ПРИМЕР Расчета и выбора посадок Для подшипников качения Вариант № 00 . Исходные данные: тип подшипника – 6-211, нагрузка Pr = 26,5 кН, вид нагружения колец подшипника: а) внутреннее – циркуляционное нагружение, наружное – местное нагружение; б) внутреннее – местное нагружение, наружное – циркуляционное нагружение. Решение. 1. Из справочной литературы выбираем параметры заданного подшипника: - внутренний диаметр подшипника d = 55 мм; - наружный диаметр подшипника D = 100 мм; - динамическая грузоподъемность подшипника качения, Сr = 43,6 кН. 2. Определяем режим работы подшипника качения: Pr/Cr = 26,5/43,6 = 0,608, где Cr – базовая грузоподъемность подшипника качения, Сr = 43,6 кН. В зависимости от рассчитанного значения принимаем режим работы подшипника. Так как Pr/Cr > 0,15, то режим работы – тяжелый. 3. Задаемся видами нагружения колец: а) внутреннее – циркуляционное нагружение, наружное – местное нагружение. 3.1. Для внутреннего кольца – циркуляционное нагружение. Для данных условий работы необходима посадка, обеспечивающая образование натяга в соединении, поэтому выбираем посадку Æ55 . Строим схему расположения полей допусков. Рисунок 1 – Схема расположения полей допусков Рассчитываем характеристики посадки. Минимальный натяг Nmin = ei – ES = 2 – 0 = 2 (мкм). Максимальный натяг Nmax = es – EI = 21 – (–12) = 33 (мкм). Допуск посадки TN = Nmax – Nmin = 33 – 2 = 31 (мкм). 3.2. Для наружного кольца – местное нагружение. Для данных условий работы необходима посадка, обеспечивающая образование зазора в соединении, поэтому выбираем посадку Æ100 . Строим схему расположения полей допусков.  Рисунок 2 – Схема расположения полей допусков Рассчитываем характеристики посадки. Минимальный зазор Smin = EI – es = 0 – 0 = 0 (мкм). Максимальный зазор Smax = ES – ei = 35 – (–13) = 48 (мкм). Допуск посадки TN = Smax – Smin = 48 – 0 = 48 (мкм). 3.3. Выполняем эскиз сборочного узла с условными обозначениями посадок, эскизы вала и корпуса. Выбираем требуемые значения отклонений формы и расположения поверхностей, а также параметров шероховатости посадочных поверхностей.  Рисунок 3 – Эскиз подшипникового узла и деталей, образующих соединение 4. Задаемся видами нагружения колец: б) внутреннее – местное нагружение, наружное – циркуляционное нагружение. 4.1. Для внутреннего кольца – местное нагружение. Для данных условий работы необходима посадка, обеспечивающая образование достаточного зазора в соединении, поэтому выбираем посадку Æ55 . Строим схему расположения полей допусков. Рисунок 4 – Схема расположения полей допусков Рассчитываем характеристики переходной посадки. Максимальный натяг Nmax = es – EI = 10 – (–12) = 2 (мкм). Максимальный зазор Smax = ES – ei = 0 – (–29) = 29 (мкм). Допуск посадки TN(S) = Nmax + Smax = 2 + 29 = 31 (мкм). 4.2. Данная посадка – переходная, поэтому определяем вероятность зазора в этом соединении. Среднеквадратичное отклонение зазора , где Td и TD – допуски размеров для вала и отверстия. Среднее значение натяга = 13,5 мкм. Безразмерное отношение – аргумент функции вероятности . По найденному значению из таблицы определяется процентная вероятность получения натяга в соединении. Функция Ф(Z) при Z = 3,6: Ф(Z) = 0,49984. Вероятность натяга: Р`N = 0,5 + Ф(Z) = 0,5 + 0,49984 = 0,99984, PN = 99,984%. Так как вероятность натяга в этом соединении составляет более 95%, то данная посадка применима. 4.3. Для наружного кольца – циркуляционное нагружение. Для данных условий работы необходима посадка, обеспечивающая образование достаточного натяга в соединении, поэтому выбираем посадку Æ100 . Строим схему расположения полей допусков. Рисунок 5 – Схема расположения полей допусков Рассчитываем характеристики переходной посадки. Максимальный натяг Nmax = es – EI = 0 – (–45) = 45 (мкм). Максимальный зазор Smax = ES – ei = 10 – (–13) = 3 (мкм). Допуск посадки TN(S) = Nmax + Smax = 45 + 3 = 48 (мкм). 4.4. Данная посадка – переходная, поэтому определяем вероятность натяга в этом соединении. Среднеквадратичное отклонение натяга , где Td и TD – допуски размеров для вала и отверстия. Среднее значение натяга = 21 мкм. Безразмерное отношение – аргумент функции вероятности . По найденному значению из таблицы определяется процентная вероятность получения натяга в соединении. Функция Ф(Z) при Z = 3,4: Ф(Z) = 0,49966. Вероятность натяга: Р`N = 0,5 + Ф(Z) = 0,5 + 0,49966 = 0,99966, PN = 99,966%. Так как вероятность натяга в этом соединении составляет более 95%, то данная посадка применима. 4.5. Выполняем эскиз сборочного узла с условными обозначениями посадок, эскизы вала и корпуса. Выбираем требуемые значения отклонений формы и расположения поверхностей, а также параметров шероховатости посадочных поверхностей.  Рисунок 6 – Эскиз подшипникового узла и деталей, образующих соединение |