Координационные способности Новиков Сергей Юрьевич СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА Выпускная квалификационная работа по специальности 49.02.01. «Физическая культура» Допущено к защите Директор колледжа Гуща С.Ю. ______ « ____» _____ 2016 г. Научный руководитель: к.п.н., доцент Бакшеев М.Д. ОМСК 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА.................. 1.1 Координационные способности................................................. 1.2 Понятие о специализированных восприятиях в спорте.......... 1.3 Специализированные восприятия в плавании......................... 1.4. Планирование.... ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования…………………………………………… 2.2 Методы исследования…………………………………………. 2.3. Организация исследования…………………………………… ГЛАВА 3. Методы И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА 3.1 3.2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОСПРИЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Координационные способности В спортивных действиях результативность – это сочетание физических качеств и совершенства координации движений. Спортивное плавание относят к группе видов спорта циклического характера (видов спорта на выносливость). Однако в отличие от других видов спорта этой группы обучение детей плаванию подобно обучению в видах спорта на искусство движений. Поэтому, несомненно, плавание относится к группе видов спорта со сложной координацией движений. КС – это способность человека быстро, точно, целесообразно и экономно, т. е. наиболее совершенно решать двигательные задачи. КС являются базой для формирования всех двигательных качеств. В самом общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению двигательным действием и его регулированию. Предложенные В. И. Ляхом (2006) фундаментальные КС являются наиболее значимыми и универсально представленными в различных видах трудовой, оборонной и спортивной деятельности. Кроме них он выделяет следующие виды КС: – специальные КС, относящиеся к целостным целенаправленным гомогенным группам двигательных действий, упорядоченных по возрастающей сложности (вертикальная классификация); – специфические, или частные, КС (горизонтальная классификация): к равновесию, ориентированию в пространстве, ритму, дифференцированию и воспроизведению пространственных, силовых и временных параметров движений, способности к реакциям, быстроте перестроения двигательной деятельности, статокинетической устойчивости и способность к произвольному расслаблению мышц. Особенности плавания связаны с подавлением ряда привычных наземных двигательных автоматизмов и свидетельствуют о том, что при обучении плаванию требуется коренная перестройка системы управления движениями. Из КС наиболее важной для спортсменов-пловцов является способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, которая отражает совершенство таких специализированных восприятий, как чувство развиваемых усилий, времени, темпа, ритма, воды. Способность принять обтекаемое положение тела и способность к произвольному расслаблению мышц (что создаёт предпосылки к совершенной синхронизации деятельности синергистов и антагонистов) также характерны для пловца высокого класса. Уровень развития КС пловца зависит от следующих компонентов: – умения объективно воспринимать и анализировать собственные движения; – способности к формированию в сознании образов динамических, временных и пространственных характеристик всего тела и его отдельных частей; – способности к планированию конкретных способов выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи; – хорошо развитой моторной памяти (свойство ЦНС); – избирательно-сформированной мышечно-тактильной чувствительностью. Таким образом, пловцу необходим высокий уровень специальных и специфических КС, которые позволят ему быстро овладевать новыми движениями, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств, обеспечивать необходимую вариативность движений в соответствии с требованиями, возникающими в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Основные задачи координационной подготовки в спорте: – систематическое овладение новыми двигательными действиями (обще– и специально-подготовительными координационными упражнениями), совершенствование и адекватное применение их в условиях тренировки и соревнований; – развитие общих и специфически проявляемых КС, наиболее важных для конкретного вида спорта; – развитие психофизиологических функций (сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), связанных с развитием общих и специфических КС. Частными задачами координационной подготовки является совершенствование КС в сочетании с развитием кондиционных способностей. При планировании вопросов развития КС в круглогодичной тренировке необходимо: – знать важнейшие КС для конкретной спортивной дисциплины; – подбирать общие и специальные средства и методы их развития; – разрабатывать упражнения, сопряжено развивающие важнейшие координационные и кондиционные способности; – предусматривать упражнения, сопряжено развивающие КС в процессе технико-тактического совершенствования; – учитывать сенситивные периоды развития отдельных КС, а также индивидуальные особенности их проявления у конкретного спортсмена. Варианты тренировки КС в макро– и мезоцикле могут быть разными: – относительно равномерное распределение и воздействие тренировочными средствами и методами; – целенаправленное развитие ведущих КС в подготовительном, соревновательном или переходном периодах; – сосредоточение большого объёма средств специальной координационной подготовки на определённом этапе годичного цикла. Виды КС, существенно влияющие на эффективность техники плавания, их структура определяют методику их совершенствования. Основной особенностью упражнений, направленных на совершенствование КС, является их сложность, новизна, возможность решения многообразных двигательных задач. При определении средств повышения КС следует учитывать, что их совершенствование связано с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и выбором путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия. Развитие КС пловца тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий – чувства воды, пространства, времени, темпа, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение спортсмена эффективно управлять своими движениями. Чувство воды как феномен среды движения пловца обусловливает развитие координационных возможностей спортсмена. 1.2. Понятие о специализированных восприятиях в спорте Под восприятием понимают отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Восприятие возникает только при непосредственном воздействии на органы чувств (в отличие от представлений). Поэтому восприятие – это, прежде всего, чувственное познание. Восприятие – это отражение в сознании увиденного, услышанного, почувствованного. Следовательно, восприятие – начало интеллектуального познания. Для восприятия нужно направить внимание на объект и понять, что видишь, что слышишь, что ощущаешь. В спорте главная роль восприятия – получение информации о внешних условиях, в которых происходит деятельность спортсмена, и их изменениях, а также информации, исходящей от внутренней среды организма о собственном состоянии, его изменениях в процессе деятельности. Эта информация служит для ориентировки в пространстве, в ситуации; оценки своего самочувствия; получения новых сведений (научения). Восприятия необходимы для регуляции спортсменом его конкретных движений, действий, деятельности в целом. Регуляция состоит в изменении различных компонентов двигательной деятельности по амплитуде, направлению, интенсивности, ритму, темпу, ускорению, а также в определении момента начала и прекращения деятельности. Начальной фазой и первым (аналитическим) уровнем восприятия являются ощущения. Ощущения – это психический процесс отражения в сознании отдельных качеств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Это превращение осуществляется с помощью анализаторов: зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, обонятельного, вкусового. Ощущение представляет собой субъективный эквивалент элементарного раздражителя. Отправным моментом для характеристики ощущений являются представления об абсолютной чувствительности, которую принято выражать через величину абсолютного порога, т. е. минимальную интенсивность раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение при нулевом фоне. Достаточно часто ощущение выражают через разностный, или дифференциальный, порог – едва ощутимую разницу по сравнению с фоновым раздражителем. Различия в чувствительности и дифференциальных порогах зависят от свойств нервной системы, от тренировки анализатора в соответствующей деятельности и от возрастных изменений анализаторов. люди отличаются друг от друга по своим способностям к восприятию, особенно по зрительному и тактильному. Сочетание различных видов ощущений при выполнении физических упражнений позволяет говорить о комплексном анализаторе, который даёт спортсменам сложные восприятия: чувство воды, чувство снега, чувство льда, чувство мяча и т. д. Например, чувство мяча возникает у представителей спортивных игр с мячом, но каждый вид имеет специфику. Например, у футболистов основой чувства мяча является деятельность двигательного и зрительного анализаторов, в состав его входят многообразные ощущения и восприятия. Термином «чувство» подчёркивается особая роль чувственной ткани сознания в формировании специализированных восприятий. Специализированными восприятия названы так потому, что они очень специфичны, возникают и развиваются только благодаря специализированным условиям деятельности в каждом конкретном виде спорта. Специализированные восприятия физических качеств быстроты проявляются в чувстве скорости движения, чувстве темпа, чувстве времени совершаемого действия. Специализированное восприятие физического качества силы выступает в виде чувства силы, включающего отражение всей совокупности развития мышечных усилий, а также проявление этих усилий с учётом условий среды. Специализированное восприятие физического качества выносливости проявляется в чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т. п. выносливости. Специализированное физическое качество ловкости проявляется в виде образов воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения. Это чувство заданной амплитуды направления и формы движения, чувство заданной величины развиваемых усилий, чувство заданной скорости, темпа и ритма движения. Чувство временислагается из множества ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира. На восприятие времени влияет отношение человека к тому, что он делает, его эмоциональное состояние. Чувство пространства.Восприятие пространственных свойств предметов (величина объема, формы и др.) достигается благодаря согласованному взаимодействию зрительных и мышечно-двигательных ощущений. В спортивной деятельности в процессе восприятия движущихся предметов вырабатывается активный глазомер. Чувство темпа и ритма.В восприятии темпа отражается частота смены совершающихся во времени движений. В восприятии же ритма отражаются более сложные временные отношения – структура периодически повторяющихся во времени движений, соотношение между отдельными фазами движения. Чувство развиваемых усилий– это дифференцирование степени напряжения и расслабления мышц. Специализированное чувство– возникает и развивается только благодаря специфическим условиям деятельности в каждом конкретном виде спорта. Такие чувства, как чувство мяча, чувство снаряда, чувство партнера, чувство воды и другие, возникают на основе сочетания различных видов ощущений при выполнении физических упражнений в разных условиях. Эти условия определяются взаимодействием спортсмена с партнером, предметом, снарядом, средой. Именно поэтому такие восприятия называют специализированными: они возникают и развиваются только благодаря специализированным условиям деятельности в каждом конкретном виде спорта. Под влиянием многолетней тренировки у спортсменов высокого класса вырабатывается способность к особо тонкой регуляции движений на основе анализа и синтеза интеро– и экстерорецептивной афферентации. Этот факт, который принято называть «специализированное восприятие», являясь детерминантом качества спортивной техники, одновременно отражает уровень точности моторной саморегуляции спортсменов при специфической деятельности. Выделяют признаки, общие для всех специализированных восприятий: 1. Специализация различительной функции совокупности тех или иных анализаторов. 2. Обусловленность особенностями обстановки, в которой действует спортсмен, или особенностями предметов, с которыми или на которых выполняется двигательное действие. 3. Обусловленность пространственным расположением противников и партнеров. 4. Необходимость постоянного упражнения. 5. Высокий уровень развития – является показателем высокого уровня тренированности спортсмена. Вторая фаза восприятия связана с более высоким его уровнем – синтетическим, или интегральным. Это фаза собственно восприятия, которое отличается от ощущения. Если ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, то восприятие – это отражение в сознании предмета или явления в целом. Если ощущение – это результат деятельности какого-то одного анализатора, то восприятие, как правило, межанализаторный продукт. Многообразные движения человеческого тела, а также отдельных его частей сопровождаются мышечно-двигательными ощущениями. Сами по себе мышечно-двигательные ощущения имеют довольно сложный характер, и связано это с их многокомпонентностью, которая выражается в том, что испытывают одновременное раздражение различные по своему качеству ощущения: это и мышечный тонус, и мышечное напряжение, а также направление, форма и быстрота движений. Спортсмены высшей квалификации отличаются хорошо развитыми способностями к восприятию специализированной деятельности, проявляющимися в таких показателях, как чувство воды, снега, дорожки, снаряда, дистанции, времени, момента, ритма, темпа, противника, партнера и др. Совершенствование специфических восприятий и качеств происходит в результате синтеза и последующей интеграции множества ощущений и возникающих на этой основе эффектов перцептивной адаптации. Успешное развитие специализированных умений и качеств требует развития следующих способностей: – способности дифференцировать и антиципировать пространственно-временные компоненты соревновательных ситуаций; – способности выбирать момент начала движений в целях успешного противодействия противнику или взаимодействия с партнером по команде; – способности адекватно определять направление, амплитуду, скоростные и силовые характеристики, ритм своих действий, действий противника и партнеров. Все это осуществляется в процессе отработки обусловленных действий, действий с выбором и переключением; в упражнениях, ставящих задачи варьирования темпа, ритма, амплитуды действий с временными параметрами взаимодействия с противником (партнером). Специфические умения и качества даже у спортсменов разной квалификации развиты неодинаково. У каждого спортсмена есть свои сильные и слабые стороны подготовленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых. В психологической подготовке должны оптимально сочетаться задачи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее полного воплощения их способностей, психических и физических качеств соревновательной деятельности. 1.3. Специализированные восприятия в плавании Плавание требует коренной перестройки управления движениями, сложившегося на протяжении всего опыта наземных движений. При обучении плаванию подавляются наземные двигательные автоматизмы и вырабатываются новые координации: локомоции в вертикальном положении заменяются локомоциями в горизонтальном положении. Привычные реакции, связанные с твердой опорой и передвижениями в воздушной среде, переключаются на новый способ опоры о воду и передвижения в водной среде. пловец полагается на комбинацию многих окружающих факторов, которые говорят спортсмену о правильности его реакции. Учитывая эти факторы, он может осознать свой темп и определить эффективность своих реакций. Для пловца важны три главных источника раздражений, дающих информацию о сопротивлении воды, положении тела и его частей: – ощущения от прикосновения или давления; – ощущения от вестибулярного аппарата; – кинестетические ощущения, идущие от мышц, сухожилий и суставов. Важность исследования мышечных ощущений в системе подготовки спортсменов особенно актуальна в видах спорта с активным взаимодействием со средовыми факторами (например, плавание), где на основе мышечного чувства формируется такое специализированное восприятие, как чувство воды. Основным индикатором хорошей чувствительности к воде выступают кисти рук и их положения (супинация, пронация). Они в конечном итоге формируют чувство воды как специализированное восприятие физических свойств окружающей среды (свойств воды), в которых проявляется двигательная активность человека. Специализированное восприятие в плавании – это очень сложное и тонкое восприятие сопротивления воды (чувство опоры о воду). Комплексное восприятие в плавании слагается из нескольких восприятий, таких как чувство воды, времени, темпа, пространства, развиваемых усилий и т. д. С повышением уровня подготовленности специализированные ощущения начинают играть важную роль в плане формирования экономичных, а главное, эффективных движений. В первую очередь это относится к движению кисти как основного рабочего органа. Правильное ощущение потока воды необходимо формировать на этапе начальной подготовки, только в этом случае можно реализовать специализированные восприятия на этапе спортивного совершенствования. С ростом спортивного мастерства пловцов значительно повышается уровень двигательных ощущений и восприятий. Достижения в плавании основываются на врожденной способности к чувству воды. Этот фактор является первым условием при подготовке пловца мирового класса, так как специфика спортивной техники плавания связана с развитием двигательных способностей, проявляемых именно в воде. Зависимость какого-либо психологического феномена от комплекса типологических особенностей выявлялась неоднократно. Выявлены типологические комплексы терпеливости, смелости, решительности, монотонноустойчивости. Доказано, что все двигательные способности базируются на типологических особенностях проявления свойств нервной системы. Свойства нервной системы – устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, свойства нервной системы являются физиологической основой динамической стороны поведения, темперамента. Есть три свойства процессов возбуждения и торможения: – сила процессов возбуждения и торможения отражает предел работоспособности клеток коры головного мозга, их выносливость по отношению к сильным и длительным раздражителям; – уравновешенность нервных процессов – это баланс двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Равенство по силе – показатель уравновешенности, перевес по силе в сторону одного из этих процессов – показатель неуравновешенности; – подвижность нервных процессов – свойство, связанное с быстротой перехода нервных клеток из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот. Основной показатель подвижности нервных процессов – это скорость переделки условного рефлекса. Так же есть свойства нервной системы – динамичность и лабильность: – динамичность – свойство, которое определяет скорость и легкость выработки положительных и отрицательных условно-рефлекторных связей, т. е. скорость выработки динамического стереотипа. Основной показатель динамичности – скорость образования навыка; – лабильность – быстрота возникновения и прекращения нервного процесса. Основные свойства нервной системы представлены у каждого индивида в том или ином сочетании. Это сочетание и составляет физиологическую основу психологической индивидуальности. Характеристики восприятия (особенно зрительного), такие как объем, быстрота и точность, существенно влияют на эффективность деятельности, в частности – на создание представления (зрительного образа) о том или ином физическом упражнении, двигательном действии. Быстрота формирования зрительного образа (представления) физического упражнения зависит от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, причем именно от таких, от которых зависит объем зрительного восприятия: слабой нервной системы, средней выраженности подвижности возбуждения и торможения, преобладания внешнего торможения (у мужчин) и уравновешенности по внутреннему балансу (у женщин). Влияние типологических особенностей на психофизиологические и психологические феномены, как правило, комплексное, т. е. какой-либо феномен зависит от нескольких типологических особенностей, от их комплекса. Типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом спорта (или спортивной деятельности), но не определяющий уровень достижений. Успех или уровень достижений определяется, прежде всего, социальными факторами, к которым относятся условия проживания, тренировка, питание и. т. д. Вероятно, специализированное восприятие пловца представляет собой комплексную характеристику и базируется на каком-то определенном сочетании типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Таким образом, специализированные восприятия являются комплексными качествами, существенно связанными с уровнем спортивного мастерства пловцов и в то же время относительно независимыми от других сторон их подготовленности. Специализированные восприятия представляют собой тонкие психологические структуры, чутко реагирующие даже на незначительную потерю спортивной формы. 1.4 Планирование Наиболее удобным в планировании является годичный макроцикл, который в свою очередь разбивается на периоды и микроциклы в зависимости от поставленных задач и календаря соревнований. Каждый период (цикл) годичного цикла состоит из определенного периода времени, отводимого на планомерную подготовку спортсмена (подготовительный период), на участие в соревнованиях (соревновательный период) и времени, отделяющего один цикл от другого (переходный период). Оптимальная продолжительность тренировочного цикла равна 1-му календарному году, подготовительный период — до 6–7 месяцев; соревновательный — до 3,5 месяца, и переходного периода — 1,5–2 месяца, т. е. планирование круглогодичной тренировки в этом случае будет одноцикловым. Подготовительный период Задачи подготовительного периода: — достижение высокого уровня всесторонней физической подготовленности и развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); — повышение разносторонней плавательной подготовленности, совершенствование техники плавания, стартов и поворотов, постепенная подготовка организма к предстоящим нагрузкам. В тренировках по плаванию рекомендуется: — проплывание средних и длинных дистанций основным способом; — плавание дополнительными способами коротких и средних дистанций; — плавание различных дистанций с помощью одних ног и одних рук; — изучение и совершенствование современной техники стартов и поворотов. — проплывание коротких, средних и длинных дистанций основным способом с заданной скоростью — от умеренной до средней и выше; — многократное проплывание коротких, средних отрезков дистанций с постепенным увеличением скорости плавания для развития общей и специальной выносливости и совершенствование техники плавания на повышенной скорости, применяя различные методы тренировки; — плавание одними ногами или одними руками коротких и средних дистанций с различной скоростью для развития силы, быстроты и общей выносливости. Общий объём плавания может достигать в каждом занятии 2500–6500 м и более (в зависимости от этапа многолетней подготовки и специализации). Общий объем плавания на повышенной скорости, от средней и выше средней следует постепенно увеличивать до 25–30 % к общей нагрузке. Плавание основным способом должно занимать не менее 65–70 % по отношению к общему объему, плавание дополнительными способами до — 30–35 %. Нагрузка по плаванию должна постепенно возрастать как по объему проплываемой дистанции, так и по интенсивности. В подготовительный период должно быть уделено достаточное внимание развитию и воспитанию общей и специальной выносливости средствами ОФП и самого плавания. Основным средством для развития и овладения специальной выносливостью в плавании является многократное проплывание различных отрезков и дистанций на повышенной скорости. Однако эта скорость не должна быть чрезмерной. В подготовительном периоде спортсмены могут участвовать в соревнованиях по плаванию. Однако без предварительной подготовки к ним не следует форсировать тренировку специально к состязаниям, к первым соревнованиям сезона следует относится серьёзно и осторожно. Независимо от стажа и уровня подготовленности пловца в каждом новом спортивном сезоне тренировка начинается с подготовительного периода. Задачи Основными задачами подготовительного периода являются: дальнейшее совершенствование техники избранного способа плавания, повышение выносливости, всесторонняя подготовка организма к тренировке в последующих периодах. Наряду с этим решаются и другие задачи: Укрепляется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, совершенствуются необходимые пловцу специальные качества — подвижность суставов, сила и эластичность мышц, умение чередовать расслабление с напряжением мышц в воде, «чувство воды», закаливание к длительному пребыванию в воде и т. д. Планирование и дозировка Продолжительность и содержание подготовительного периода тренировки определяются в зависимости от задач, уровня подготовленности и состояния здоровья спортсмена, оттого, возобновляет ли он тренировку или начинает ее впервые, от характера и сроков предстоящих испытаний, от температуры воды, продолжительности и числа занятий в неделю и т. д. Для спортсменов, занимающихся в команде новичков, завершающим моментом подготовительного периода тренировки должна быть сдача обязательной нормы II ступени ГТО на «отлично», т. е. приобретение способности проплыть избранным способом 400 м без учета времени. Для пловцов сборной команды подразделения основанием для перехода к следующему — основному — периоду тренировки должна быть способность проплыть в спокойном темпе без грубых ошибок в технике 600—800 м. Для разрешения перечисленных задач занятия в этом периоде проводятся в форме тренировочного урока плавания продолжительностью 60—90 минут. В подготовительной части объясняются задачи и разбирается план занятия, выполняется 6—8 упражнений по специальной гимнастике пловца и несколько упражнений «сухого плавания». Основную часть занятий рекомендуется начинать с 4—5-минутной тренировки выдохов в воду, после чего выполняются упражнения в плавании. 'Вначале им отводится до 50 процентов всего времени, а позже 75—80 процентов. Наиболее типичными упражнениями в воде для основной части занятий этого периода являются: 1) спокойное проплывание коротких отрезков дистанции (25—50 м) с целью дальнейшего совершенствования техники основного способа плавания, 2) спокойное плавание увеличивающейся от урока к уроку дистанции, 3) плавание одними ногами, 4) плавание одними руками, 5) старты, 6) повороты. |