МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Назначение и функции программы





Программа Чертежник позволяет визуально представлять результат работы соответствующего исполнителя. Это помогает учащимся лучше понять принципы его работы.

Чертежник дает возможность изучать исполнителя, предложенного в учебнике, в программном режиме. Это способствует повышению уровня обученности учеников. Уроки в форме игры, выполнения практических заданий, применения разноуровневых, дифференцированных заданий, организация конкурсных заданий вызывает интерес к предмету. Задания для самоконтроля, взаимоконтроля, работа группами решает проблему организации работы, как со слабоуспевающими учениками, так и с одаренными. Использование педагогических программных средств, реализующих исполнителей алгоритмов на уроках способствует повышению мотивации обучения информатике и развитию, как алгоритмического мышления, так и логического.

Функции:

· возможность быстро отлаживать алгоритм и контролировать как сам процесс, так и его результаты;

· развитие у детей алгоритмического мышления, памяти и внимания;

· заинтересованность в изучении данной темы;

· повышение мотивации обучения информатике;

· подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования;

· разнообразие форм проведения занятий;

· формирование умений и навыков на базе изученного теоретического материала.


Интерфейс

Программа обладает простым интерфейсом, который помогает сконцентрироваться на работе и не отвлекает внимание. Используется спокойный, зеленый фон. Четко выделены кнопки, названия, большая рабочая область с подписью данных.

 

       
 
 
   
Рис. 3. Окно программы Чертежник

 

 


 

В программе имеется панель меню, где предложены операции над файлами, такими как, открыть, сохранить, закрыть, в меню Правка – вырезать, вставить и другое. Их не так много, так как существуют кнопки для основных операций Чертежника. Меню стандартное, как и в любых других программах, здесь представлены лишь основные функции, которые нужны в работе с программой.


Меню – Файл:

¾ Открыть (открывается окно со списком команд выбранной программы);

¾ Сохранить (файл сохраняется с расширением .dat);

¾ Закрыть (выход из программы).

Меню – Правка:

¾ Вырезать (выбранные символы удаляются);

¾ Вставить (происходит вставка вырезанных символов).


Также существует окно для выбора уже предложенных команд, плюсом этого окно можно считать то, что не нужно прописывать команды самостоятельно и возможность ошибки сводится к нулю.

 

Список команд исполнителя:

¾ подними перо (начальное положение пера, след не остается);

¾ Опусти перо (остается след);

¾ Переведи в точку (a,b) (перо перемещается в указанную точку (координату))

¾ Повтори n раз – конец (циклическая команда, которая повторяет n раз те команды, которые находятся между «повтори» и «конец»)

¾ Сдвинь на вектор (a,b) (перемещение пера происходит в зависимости от текущего положения)

Чтобы выбрать нужную команду из раскрывающегося списка, необходимо щелкнуть один раз мышью по стрелке в окне справа.

Для команд, которые требуют ввода каких – либо координат и данных, существуют дополнительные окна, которые подписаны и появляются только в том случае, когда они необходимы.

В Чертежнике таких команд три: Переведи в точку (a,b), Сдвинь на вектор (a,b) и Повтори n раз. (Рис. 6.).

       
 
 
   
Рис. 6. Дополнительные окна программы

 


Если вы выбрали команду из окна выбора команд и ввели нужные координаты, в дополнительных окнах программы, то, для того чтобы постепенно формировался список команд, необходимо щелкнуть по кнопке «Добавить команду», которая находится чуть ниже окна выбора команд (Рис. 7).

Рис. 7. Кнопка «добавить команду» Чертежника

 

С помощью этой кнопки команды заносятся в другое окно, которое представляет собой окно формирования списка команд Чертежника по условию определенной задачи.

Рис. 8. Окно списка команд Чертежника

 

На поле программы еще имеются четыре кнопки, которые выполняют различные функции:

Рис. 9. Функциональные кнопки программы

 

- удаляется выделенная команд из списка команд, если вы совершили ошибку и выбрали не ту команду или координаты.

- выполняется полностью список команд и появляется рисунок.

- очищается вся рабочая область программы, это позволяет начать решение другой задачи.

- осуществляется выход. Закрытие программы.

Еще одна составляющая программы – это окно рисунка, где обитает Чертежник, то есть его среда обитания, которая представляет координатную плоскость с подписью данных и осями координат.

Для наилучшего визуального представления и ориентирования среда обитания Чертежника разбита на клетки, что помогает легко подсчитывать нужные координаты.

Рис. 10. Окно рисования Чертежника


Практические работы

Представленные ниже практические работы могут применяться непосредственно на уроках информатики при изучении программы Чертежник.

Практическая работа № 1

Тема: Первое знакомство с программой Чертежник.

Цель работы:

  1. Познакомиться с исполнителем Чертежник.
  2. Научиться запускать программу Чертежник, работать с интерфейсом программы.
  3. Научиться редактировать программы, сохранять их.

Оборудование и инструменты:

Персональный компьютер, программа Чертежник.

Время выполнения работы:20минут

Теоретические положения

Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.

При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты х и у разделяются запятой.

Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

По команде «подними перо» Чертежник поднимает перо. Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд «переведи в точку» и «сдвинь на вектор». Команда «сдвинь на вектор (a,b)» - координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. «Переведи в точку (a,b)»-По команде Чертежник сдвигается в точку с координатами (а, b).

Ход работы:

1. Изобразите с помощью Чертежника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел

(1, 1), (3, 5), (5, 2).

2. Для этого введите следующую систему команд, выбирая соответствующую команду в окне выбора команд и нажимая кнопку «Добавить команду»:

· переведи в точку (1, 1)

· опусти перо

· переведи в точку (3, 5)

· переведи в точку (5, 2)

· переведи в точку (1, 1)

 

  1. Проанализируйте и зарисуйте ответ в тетрадь вместе с соответствующей системой команд.
  2. Теперь нарисуем прямоугольник. Воспользуемся для рисования прямоугольника командой «Сдвинь на вектор». Начальная точка (1,1).
  3. Пусть (1,1) — координаты вершины А прямоугольника ABCD. Тогда координаты вершины В можно записать как (1, 1 + 2), вершины С — как (1 + 4,1 + 2), вершины D — как (1 + 4, 1).
  4. Чтобы изобразить отрезок АВ, воспользуемся командой «сдвинь на вектор (0,2)».
  5. Чтобы изобразить отрезок ВС, воспользуемся командой «сдвинь на вектор (4, 0)».
  6. Чтобы изобразить отрезок СD, воспользуемся командой «сдвинь на вектор (0,- 2)».
  7. Чтобы изобразить отрезок DA, воспользуемся командой «сдвинь на вектор (-4, 0)».
  8. В результате получится прямоугольник. Повторите пункт 3.

 

Контрольные вопросы:

1.Каково начальное положение пера?

2. В каком случае в результате выполнения команды «переведи в точку (2, 3)» не будет прочерчен ни один отрезок?

3. Что такое след?

Критерии оценок:

Оценка 5: Ученик изучил теоретические положения работы, ответил на вопросы. Выполнен ход работы.

Оценка 4: Ход работы выполнен, нет ответов на вопросы.

Оценка 3: Ученик познакомился с теоретическими положениями работы, выполнил задания 1 – 5 хода работы.

Оценка 2: ученик не познакомился с теоретическими положениями работы, выполнено менее 5 пунктов хода работы.


Практическая работа №2

Тема: «Управление исполнителем Чертежник»

Цель работы:

  1. Закрепить навыки работы с исполнителем Чертежник.
  2. Изучить основные операции для управления исполнителем.
  3. Научиться редактировать программы, разрабатывать алгоритм решения задачи.

Оборудование и инструменты:

Персональный компьютер, программа Чертежник.

Время выполнения работы:30 минут

Ход работы:

  1. Составьте для Чертежника алгоритм рисования равнобедренного треугольника, если известны координаты концов отрезка, являющегося его высотой (4, 1) и (4, 6), а также координаты (2, 1) одной из его вершин.
  2. Начертить прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин (2, 1) и (7, 5).
  3. Нарисовать ромб, центр которого находится в точке (5, 5), диагонали параллельны координатным осям, а их длины равны 8 и 4 единицам (клеткам).

Примечание: рассмотреть два варианта расположения ромба

  1. Составьте алгоритм рисования домика. Начальная точка (2,1).


Критерии оценок:

Оценка 5: Выполнен полностью ход работы.

Оценка 4: Ход работы выполнен, задание 4 выполнено не до конца, либо с ошибками.

Оценка 3: Ученик выполнил задания 1 – 3 хода работы.

Оценка 2: Выполнено менее 3 пунктов хода работы.

Практическая работа №3

Тема: «Использование циклических алгоритмов»

Цель работы:

  1. Познакомить учащихся со сложными операциями исполнителя.
  2. Научиться разрабатывать алгоритм решения задачи.
  3. Находить оптимальные пути решения задач.

Оборудование и инструменты:

Персональный компьютер, программа Чертежник.

Время выполнения работы:30 минут

Теоретические положения

При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд.

Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения — ПОВТОРИТЬ n РАЗ.

Ход работы:

 

  1. Программа рисования цифры 0 может иметь вид:

опусти перо

сдвинь на вектор(0,2)

сдвинь на вектор(1,0)

сдвинь на вектор(0,-2)

сдвинь на вектор(-1, 0)

подними перо

сдвинь на вектор (2,0)

  1. Программа рисования цифры 6

Сдвинь на вектор (1,2)

Опусти перо

Сдвинь на вектор (-1,-1)

Сдвинь на вектор (1,0)

Сдвинь на вектор (0,-1)

Сдвинь на вектор (-1,0)

Сдвинь на вектор (0,1)

Подними перо

Сдвинь на вектор (2,-1)

  1. Алгоритм рисования ряда ромбов

Опусти перо

Повтори 4 раза

Сдвинь на вектор (1,2)

Сдвинь на вектор (1,-2)

Сдвинь на вектор (-1,-2)

Сдвинь на вектор (-1,2)

Подними перо

Сдвинь на вектор(3,0)

Конец

  1. Создайте с помощью «повторить n раз» число 660000.

Критерии оценок:

Оценка 5: Выполнен полностью ход работы.

Оценка 4: Ход работы выполнен, , задание 4 выполнено не до конца, либо с ошибками..

Оценка 3: Ученик выполнил задания 1 – 3 хода работы.

Оценка 2: Выполнено менее 2 пунктов хода работы.

Практическая работа №4

Тема: «Рисование сложных изображений»

Цель работы:

  1. Познакомить учащихся с рисованием сложных изображений исполнителя.
  2. Научиться разрабатывать алгоритм решения задачи.
  3. Научиться редактировать программы, сохранять их.

Оборудование и инструменты:

Персональный компьютер, программа Чертежник.

Время выполнения работы:30 минут

Ход работы:

Составьте алгоритм рисования изображенных ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

                   
   
3.
 
     
 
 
 
 
   
   
4.
 
 

 


Критерии оценок:

Оценка 5: Выполнен полностью ход работы.

Оценка 4: Ход работы выполнен, но при выполнении заданий допущены ошибки.

Оценка 3: Ученик выполнил задания 1 – 2 хода работы.

Оценка 2: Выполнено менее 2 пунктов хода работы.

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.