью и Антиохийской началась с момента принятия на Руси христианства. Первый Киевский митрополит Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии и являлся учеником Антиохийского патриарха Иоанна V. По преданию, именно написанный великим антиохийцем — апостолом Лукой — образ Божией Матери, почитаемый ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы, был дан Руси в благословление после принятия христианства. Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г. Именно он много поспособствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. Век спустя предпринял путешествие в Россию Антиохийский патриарх Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Архидиакон Павел оставил уникальное в своем роде обширнейшее описание жизни России и Русской Церкви того времени под названием “Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским”. Многие иерархи Антиохийской Церкви из Сирии, Аравии, Палестины получили духовное образование в духовных академиях Москвы, Киева, Санкт-Петербурга, Казани. Антиохийская Церковь сегодня Антиохийская Церковь живет в полной независимости от государств, на территории которых она находится. В Сирии православные — меньшинство среди мусульманского населения, а Ливан в большинстве своем христианская страна. Согласно Уставу Антиохийской Церкви, любые юридические акты, касающиеся бракосочетания, развода, усыновления, возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд, и правительство всегда исполняет его решения. В Ливане положение христиан определено конституцией. И личные отношения между патриархом и президентом никак не влияют на положение христиан в этой стране. В соответствии с законом президент Ливана должен быть христианином. А по конституции в парламенте этой страны должны быть представлены как мусульмане, так и христиане. Антиохийская Церковь имеет в Ливане университет с 10 факультетами, Богословский институт имени преподобного Иоанна Дамаскина, многочисленные начальные и средние школы, множество приютов и крупнейшую в стране больницу святого Георгия в Бейруте. Антиохийская Православная Церковь окормляет православных Сирии, Ливана, Ирака, Кувейта — иными словами, все православное население стран Ближнего Востока. Кроме того, множество верующих, принадлежащих Антиохийской Церкви, проживают в других странах. Только в США почти 250 храмов Антиохийского Патриархата. Много приходов в Аргентине, Бразилии, Чили и Австралии. Есть митрополия в Западной Европе, куда входят Франция, Англия, Германия и Швейцария. По официальным данным, в 2000 г. паства этой древнейшей Церкви составляла около 750 тыс. человек. В Антиохийском Патриархате действуют 780 церквей и часовен, в которых служат 860 священников и диаконов, а епископат насчитывает 34 архиерея. С 1979 г. Антиохийскую Православную Церковь возглавляет Патриарх Игнатий (Хазим). |