Тема: Общие реакции организма на повреждение. Представлять: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма при экстремальных состояниях. Знать: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма и компенсаторные реакции при экстремальных состояниях. Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять патогенез и признаки поражения органов и всего организма при экстремальных состояниях, решать задачи. 1. Стресс (англ. – stress – напряжение) – это ............................................................................. .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. 2. Причины, приводящие к развитию стресса: ................................................................................................................................................... ................................................................................................................................................... .................................................................................................................................................. .................................................................................................................................................. ..................................................................................................................................................... 3. Перечислите однотипные изменения в организме при стрессе: ................................................................................................................................................... . ................................................................................................................................................... ................................................................................................................................................... 4. Заполните таблицу (стр.128-129) Стадии общего адаптационного синдрома при стрессе Реакция тревоги | Стадия резистентности | Стадия истощения | | | | 5. Дайте определение: Шок – это .................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 6. К причинам развития шока относятся: - ................................................................
- ...............................................................
- ................................................................
- ...............................................................
- ................................................................
- ..................................................................
- ……………………………………………
- ………………………………………………
- …………………………………………………
- Найдите соответствие стадиям шока (стр.129-130)
Эректильная стадия | увеличение концентрации сосудосуживающих веществ в крови, угнетение САС, снижение уровня глюкокортикоидов, нарушение реологических свойств крови, расстройство микроциркуляции, снижение АД, больной вялый, безучастный, кожа бледная, холодная на ощупь, | Торпидная стадия | повышение тонуса симпатической нервной системы, перераспределение крови и жидкости в организме, больной возбужден, ЧСС учащается, ЧД и АД повышены, нарушение дыхания и кровообращения. | 8. Перечислите виды шока и дайте краткую характеристику (стр.131-133) 1) ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 2) ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 3) ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 9. Дайте определение (стр. 133) Коллапс – это ................................................................................................................................ ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 10. Отличительные признаки коллапса и шока: 1) .............................................................................................................................................................. ............................................................................................................................. 2) ................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 11. Кома - это ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 12. Причины комы (стр. 134) 13. Перечислите виды коматозных состояний: 1) ................................................................................ 2) ................................................................................ 3) ................................................................................ 14. Заполните таблицу. Отличие гипогликемичекой от гипергликемической комы (стр. 136) | гипогликемическая кома | гипергликемическая кома | причины | | | проявления | | | показатели глюкозы крови | | | первая медицинская помощь | | | Самостоятельная работа *Тесты 1. Стресс проявляется в виде: a) Адаптационного синдрома b) Резкой гипотонией c) Резкой гипертензией d) Покраснением кожных покровов 2. Эректильная стадия шока характеризуется (2): a) Увеличение активности симпато-адреналовой системы b) Понижением активности симпато-адреналовой системы c) Массивным кровотечением d) Увеличение активности гипофизарно-надпочечниковой системы 3. Виды шока (2): a) Анафилактический b) Цирроз печени c) Травматический d) Воспаление легких 4. Коллапс характеризуется: a) Падением сосудистого тонуса и уменьшением массы ЦК b) Понижением активности симпато-адреналовой системы c) Повышением сосудистого тонуса и уменьшением массы ЦК d) Падением сосудистого тонуса и повышением массы ЦК *Ситуационные задачи Задача 1 Больная доставлена в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов сопровождавших, у больной резко ухудшилось состояние, появились общая слабость, головокружение, звон в ушах, жалобы на резкое чувство голода, дрожание рук, холодный пот, потом потеряла сознание. В анамнезе сахарный диабет инсулинозависимая форма. Поставьте диагноз..................................................................................................................... С чем связано ухудшение состояния больной? ....................................................................... ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Задача 2 Больной обратился к семейному врачу с жалобами на ухудшение состояния, что проявлялось в виде кожного зуда, изменения окраски кожных покровов, появление кровоизлияний. В анамнезе у больного отмечается хронический гломерулонефрит, ХПН. Какое состояние развилось у больного? ..................................................................................... .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. С чем связано изменение окраски кожных покровов? ............................................................ .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Домашнее задание: стр. 127 – 136 Дополнительные задания: - Составьте тематический кроссворд
- Подготовьте доклад/презентацию
- Приготовьте ситуационные задачи
Темы презентаций: 1. Геморрагический шок 2. Кардиогенный шок Занятие 8 Тема: Опухоли Представлять: общую характеристику, патогенез, строение, формы роста и классификацию опухолей; микроскопичное строение опухолей; процесс метастазирования и рецидива опухоли; влияние опухоли на организм. Знать: классификацию, патогенез, стадии опухолевого процесса, характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей. Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки опухолевого процесса, решать задачи. 1. Дайте определения (стр. 136-140). Опухоль – ................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Наука, изучающая опухоли, называется ................................................................. Опухоль с преобладанием паренхиматозной ткани на ощупь ............................. ...................................................................................................................................., стромы - ................................................................................................................ ..................................................................................................................................... Атипизм – .................................................................................................................. ..................................................................................................................................... 2. Напишите виды атипизма и их характеристики. 3. Нарисуйте вид опухолей при различным формах роста (стр. 141). 4. Запишите виды предопухолевых процессов (стр. 144). ............................................................................................................................................ ............................................................................................................................................. ............................................................................................................................................... .................................................................................................................................................. 5. Найдите соответствие между теориями образования опухолей и определением (стр. 144-146). Физико – химическая теория | разнообразные факторы, включающие как физические, химические, так и вирусные | Вирусно – генетическая теория | первопричиной возникновения опухоли являются вирусы и их взаимодействие с генетическим аппаратом клеток | Полиэтиологическая теория | воздействие физических и химических канцерогенов | | | 6. Впишите в таблицу название опухолей в зависимости от вида ткани. Название вида опухоли | Доброкачественные | Злокачественные | Эпителиальные | | | Мезенхимальные | | | Опухоли мягких тканей | | | Первичные опухоли костей | | | Опухоли меланинобразующей ткани | | | Самостоятельная работа * Тесты 1. В опухоли различают а) строму и паренхиму б) верхушку и основание в) дистальную и проксимальную части г) протоки и секреторную область 2. Клеточный атипизм — это а) появление клеток, принадлежащих к определенным тканям в не-характерных для них местах б) быстрое размножение клеток в) появление структурных изменений в клетках, их отличие от обычных клеток конкретных тканей г) врастание опухолевых клеток в соседние с опухолью ткани 3. При экспансивном росте опухоль а) раздвигает окружающие ткани б) прорастает в окружающие ткани в) растет в просвет полого органа г) растет в толще стенки полого органа 4. При инфильтрирующем росте опухоль а) раздвигает окружающие ткани б) прорастает в окружающие ткани в) растет в просвет полого органа г) растет в толще стенки полого органа 5. При экзофитном росте опухоль а) раздвигает окружающие ткани б) прорастает в окружающие ткани в) растет в просвет полого органа г) растет в толще стенки полого органа 6. Метастаз — это а) повторное появление опухоли на месте удаленной б) распад опухолевой ткани в) появление «дочерних» опухолей вдали от основного узла г) расстройство кровообращения в зоне опухолевого процесса 7. Метастазы чаще всего распространяются а) с током лимфы б) с током крови в) с током лимфы и крови г) при непосредственном контакте с опухолью 8. Для доброкачественных опухолей характерно а) отсутствие метастазов б) клеточный атипизм в) наиболее частая локализация в костной ткани г) выраженное расстройство периферического кровообращения 9. Липома — это а) злокачественная опухоль из эпителия б) доброкачественная опухоль из гладких мышц в) злокачественная опухоль из соединительной ткани г) доброкачественная опухоль из жировой ткани 10. Саркома — это а) злокачественная опухоль из эпителия б) доброкачественная опухоль из гладких мышц в) злокачественная опухоль из соединительной ткани г) доброкачественная опухоль из жировой ткани 11. Рак — это а)злокачественная опухоль из эпителия б) доброкачественная опухоль из гладких мышц в) злокачественная опухоль из соединительной ткани г) доброкачественная опухоль из жировой ткани 12. Опухоль, возникающая из-за нарушения закладки эмбриональных листков, называется а) астроцитома б) хондрома в) тератома г) рабдомиома 13. Канцерогенные вещества — это а) токсины, возникающие в организме при росте опухоли б) экзогенные вещества, способные вызвать возникновение злокачественной опухоли в) противоопухолевые антитела г) противоопухолевые химиопрепараты * Ситуационные задачи Задача 1 Ребенок родился с образованием в области крестцово-копчикового отдела. Образование округлой формы, размером около 15 см в диаметре. Какой вид опухоли у новорожденного? ................................................................................. С чем связано развитие опухоли?............................................................................................ ...................................................................................................................................................... Задача 2 Удалена матка с шейкой по поводу опухоли. При осмотре органа отмечается диффузное прорастание опухоли в области шейки матки, с уменьшением ее просвета. Опухоль состоит из тяжей плоского эпителия, клетки которого находятся в виде скоплений. В центре скоплений атипичные клетки, расположенные концентрически, с сохраненной способностью к ороговению. К какому виду опухолей относится опухоль? ....................................................................... Обоснуйте ответ ......................................................................................................................... .......................................................................................................................................................................................................................................................................... Как называются ороговевшие гнезда в опухоли? ………………………........................................................................................................................ |