Зубчатые компенсационные муфты по ГОСТ 5006-94  Применяется для соединения валов, нагруженных большими крутящими моментами при различной комбинации радиальных и угловых смещений. Допускаемое радиальное смещение осей валов до 0,02·d мм, при отсутствии углового смещения; угловое несовпадение осей до 1 градуса. Или радиальное смещение осей валов до 0,01·d мм, и угловом смещении до 0,5 градуса. Проверка производится по напряжениям смятия рабочих поверхностей зубьев. σсм=Трасч./(0,9·m2·z2·b) ≤[σсм], где Трасч., Н·м– расчетный крутящий момент (см. выше) m, мм – модуль зубьев муфты [σсм]=(12…15) МПа -допускаемое напряжение смятия  b, м – длина зуба; z·- число зубьев Втулки муфт изготавливаются в исполнениях: с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080-66; с конусными отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080-66; с отверстиями для валов, имеющих прямобочные шлицы по ГОСТ 1139-80; Кулачковые сцепные муфты  Сцепные муфты применяются для соединения или разъединения валов или насаженных на них деталей (зубчатых колес, шкивов и пр.). Кулачковая муфта состоит из полумуфт, одна имеет торцовые выступы (кулачки), чаще всего трапецеидального или прямого профиля, а другая впадины такого же профиля. Необходимо проверить по условию износостойкости р=3·Тср/(Dср·z·b·h)≤ [p], где Тср, Н·м- крутящий момент передаваемый муфтой( средний); Dср·,м- средний диаметр кулачков; b, мм- высота кулачка в радиальном направлении; h, мм – длина кулачка; [p]=(80..120)МПа –допускаемое удельное давление при включении муфты без вращения валов; [p]=(30..40)МПа –допускаемое удельное давление при включении муфты при вращении валов (поверхности кулачков закалены); Проверка напряжения изгиба у основания кулачка σи=к·Ft·h/(z·Wи) ≤ [σи], где к=(3…6)- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по кулачкам; Ft=2·Трасч./Dср , Н– окружное усилие, изгибающее кулачки; Dср, м – средний диаметр кулачков; h, мм – длина кулачка; [σи], МПа- допускаемое напряжение на изгиб; Wи=b·t2/6, мм3 – момент солпротивления; t, мм – размер основания кулачка, измеренный по хорде b, мм- высота кулачка в радиальном направлении; z- количество кулачков Фрикционные сцепные муфты Фрикционные сцепные муфты выполняются в одностороннем и двустороннем исполнении. Основные размеры муфт приводятся в стандарте МН 5656-65. Соединение с валом подвижной втулки осуществляется шпонками или шлицами. Наружные диски устанавливаются в пазы включаемых деталей, а внутренние диски установлены в пазы вала. За счет усилия сжатия, осуществляется фрикционная связь между дисками и передача крутящего момента. 
Выбор муфты осуществляют по передаваемому крутящему моменту. Проверяют удельное давление на поверхности дисков р=12·к·Тн/((D23–Dвн3)·π·z·f)≤ [p], где к=(1,3…1,5)- коэффициент запаса; к=(2…3,5)- коэффициент запаса для сельскохозяйственных машин; Тн, Н·м- крутящий момент передаваемый муфтой (номинальный); Dвн·, D2, мм- диаметры дисков; z =(n-1)- число пар трения; n- число дисков; f=(0,06…0,08)– коэффициент трения закаленных дисков; [p]=(0,5…0,6)МПа –допускаемое удельное давление при работе в масле; Вычисляют усилие сжатия дисков при передаче крутящего момента Fсж=2·к·Тн/(0,5·(D2+Dвн)·z·f), Н где Тн, Н·м- крутящий момент передаваемый муфтой (номинальный); Dвн·, D2, м- диаметры дисков; Вычисляют усилие, необходимое для перемещения втулки в осевом направлении Fос=Fсж·h/(b·ctg(α+ρ)-с), Н где h и b,мм – длина короткого и длинного плеча рычага соответственно; Рекомендуется: b=0,5·D2; b/h={3…2} –выбрать из таблиц стандарта; α=(8…12)°; ρ=arctg(f); с=0,3·h; |