Расчет промежуточного (второго) вала редуктора Реакции опор и эпюры нагружения промежуточного вала В разработанной конструкции редуктора (рис.7[2]) промежуточный вал выполнен заодно с шестерней цилиндрической передачи II ступени. Вал-шестерня опирается на два конических роликоподшипника, установленных "враспор". Расчетные конструктивные схемы промежуточного вала приведены в верхней части рис.7. Этот рисунок соответствует вращению входного вала против часовой стрелки. При опирании вала на два однорядных радиально-упорных подшипника, установленных "враспор", расчетные точки опор вала расположены на расстояниях "а" (рис.1,б) от наружных торцов подшипников во внутреннею сторону. Для подшипника № 7207А . Требуемое расчетное расстояние берется из эскизного проекта редуктора с учетом "а":  Реакции от сил в зацеплении колес а) В плоскости XOZ     Проверка ; . Реакции найдены правильно.  Рис.7 б) В плоскости XOY ;   Проверка   Реакции найдены правильно. в) Результирующие радиальные реакции в опорах  г) Суммарная внешняя осевая нагрузка  д)Осевые составляющие от радиальных нагрузок в радиально-упорных конических роликоподшипниках № 7207А. По таблице 24.16 [3] е=0,37;  е)Общие осевые нагрузки на опоры. В выбранной конструкции узла промежуточного вала подшипники установлены "враспор", а сила направлена влево, что соответствует схеме установки "а" по таблице 2. При этом опора 1 соответствует опоре В, а опора 2 опоре Г. Условие нагружения , т.е. 1-йслучай нагружения. Следовательно , . Построение эпюр изгибающих моментов а)Плоскость XOZ Сечения В и Г:  Сечение IV слева:  Сечение IV справа:  Сечение V:  б)ПлоскостьXOY Сечения В и Г:  Сечение IV:  Сечение V справа:  Сечение V слева:  в)Суммарные изгибающие моменты в сечениях IV и V   Расчет подшипников промежуточноговала на заданный ресурс Эквивалентная радиальная нагрузка , где V=1,0; =1; =1,8 (смотри пункт 2.2.1.) Определение коэффициентов X и Y: Для опоры В Так как , то Х=0,4, а по таблице24.16 [3] Y=1,6; Для опоры Г Так как , то Х=1, а Y=0;  Тогда  Подшипники в опорах В и Г промежуточного вала одинаковые. Поэтому расчет ведется для наиболее нагруженного подшипника в опоре В. График его нагружения в исходных данных принят по рисунку 1.2 [2]. Тогда эквивалентная динамическая нагрузка с учетом переменного режима работы  Расчетная долговечность подшипника с вероятностью безотказной работы 90% часов, где для подшипника № 7207А в опоре В С=Cr=48.4 , k=10/3, a1=1,a23=0.6…1.7 [3,c.117], частота вращения подшипника n=n2=150мин-1, <0,5С (то есть методика расчета правомерна). Тогда  При невыполнении условия долговечности подшипника рекомендуется заменить его на более «тяжелую» серию, т.е. увеличить . Проверочный расчет промежуточного вала на прочность Эскиз конструкции вала показан на рис.8.  Рис. 8. Эскиз промежуточного вала Наиболее опасными сечениями для промежуточного вала, проверяемыми расчетом, являются сечения IV и V под зубчатыми колесами передач. Проверочный расчет осуществляется студентами только для одного наиболее нагруженного сечения вала V. Для промежуточного вала выполненного за одно с шестерней, то есть в виде вала-шестерни (рис.7.12 [2]), сечение V далеко не всегда является самым опасным. Материал промежуточного вала, выполненного в виде вала- шестерни, соответствует материалу шестерни 40ХН. Термообработка - улучшение. По таблице 10.2[3] твердость не менее 270НВ, временное сопротивление =980 МПа, предел текучести =750 МПа, предел выносливости =420 МПа. В рассматриваемом сечении V-V действуют нагрузки . Для оценки статической прочности вала в этом сечении при редко действующих перегрузках  по энергетической теории прочности определяем максимальные эквивалентные напряжения: где   Точное определение геометрических характеристик в сечении вала-шестерни по зубьям представлено в [3, табл.10.3 и 10.4, рис.10.14]. В студенческих расчетах допустимо приближенно (в запас прочности) принять:          Коэффициент запаса прочности по пределу текучести  Значительный запас статической прочности позволяет предположить, что расчет на сопротивление усталости может не оказаться необходимым, если выполняется условие [4, с.440]:  где для легированной стали 40ХН [3, табл.10.2]  [3,табл.10.7] для  [3, табл.10.12];S= 1.5…2.5 [3,c.188]. Это условие выполняется:  значит, расчет на сопротивление усталости не требуется. В сечении IV-IV вращающий момент от червячного колеса на вал передается призматической «Шпонкой 12х8х40 ГОСТ 23360-78». Проверка этого шпоночного соединения на прочность проводится условная - на смятие:  где мм[5,с.133], мм [3, табл. 24.29], S≈3 [5,с.131]. Для стальной ступицы червячного колеса = 350 МПа [4,с.133],   Если это условие не выполняется, то можно: а) выбрать шпонку с большей l; б) увеличить d и сечение шпонки; в)заменить шпоночное соединение на шлицевое или соединение с гарантированным натягом. |