Расчет входного (первого) вала редуктора Этот вал выполнен заодно с червяком из стали 40Х. Расчетная схема вала показана на рис.4. Из эскизного проекта редуктора имеем l1=112 мм, l2=98 мм, l3=98 мм. Входной вал редуктора соединяется с валом электродвигателя муфтой упругой втулочно-пальцевой МУВП (ГОСТ 21424-93). Муфта, вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов, нагружает входной вал дополнительной силой : , где T1- в Н∙м Для определения можно использовать зависимость из [3,с.350].  Рис.4 Направление силы зависит от погрешностей монтажа, и заранее его определить нельзя. В этом случае определение наиболее неблагоприятных величин радиальных реакций каждой из опор вала осуществляется следующим образом. Первоначально определяются результирующие реакции в опорах вала от силы в зацеплении, а затем эти реакции арифметически суммируются с определенными отдельно реакциями опор А и Б вала от силы  Реакции опор быстроходного вала Для определения реакций опор и эпюр моментов рассматривают условия равновесия балки-вала (рис.4)в двух взаимно перпендикулярных плоскостях YOZ и XOY, в которых лежат составляющие силы в зацеплении. а)В плоскости YOZ ;  . Проверка 711-911+200=0. Реакции найдены правильно. б)В плоскости XOY  .  . Проверка 285,2-585+282,5=0 . Реакции найдены правильно. в)Результирующие радиальные реакции опор от силы в зацеплении   г)Реакции опор от силы      Проверка  Реакции найдены правильно. д)Суммарные радиальные реакции в опорах  е)Суммарная внешняя осевая нагрузка . Общие радиальные и осевые нагрузки на подшипники 1 и 2 опоры А. Подшипники конические радиально-упорные № 7207А, , а по табл.24.16 [3] е=0,37. Внешняя нагрузка направлена влево, что соответствует схеме нагружения "а" по табл.3. Далее определяем условия нагружения. Так как  то это соответствует I случаю нагружения, то есть:   Построение эпюр изгибающих моментов (рис.4) а) Плоскость YOZ Сечения А и Б:  Сечение III слева: . Сечение III справа: . б)В плоскости XOY Сечения А(II) и Б:  Сечение III:  в)Нагружениеот муфты Сечения Б и I(ж):  Сечение А(П):  Сечение III:  г)Суммарные изгибающие моменты в сечениях II и III   Расчет подшипников быстроходного вала на заданный ресурс Эквивалентная радиальная нагрузка , где X и Y – коэффициенты радиальной и осевой динамической нагрузки (по таблице 24.16 и с.114…118 [3]); V - коэффициент вращения (V=l при вращении внутреннего кольца относительно направления нагрузки и V=1,2 при вращении наружного кольца); V=l - для всех подшипников редукторов по схемам 1... .7[1]; - коэффициент безопасности, учитывающий динамическую нагрузку (по табл.7.6 [3] в зависимости от области применения привода и характера нагрузки). Коэффициент =1,3... 1,8 для редукторов всех конструкций с зубчатыми передачами 7-й и 8-й степеней точности. В курсовом проекте строго не оговаривается область применения редуктора. Принимаем с учетом и повышенных требований к надежности. =1 - температурный коэффициент при t< 100 С0 (с.115 [3]). Для опорыА, в которой всю нагрузку воспринимает подшипник 1, . Тогда   Для опоры Б, которая не воспринимает осевые нагрузки, . Эквивалентная динамическая нагрузка с учетом переменного режима нагружения по графику рис.1.2 [2], который принят в исходных данных  Для опоры А: . Для опоры Б: . Расчетная долговечность (ресурс) подшипника с вероятностью безотказной работы 90% где С – базовая динамическая грузоподъемность подшипника, К= 0,3 для шариковых и К=10/3 для роликовых подшипников, a1, a23– корректирующие коэффициенты [3, с.117], в курсовом проекте допустимо принять a1 = 1,a23 = 0,63…0,7, n – частота вращения вала (не менее 10 мин-1). Для опоры А, где установлены подшипники № 7207А ГОСТ27365-87, по таблице 24.16 [3], С=Сr =48,4 кН. Так как RА=5565Н 0,5С, то используемая методика правомерна.  Данный привод часто реверсивный и запас по ресурсу будет больше, так подшипники будут работать поочередно. Для опоры Б, где установлен подшипник № 207 ГОСТ 8338-75,С=Сr =33,2 кН (таблица 24.10[3] ). Так как RБ=557Н 0,5С, то используемая методика расчета правомерна.  Проверочный расчет быстроходного вала червяка на прочность. Эскиз конструкции вала представлен на рис.5. Материал, из которого изготовлен вал-червяк, сталь 40Х (улучшение, = 980 МПа, =780 МПа, =452МПа [3, табл. 10.2]). Из условий сборки и конструкции подшипникового узла наименьшим является диаметр входного конца вала. Этот участок вала работает на кручение (рис.4) . Т.е. его диаметр можно определить, исходя из допускаемых напряжений [τ]=30МПа [4,с.437]: . Но из условия соединения редуктора с двигателем АИР100S2, диаметр вала у которого =28мм [3, табл. 24.7], стандартной упругой муфтой, например МУВП, = 25…28мм. При назначенном =25мм остальные размеры вала приняты из конструктивных соображений с учетом внутреннего «просвета» стопорной шайбы l=30мм для гайки М33х1,5-7Н.05.05ГОСТ11871-88 [3,табл.24.22,24.23и24.24]. На этом валу размер самого тонкого сечения I-I, как правило, значительно завышен (здесь в 25/12,3 = 2 раза). Поэтому студентам разрешается проверочный расчет в сечении I-I не производить. Как следует из рис.4, наиболее нагруженным является сечение III-III. В этом сечении имеют место суммарный изгибающий момент =84,4 Н∙м, крутящий момент 11,3 Н∙м и осевая нагрузка =2503Н. Последняя незначительно сказывается на напряженном coстоянии в сечении III-III, так как в отличии от и напряжения сжатия (в данном случае) равномерно распределяются по сечению. При оценке статической прочности в этом сечении вала при редко действующих перегрузках по энергетической теории прочности находят максимальные эквивалентные напряжения. . В запас прочности можно принять (или учесть влияние витков червяка по п.4.22 [2]): Тогда  Коэффициент запаса прочности по пределу текучести  Расчет вала в этом сечении на сопротивление усталости проводить нет необходимости, если выполняется условие , [4, с.440],  Рис. 5. Конструкция быстроходного вала где =410 МПа [3, табл.10.2] – предел выносливости стали 40Х при изгибе с симметричным циклом изменения напряжений; =0,77 - коэффициент влияния абсолютных размеров для , [3, табл.10.7]; =2,6 (условно, как для поверхности с резьбой) - эффективный коэффициент концентрации напряжений [3, табл.10.13] или [5, табл.16.5]; S=1,5…2,5 – коэффициент запаса усталостной прочности [4, с.440]. Условие МПавыполняется. Проверка червяка на жесткость по изгибу (рис.6) Расчетное условие , где m=4мм – модуль зацепления, L f – расчетный прогиб червяка, мм; [f] – допустимый прогиб червяка, мм. Прогиб , Рис.6 где - модуль упругости материала червяка, - расстояние между опорами, принимается по чертежу редуктора, мм; - приведенный момент инерции, мм4; , где - момент инерции червяка, мм; ; - коэффициент, учитывающий жесткость витков . При ,  получим    |