Методики для профотбора и профориентации 1. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова). На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому. 2. "Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес. 3. "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком. Тест используется в целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт). 4. "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. 5. "Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого. 6. Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов). 7. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек). 8. "Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие. 9. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Методика разработана для определения степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. 10. "Профассоциации". Профориентационный тест, основанный на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе. 11. "Профессиональные намерения". Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы). 12. "Профиль" (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Данная методика исследует профессиональные интересы. Помогает определить профиль обучения. 13. "Цель - Средство - Результат" методика А.А.Карманова (ЦСР). Методика рассчитана на исследование особенностей структуры деятельности. 14. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров. 15. "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых. Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И.П. Павловым для обозначения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. У животных сигналами приспособительных условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители - зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И.П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уровень отражения. Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем. На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются выделенные И.П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоциональность, а для «мыслителя» дробление его на отдельные части, поиске смысла. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Таким образом, люди художественного типа в большей степени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельность, связанной с оперированием абстрактным материалом, математическими и логическими формулами, различными понятиями. Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного, и мыслительного типов. В целом И.П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов. На основе этих теоретических положений был разработан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности. Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы. 1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям? 2. У Вас есть тяга к рисованию? 3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков? 4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям? 5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам? 6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг? 7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав? 8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями? 9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями? 10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей? 11. Вы обладаете литературными способностями? 12. Вам нравится абстрактная живопись? 13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях? 14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство? 15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна? 16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий? 17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры? 18. Вас считают хорошим рассказчиком? 19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение? 20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл? 21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам? 22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего? 23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству? 24. Вы свободно владеете языком знаков, формул? 25. Вы пишете стихи? 26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям? 27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому? 28. Вас называют «мастер - золотые руки»? 29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации? 30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул? 31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв? 32. Вам нравится выступать перед аудиторий? 33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.? 34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления? 35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие? 36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний? 37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией? 38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ? 39. Вы владеете иностранными языками? 40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней? 41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее? 42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству? 43. Вам нравится придумывать образные метафоры? 44. Вас часто можно застать за рисованием? 45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы? 46. Вы много времени уделяете стихосложению? 47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам? 48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком? 49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности? 50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов? 51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий? 52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления? 53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст? 54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия? 55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл? 56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи? Бланк ответов |