Межличностный Семейный Конфликт (MCK) (В.П. Левкович, О.Э. Зуськова). Методика предназначена для диагностики супружеских затруднений. Про- цесс развития супружеских отношений и осознание партнерами характера этих отношений не всегда осуществляется одновременно. Авторами методики были выделены три группы семей: стабильные - успешно преодолевающие конфликт; проблемные - слабо преодолевающие конфликт; при наличии позитивной семей- ной мотивации; нестабильные - не преодолевающие конфликт при наличии нега- тивной семейной мотивации. Если расположить все семьи в континиуме "ста- бильные - нестабильные", то можно отметить, что в полной мере осознание характера взаимоотношений произошло только у пар со сложившимися стабиль- ными и с практически прекратившимися отношениями, т.е. в стабильных и не- стабильных семьях. Исследование показало, что в этих типах семей супруги вполне адекватно оценивают сложившиеся у них взаимоотношения. У части се- мей процесс формирования отношений опережает процесс их осознания. Затруд- нения в развитии супружеских отношений, вызванные нередко психлогической и моральной незрелостью вступающих в брак, не всегда адекватно осознаются супругами. Иногда еще развивающиеся отношения субъективно могут восприни- маться ими как прекращающиеся, что побуждает определенную часть молодых семей принимать необоснованное решение о прекращении супружеских отноше- ний. Супружеский конфликт можно рассматривать на различных уровнях взаимо- действия супругов: уровне взаимоотношений (стадия скрытого конфликта) и поведенческом уровне в форме вербального и реального конфликтного поведе- ния (стадия открытого конфликта). На поведенческом уровне конфлитные отно- шения проблемной семьи и процесс адаптации супругов нестабильной семьи не всегда различаются как самими супругами, так и окружающими. Необходима ди- агностическая процедура, которая позволила бы отнести супружескую пару к определенной группе семей. Для решения вышеизложенной задачи и была разра- ботана методика Межличностного Семейного Конфликта. Методика представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих оп- росник из 168 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих сферах жиз- недеятельности семьи: 1) семейные роли; 2) потребность в общении; 3) поз- навательные потребности; 4) материальные потребности; 5) потребности в за- щите "Я-концепции"; 6) культура общения; 7) взаимная информированность; 8) уровень моральной мотивации; 9) проведение досуга; 10) частота конфлик- тов и способы их разрешения; 11) субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком. В качестве эмпирического референта противоречивости представлений супругов о реализации своих потребностей в разных сферах жизнедеятельности семьи (именно это по мнению авторов является выражением супружеского кон- фликта) было принято соотношение между их самооценками (С), оценками парт- неров (О) и ожиданиями по отношению партнеров (О1). Показатели О, С, О1 представляют собой репрезентацию в сознании личности различных потребнос- тей. В результате выделения эмпирической области, соответствующей предмету исследования (определение соотношения О, С, и О1 для каждой группы семей) юыла проведена эмпирическая интепретация полученных данных в виде двух ря- дов статистических гипотез. Их проверка с помощью критерия Х2 показала, что определенному типу семей (стабильыне, проблемные и др.) соответствуют определенные тиры соотношения О, С, О1. Последние являются также условием супружеских конфликтов. Содержание конкретных вопросов методики определялось с помощью экс- пертной оценки. В обследовании участвовало 200 семей. Валидность методики проверялась с помощью соотнесения характеристики семьи, полученной в ре- зультате исследования с реальным положением этой семьи (данные интервью, мнение окружающих, намерения супругов сохранить или разрушить семью). Ис- следования проводились в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге, на разных возрастных и социальных группах, в семьях с различным социальным статусом, разным материальным положением и жилищными условиями. Однородность и со- поставимость полученных результатов свидетельствует о надежности методики МСК. Результаты тестирования анализируются с помощью разностного (Кр) и знакового (Кз) критериев. Разностный критерий измеряется с помощью сравне- ния соотношения значений взаимных оценок, самооценок и ожиданий супругов с нормативными типами соотношений. Совпадение эмпирических соотношений с нормативными выявляет наличие или отсутствие конфликта между супругами, а также указывает на сферу жизнедеятельности семьи, где имеет место открытый конфликт. О наличии открытого конфликта между супругами свидетельствуют прежде всего отрицательные оценки, особенно взаимные. Для нестабильных супружеских пар характерны сочетания конфликтных структур, для проблемных - сочетания конфликтных и бесконфликтных, а для стабильных - сочетания только бесконфликтных структур оценок. Знаковый критерий характеризует знак соотношения между показателями О и О1, О и С. Превышение уровня самооценок и уровня ожиданий над уровнем взаимных оценок, т.е. отрицательная величина полученного значения, свиде- тельствует о наличии скрытого конфликта. Степень конфликтности супругов, таким образом, зависит как от наличия открытого, так и скрытого конфликта между ними, что определяется авторами методики как уровень конфликтности (Ук). Данный показатель измеряет не только степень выраженности конфликтности в поведении супругов, но и сте- пень готовности к конфликтам ("потенциальные конфликты"). Следует иметь в виду, что сферы жизнедеятельности семьи, содержащие конфликтные структуры, анализируются и описываются как конфликтногенные зоны, а сферы, в которых оцениваются скрытые конфликты - как зоны потенциального конфликта. В качестве дополнительного показателя может также рассчитываться ин- декс симметрии (Исм), который рассчитывается как отношение симметричных для супругов "конфликтных" и "бесконфликтных" структур к общему количеству структур, выявленных во всех сферах жизнедеятельности семьи. Кроме вышеперечисленных показателей определяется общий уровень взаим- ных оценок, самооценок и ожиданий супругов. Для этого рассчитываются сред- неарифметические значения показателей О, О1 и С по следующим блокам: 1,3,4,5,6,8,9. При этом следует иметь в виду следующее. Блок вопросов "Ро- ли" включает несколько подгрупп, поэтому при обработке результатов анкеты используют среднее значение показателей по этим пунктам. Аналогично обра- батываются результаты по блоку "Потребность в защите Я - концепции". Показатели О, О1 и С по блоку "Уровень моральной мотивации" рассчиты- вается несколько иначе. Сумме данных по подгруппам 10-О, 10-P, 10-Q приписывается обратный знак. Блоки жизнедеятельности семьи "Глава семьи", "Досуг" и "Удовлетворен- ность браком" анализируются только содержательно и используются в качестве дополнительной информации при интерпретации полученных результатов. Кроме того, могут дополнительно рассчитываться показатели уровня мо- ральной мотивации, степени удовлетворенности браком, частоты и способов разрешения конфликтов. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Супружеская пар характеризуется в следующей последовательности. I. Определяется тип супружеской пары (стабильная, настабильная, проб- лемная). С этой целью: 1) анализируется соотношение О, О1 и С; 2) вычисляется Исм; 3) рассматривается соотношение О и С; 4) рассматривается соотношение О и О1; 5) анализируется средний уровень О. О1 и С; 6) определяется уровень конфликтности; 7) анализируется уровень моральной мотивации; 8) анализируется степень удовлетворенности браком. II. Выявляются особенности потребностных сфер супругов и их сочетания в данной диаде. Для этого изучается иерархия потребностных сфер супругов, а также степень удовлетворенности в браке их ведущих потребностей. III. Оценивается конфликтность супружеской пары. С этой целью опреде- ляются конфликтогенные зоны; частота конфликтов между супругами и способы их разрешения. Анализ полученных данных позволяет оценить характер супружеских отно- шений в данной семье, личностные особенности супругов, наличие конфликтов и специфику их проявления в различных сферах жизнедеятельности семьи. Литература к методике МСК. 1. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. Т6. N3. 1985. С. 126-137. 2. Малятрова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологи- ческого исследования: теоретические и методические проблемы. Автореф. канд. дис. М., 1984, 19с. Особенности автоматической обработки результатов тестирования в ком- пьютерной версии методики МСК: 1. В качестве исходных показателей для подсчета основных и дополни- тельных оценок взяты средние показатели по всем блокам. 2. Знаковый критерий считается значимым только в том случае, если оба показателя О-С и О-01 по данному блоку имеют отрицательную величину. 3. Знаковый критерий подсчитывается для блоков 1,3,4,5,6,7,9. Блоки жинедеятельности семьи "Глава семьи", "Досуг" и "Удовлетворенность браком" анализируются только содержательно (примечание авторов методики). Данный критерий также не может быть применен к блокам "Уровень моральной мотива- ции", "Частота конфликтов" и "Способы разрешения конфликтов". 4. При анализе уровня конфликтности для блоков 1 и 9 учитывается только средний показатель знакового критерия по этим блокам. Указанные особенности позволяют представить результаты тестирования в более простом и обобщенном виде. Следует отметить, что тестовые показатели в данной методике не явля- ют стандартными оценками и отражают лишь субъективную сторону супружеских взаимоотношений. . ТЕСТ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ Т.ЛИРИ ОПРОСНЫЙ ЛИСТ Инструкция: Перед вами опросник, содержащий различные характеристи- ки. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если ≪да≫, то в специальной сетке, предназна- ченной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствую- щую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа (рис. 1). Если ≪нет≫, то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? (Далее идет текст опросника) 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих. ' 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством достоинства. 6. Независимый. 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочаровывается. 17. Способен быть критичным к себе.' 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Покладистый. 21. Благодарный. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию. 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи. 26. Стремится ужиться с другими. 27. Доброжелательный. 28. Внимательный и ласковый. 29. Деликатный. 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный. 33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность. 37. Уверен в себе. 38. Самоуверен и напорист. 39. Деловитый, практичный. 40. Соперничающий. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый и прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому. 97. Стремящийся к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Относится к окружающим с чувством превосходства. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный. ПО. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый и подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Услужливый. 116. Мягкотелый. 117. Почти никому не возражает. 1.18. Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив. 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда со всеми дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. Обработка и интерпретация. После завершения опроса, подсчи- тываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодейст- вия (рис. 2). Для этих целей используется ключ (рис. 3), позволя- ющий определить 16 номеров утверждений, соответствующих каждому варианту взаимодействия (октанта психограммы мето- дики — см. рис. 2). Количество зачеркнутых опрашиваемым но- меров в конкретном разделе бланка для ответов (см. рис. 1) опре- деляет количество баллов по данному варианту взаимодействия. Варианты взаимодействий таковы (см. рис. 2): I. Властный — лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) проявляются уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойство руководи- II III IV V Рис. 1. Бланк для ответов VI VII Рис. 3. Ключ к опроснику Т.Лири VШ теля. При высоких показателях характерны: нетерпимость к кри- тике, переоценка собственных возможностей (до 12 баллов), ди- дактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 баллов). II. Независимый — доминирующий. Выявляет стиль межлич- ностных отношений от уверенного, независимого, соперниче- ства (при умеренных показателях, в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством соб- ственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12—16). III. Прямолинейный — агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в дости- жении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, не- дружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы). IV. Недоверчивый — скептический. Реалистичность базы суж- дений поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отно- шения к окружающим с выраженной склонностью к критициз- му. Недовольством окружающими и подозрительностью. V. Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности меж- личностных отношений как скромность, застенчивость, склон- ность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение. VI. Зависимый — послушный. При умеренных баллах — по- требность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих. VII. Сотрудничающий — конвенциальный. Выявляет стиль меж- личностных отношений, свойственных лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюб- ным отношениям с окружающими. Избыточность в проявле- нии данного стиля межличностного отношения проявляется ком- промиссным поведением, несдержанностью в излияниях сво- его дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. VIII. Ответственно — великодушный. Проявляется выражен- ной готовностью помогать окружающим, развитым чувством от- ветственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркну- тый альтруизм [311. С. 6—11]. Интерпретация по октантам в зависимости от количества баллов (3—4, до 12, выше 12 баллов). I. Стремление давать советы. Способность наставника и ор- ганизатора. Нетерпеливость к критике, переоценка собствен- ных возможностей. Догматизм и деспотичность. П. Уверенность, независимость. Склонность к соревнователь- ности, соперничеству. Обособленность позиции в группе. Са- модовольство, чувство превосходства, по отношению к окру- жающим. III. Искренность, непосредственность. Настойчивость в дос- тижении цели. Чрезмерное упорство, недружелюбие. Несдер- жанность и вспыльчивость. IV. Реалистическая база суждений. Скептицизм и неконформ- ность. Обидчивость и недоверчивость, склонность к критициз- му. Недовольство окружающими, подозрительность. V. Скромность, застенчивость. Охотное выполнение чужих обязанностей. Повышенное чувство вины, самоуничижение. Полная покорность. VI. Потребность в доверии со стороны окружающих. По- требность в помощи. Сверхконформность. Полная зависимость от мнения окружающих. VII. Стремление к сотрудничеству с группой. Дружелюбие. Компромиссное поведение. Несдержанность в излияниях сво- его дружелюбия. VIII. Выраженная готовность помогать и сочувствовать ок- ружающим. Мягкосердечность сверхобязательность. Гиперсоци- альные установки. Альтруизм__ |