МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологические особенности развития личности в юности





 

Юность - это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей - работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей [4, с.264].

 

Студенчество - отдельная возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека и связан со ступенью индивидуализации, которая начинается с социального и профессионального самоопределения человека.

 

 

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных ориентаций [16, с.624].

 

Социальная ситуация развития в юности - ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация намеченных еще в школе планов, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. 18-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

 

Ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. И основным моментом здесь является поступление и обучения в вузе. Это связано с необходимостью адаптации к новым условиям обучения, к новому окружению и требованиям новой жизни.

 

Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

 

Студент несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.

 

Лишь к концу юношеского возраста (22-23 года) молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне [15,с.368]. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и самой жизни.

 



Именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, укрепить чувство личности, сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание [17, с.432].

 

Юность - это психологический возраст перехода к самостоятельности, период личного и профессионального самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и во многих случаях материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением [15 ,с.368].

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др, что несомненно повышают риск возникновения конфликтных ситуаций, т.е. являются проконфликтными. В такой ситуации наиболее ярко могут проявиться признаки конфликтности.. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых [30, с.32], экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

 

Студенчество характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. [21, с.385]

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости личности, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности.

Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления, а ее дальнейшее исследование не вызывает сомнений.

В работах ведущих психологов жизнестойкость связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности, с высшим этапом развития устойчивости, что, несомненно, влияет на активность и успешность личности. Способствует её самореализации и развитию личностного потенциала студента.

Вывод по первой главе:

Анализируя и обобщая теоретические данные, нельзя отметить то, что каждый освещенный феномен столько многогранен, а теории являются лишь попытками наложить их на плоскость нашего понимания, попытками объяснить их и разгадать их суть.

Исходя из высказанных теорий, мы можем сказать, что наше собственное предположение нашло схожесть и подтверждение в уже существующих теориях, что дает иллюзорное представление о нашей и чьей-либо учёной правоте. Так, жизнестойкость является скорее ресурсной чертой личности, ведь не может быть того, чтобы она отсутствовала или была, она имеется в каждой личности, изменяя только развитость, яркость и характер своего проявления и влияния на жизнь личности. Так, личность, находясь в стрессовой ситуации, находит в жизнестойкости ресурс для стрессоустойчивости и успешного преодоления кризисной ситуации, приобретая опыт, а не психологическую травму. Жизнестойкая личность имеет ресурс к устойчивости повседневному стрессу, мелким неприятностям и превратностям жизненного пути.

анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет констатировать, что возросший динамизм повседневной жизни определил понятие «стресс» как устойчивую доминанту. Понимание стресса как неспецифической реакции организма вошло в определения исследователей, стремящихся выявить психологическую сущность данного явления.

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др, что несомненно повышают риск возникновения конфликтных ситуаций, т.е. являются проконфликтными. В такой ситуации наиболее ярко могут проявиться признаки конфликтности.. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых [31, с.32], экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

Таким образом, можно сказать, что общей идеей является то, что конфликт – это нормальное для развития общества и личности состояние, вне зависимости от его вида – внешнего или внутриличностного. Однако следует отметить тот факт, что успешное и позитивное влияние конфликтные ситуации обеспечивают лишь при успешном их преодолении, чему могут препятствовать характеристики личности, которые берут сове начало от её становления и формирования – «комплекс неполноценности», «невротические потребности» и т.п. Уже здесь можно предположить связь формирования конфликтности личности с уровнем жизнестойкости, т.к. формирование уровня жизнестойкости также связано с условиями раннего детского развития личности.

Следовательно, можно предположить, что повышая стойкость, уравновешенность и резистентность личности, говоря в общем, устойчивость личности можно снизить экзистенциальную тревогу и, как следствие, повлиять на снижение конфликтности личности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.