МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятия жизнестойкости и стрессоустойчивости, их значение в жизни человека





Глава 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Понятия жизнестойкости и стрессоустойчивости, их значение в жизни человека

На сегодняшний день, отечественными психологами активно исследуется проблема поведения личности в экстремальных, стрессовых ситуациях, которые основываются в своих разработках на представлениях таких авторов как Н.В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., и другие. Следует отметить, что в большей степени, исследования посвящены профилактике психологического дисбаланса, что возникает вследствие влияния экстремальных факторов. При этом, вполне можно сказать о том, что в условиях современного мира личность не чувствует себя в полной безопасности, т.к. чувство угрозы от социального, экономического и морального упадка в обществе становится неотъемлемой частью нашей жизни. В первую очередь это связано с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. И вполне логичен интерес современных исследователей к данной проблеме – нам необходимо не только уметь противостоять тяжелым жизненным ситуациям в небольшой промежуток быстротечного времени, но и суметь обратить полученный опыт себе во благо. Необходимо развивать в себе и помогать формировать в других те качества личности, которые бы способствовали устойчивости к таким ситуациям и преобразованию их в жизненный опыт. Одним из таких качеств мы считаем жизнестойкость.

Существуют различные подходы к пониманию жизнестойкости. Но в первую очередь, на наш взгляд, она понимается исходя из своего переведенного на русский названия, составленного из двух слов :

«жизнь» + «стойкость», или же как «жизненная стойкость».

Устойчивость в жизни. Существуют различные подходы к пониманию устойчивости, различных авторств, с различным названием: адаптационный потенциал, личностный потенциал, hardiness и др. О них подробно будет сказано далее. Возможно, наша позиция в понимании жизнестойкости и окажется схожей с большинством современных теорий, но всё же в нашем понимании жизнестойкость обуславливает психологическую устойчивость личности к повседневному стрессу, а в ситуации экстремального воздействия является ресурсом личности для благоприятного е преодоления, получая бесценный жизненный опыт и навыки для дальнейшей жизни. При этом, в своей деятельности и в отношении с окружающими жизнестойкая личность будет проявлять более адекватное поведение, характеризующееся здравым оцениванием ситуации и получающее из неё выгоду, не нарушая психологического баланса окружающих её людей. Конечно, вполне естественно предположить, что более уверенная в своей жизни личность окажется слишком самодостаточной, чтобы не нарушать отношения с другими, но мы настаиваем всё же на психологической культуре и психологической гармонии жизнестойкой личности.

Изучая же теоретические материалы по исследованию жизнестойкости, нами были обозначены наиболее яркие, разработанные и признанные в наших психологических реалиях. Теперь более подробно о них

Понятие о личностном потенциале, автором которого является А.Г.Маклаков отталкивается от идеи о том, что адаптация не столько процесс, сколько личностное свойство человека, «свойство живой саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям» [14, с.16-24].



Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей личности. Именно эти особенности обусловливают саму вероятность полноценной согласованности физиологических состояний. Чем существеннее адаптационные способности, тем выше возможность, что личность сумеет сохранить адекватную работоспособность и высокую продуктивность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды [14, c,16-24].

Описанные выше психологические особенности личности составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А.Г. Маклакову, включают в себя следующие характеристики:

· нервно-психическую устойчивость;

· уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

· самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

· ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

· уровень конфликтности личности;

· опыт социального общения.

Все перечисленные характеристики он находит существенными при оценивании и прогнозе успешности адаптации к стрессовым и кризисным обстоятельствам, а также при оценке скорости преодоления психологического дисбаланса.

При этом, Д.А. Леонтьев вводит понятие уже не адаптационного, личностного потенциала, как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д.. Леонтьеву [10], является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.

Одной из специфических форм проявления личностного потенциала - это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могу быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут - внешними неблагоприятными условиями [10;11,с.37-42].Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость» hardiness, введенное С.Мадди [12,с.63;13,с.334-342;24,с.265-274].

Из зарубежных теорий, также взятых за основу нашего исследования является теория С.Мадди об особом личностном качестве «hardiness». Идея исследования данного качества возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса [1, c.82-90]. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции «hardiness». Через углубление аттитюдов включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), в сумме обозначенных как «hardiness», человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути [24, c.265-274].

Применение взглядов С.Мадди отражаются во многих разработках, в частности в исследованиях Солковой и Томанека, где говорится о значении «hardiness» как «буфера» в преодолении повседневного стресса. Их исследование показало, что «hardiness» воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Личности, обладающие высокиим показателем «hardiness», имеют большее чувство компетентности, более высокую когнитивную оценку, более сформированные стратегии совладания и переживают меньше стрессов в повседневной жизни.[22]

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от фрустрации и личностных расстройств, создает основу психологической гармонии, полноценного психического здоровья, высокой продуктивности. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье[6,с.382].

Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости [7,с.405-442]. Л.В.Куликов, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:

· стойкость, стабильность;

· уравновешенность, соразмерность;

· сопротивляемость (резистентность).


По словам Л.В.Куликова[7,с.405-442], стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться. Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной деривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.
Уравновешенность Куликов Л.В. определяет как: «…способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма» [7,с.411-412].. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события [7,с.405-442].


Сопротивляемостьэто способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости [7,с.405-442].
Таким образом, психологическая устойчивость—это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях[7,с.405-442]. Г. Оллпорт не без иронии говорил о взаимосвязи смеха и жизненной ориентации в нашей жизни: «…Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человека нельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты или неправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишком самоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарство от тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие — смехотворная слабость» [18,с.68-69].

 

С.Мадди полагает жизнестойкость ключом к устойчивости перед экзистенциальной тревогой, операционализацией экзистенциальной отваги [12,с.63-64;24,с.265].

Интервью, проведенные Мадди и коллегами с испытуемыми лонгитюдного исследования в IBT, показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

· стрессы в раннем детстве, такие как серьезные болезни респондентов или их близких, материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.

· ощущения предназначения в жизни, развиваемое значимыми взрослыми и связанное с выделением респондентов родителями как особенных в чем-либо: обладающими особыми талантами, играющими важную роль в семье;

· воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

· недостаток поддержки, подбадривания близкими;

· отсутствие чувства предназначенности;

недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых; [25, c.265]

Выявленные жизнестойкие установки, совладание и практики, а также факторы, способствующие развитию жизнестойкости позволили Мадди и коллегам создать тренинг жизнестойкости (Hardiness Training) [12,с.11-15; 24, c.265-274].

Результаты исследования влияния тренинга жизнестойкости на успешность, здоровье и взаимоотношения с людьми участников показали, что жизнестойкость не врожденная черта, а развиваемая. То есть каждый человек может научиться жизнестойкости вне зависимости от его индивидных особенностей даже в зрелом возрасте.

 

Рисунок 1.1 Модель влияния жизнестойкости на воздействие стрессоров С.Мадди

 

Согласно модели, предложенной Мадди (Рисунок 1.1), стрессоры (как острые, так и хронические стрессорные воздействия) вызывают физическое и психическое напряжение, которые могут привести к нарушению благополучия в сферах здоровья, отношений, эффективности в работе. Возникновению напряжения способствуют врожденные уязвимости (например, наследственные особенности нервной системы, заболевания), однако жизнестойкие убеждения вместе с социальной поддержкой помогают осуществлению трансформационного (жизнестойкого) совладания, которое, в свою очередь, помогает ослабить стрессогенность воздействий. Аналогично на этапе перехода напряжения в нарушения работают жизнестойкие практики, усиливая противостояние организма стрессу [12,с.11-15].

Жизнестойкость (hardiness) - это характеристика личности, которая, согласно С.Мадди, является ключом к стрессоустойчивости и состоит из:

· жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;

· жизнестойкого отношения к окружающим людям;

· жизнестойких установок:

o вовлеченности (commitment)

o контроля (cotrol)

o принятия риска (challenge) [12,с.11-15;24,c.265-274].


Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, считают, что эффективнее оставаться вовлеченным в ситуацию и в контакте с близкими, знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы [24, c.265-274]

Из всего вышесказанного о жизнестойкости следует сказать и перейти к понятию стрессоустойчивости.

Стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни, стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем [8,c.178-208;20, c.124].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «…интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [2, с.20].

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Среди факторов стрессоустойчивости – психофизиологические особенности, отношение к работе, тип личности.

В работах, где изучаются психологические проблемы стресса, указывается зависимость поведения личности в стрессовой ситуации от степени её значимости для самой личности, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п. [8,c.178-208;9,c.121-126]

На наш взгляд, исходя из вышеобозначенного, определение погнятия стрессоустойчивости весьма схоже с сутью понятия жизнестойкости. Ведь стрессоустойчивость подразумевает под самой устойчивость к стрессу, а при этом жизнестойкость говорит также о противостоянии личности к стрессовым ситуациям. Можно предположить о том, что жизнестойкость личности является ресурсом для стрессоустойчивости. Это предположение проверяется в нашем исследовании.

 

Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

 

Если говорить о конфликтности личности, то вопросом конфликтов, стилей конфликтного поведения занимались и занимаются в настоящее время много представителей социологии, психологии, конфликтологии, такие, как Н.В.Гришина, К. Килменн, Н. А. Лобан, В.П. Пугачев, Дж. Г. Скотт и многие другие. Самая известная классификация стилей конфликтного поведения была предложена Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном, которые в 1872 году разработали тест, предназначенный для выявления доминирующего стиля поведения в конфликте у человека. Тест приобрел широкую известность и популярность, его часто психологи используют в диагностической работе (с клиентами, в организациях) [24, с.419-422].

В современных психологических трактовках конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, расхождение интересов. Изучение конфликтности личности в современной психологии является всегда актуальным.

Мы считаем, что конфликтность личности является отражением фрустрации личности, проявление её неудовлетворенной потребности, способа возмещения и попытки всё же удовлетворить эту потребность. При этом нельзя не сказать о том, что конфликтность личности мы видим в проявлении проконфликтного повеения и высокой частоте вступления в конфликт. Что согласуется с теорией Адлера о природе конфликтности личности. Согласно теории личности Альфреда Адлера, «комплекс неполноценности», возникающий в детстве под влиянием неблагоприятных социальных факторов, впоследствии выступает основанием для формирования внутриличностного конфликта [17].

Адлер обосновал не только механизм возникновения внутриличностного конфликта, но и основные способы его разрешения (компенсации «комплекса неполноценности»):

1) Развитие «социального чувства», социального интереса (интересная работа, нормальные межличностные отношения, дружба, любовь, хобби и т.п.) в противовес «неразвитому социальному чувству» (преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.).

2) «Стимуляция собственных способностей», достижение превосходства над другими, которое может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, профессионализм, творчество и т.п.);

б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);

в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельств или другими факторами, не зависящим от самой личности [17].

 

Определений понятию «конфликт» дано достаточно много, рассмотрим некоторые из них. Конфликт в переводе с латинского (conflictus) означает столкновение. Если обратиться к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то конфликт определяется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в данный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яркими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта [2, с.67].

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды [12].

 

Заметным шагом в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля, основоположника функциональной теории конфликта. Зиммель утверждал, что «конфликт — универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными» [2, с.68].

Американский социолог Л. Козер говорит о том, что необходимо отличать конфликт от враждебного или антагонистического отношения. По Козеру социальный конфликт - это, прежде всего, «социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно выливается в конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимации власти и системы статусов» [9, с.208].

 

Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Конфликты возникают в любой плоскости человеческих взаимоотношений, и, система высшего образования не является исключением.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации [3, с.214-215].

Согласно предложенной Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном классификации выделяют пять стилей поведения в конфликте: избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество и компромисс. Наиболее эгоцентричным является стиль соперничества, когда человек при конфликте совершенно не учитывает интересы и позицию своего оппонента. Используя приспособление, напротив, человек подавляет свою точку зрения в интересах другого. При сотрудничестве и компромиссе иная точка зрения и позиция абсолютно принимается, но различие этих стилей состоит в уровне от стояния своих собственных интересов (в компромиссе меньше выражено). И, наконец, избегание представляет собой уход от конфликта, нежелание его разрешать [6, с.464].

Как всякая психическая особенность человека, определенный стиль поведения в конфликте имеет свою детерминированность. Данный вопрос также является достаточно актуальным среди психологов. Так, А.В. Гончаров изучал влияние самоотношения на конфликтное поведение студентов, С.Б. Мохова и А.Н. Неврюев связывали выбор стиля конфликтного поведения с набором профессиональных навыков, а также непосредственно с уровнем профессионального обучения [5, с.237-240; 20, с.1-14]

Стоит отметить, что как социальные, так и внутриличностные конфликты демонстрируют свое влияние на дальнейшее развитие личности и её взаимодействие в социуме и в рамках свое профессиональной деятельности.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно. Конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики. Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к достаточно серьезным последствиям, от тяжелых переживаний вызывающих стрессы, до крайней формы его разрешения - суицида. Следует подчеркнуть, что внутренняя конфликтная ситуация постоянно присутствует в каждом человеке. Для психически здоровой личности внутренняя конфликтная ситуация на «фоновом» уровне вполне естественное состояние психики [17].

З. Фрейд обосновывал биопсихологический, биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по Зигмунду Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта. Свое дальнейшее развитие эта теория получила в работе его последователей: Карла Юнга - регресс на более низкий уровень психики, Карен Хорни - столкновение стремлений к удовлетворению и к безопасности, противоречие "невротических потребностей" и др. [17].

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве. Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя [32, с.8-9].

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире. Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего, ищет доказательства своей значимости [31, с.258-269].

 

Д. Скотт, отождествляя понятие «конфликтный» и «тяжелый» человек, выделяет следующие типы личности:

· «Агресивисты» - люди, которые говорят колкости, задирают других и «вспыхивают», если их не слушают.

· «Жалобщики» - лица, которые всегда на что-нибудь ропщут. Сами же ничего не делают для решения проблемы, поскольку считают себя не способными ни на что или не хотят ни о чем думать.

· «Сверхуступчивы» - люди, которые всегда говорят «да», по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом, они не оправдывают положенных на них надежд.

· «Вечные пессимисты» - лица, которые всегда и во всем предусматривают неудачи.

· «Всезнайки» - лица, которые считают себя выше за других, их мысленное преимущество дополняется осознанием собственной важности.

· «Нерешительные» или «стопоры» - люди, которые не могут утвердить решение через страх ошибиться.

· «Максималисты» - люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.

· «Невинные лжецы» - люди, которые «заметают следы», много обманывают так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.

· «Ошибочные альтруисты» - лица, которые делают добро, но в глубине души жалеют об этом [26].

 

 

В нашем исследовании, мы имеем цель выявить те компоненты, с которыми может быть взаимосвязана жизнестойкость.
И логично предположить, что такая важная структура не может быть не взаимосвязана с таким параметром как самооценка. Ведь об этом ещё говорилось в теории А.Г. Маклакова, приведенной выше, где он включает уровень самооценки личности в структуру адаптационного потенциала личности
В свою очередь, понятие «самооценки» ввел впервые Уильям Джеймс. Он был первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой.[ Джеймс У. Психология. [Текст] /У. Джеймс.-М.:Педагогика, 1991.86 с.]

 

Говоря о самооценке Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое инстинктами существо, которое мало что осознает и понимает, поэтому он мало уделяет внимания самооценке, связывая её с функцией суперэго. [Различные пути преодоления заниженной самооценки А. Кузьменко]

Отечественные психологи, рассматривая самооценку,в первую очередь говорят о том, что она формируется исключительно в процессе деятельности личности, в процессе которой личность осознает себя как субъекта этой деятельности, оценивая свои качества и возможности для реализации и повышения продуктивности (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности, по их мнению, играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.[ http://www.psychology.ru//] И с этим мнением нельзя не согласиться.

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности, в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.[ Различные пути преодоления заниженной самооценки]

“Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности”.

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

Заниженное самоуважение и коммуникативные трудности влияют на социальную активность людей. Они принимают значительно меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных. Рассматривая ниже признаки заниженной самооценки, мы более подробно остановимся на её проявлениях

Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л.Келе, Р.Кулка, Д.Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением (П.О'Малли, Д.Бахман, 1975).

 

В свою очередь, нельзя не предположить о том, что адекватная самооценка является взаимосвязанной с адекватной мотивацией, и не просто, а именно к достижению цели. Ведь личность, вовлеченная в свою деятельность, идущая ради её выполнения на определенные риски не может реализовываться без наличия какой-либо цели, мотивации к достижению успеха.
Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:[ Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Издательство "Академия Естествознания", 2009 год]

содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

процессуальные теории (Врум и др.);

теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:

физиологические потребности (уровень 1);

потребность в безопасности (уровень 2);

социальные потребности (уровень 3);

потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

потребность в самовыражении (уровень 5).

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

потребности делятся на первичные и вторичные и образу­ют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уров­ням:

- уровень 1 - 85%;

- уровень 2 - 70%;

- уровень 3 - 50%;

- уровень 4 - 40%

- уровень 5 - 10%.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

 

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

 

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.

 

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

· потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

· наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

· для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

· для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

 

 

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

 

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

· значимость достижения успеха;

· надежда на успех;

· субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

· субъективные эталоны достижения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.