МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конструкции хвостового отсека





 

Хвостовой отсек, переходной отсек первой ступени, служит для размещения двигателей, систем и агрегатов ДУ, а также для установ­ки ракеты и восприятия нагрузок от стартового устройства и несет стабилизаторы, если они предусмотрены конструкцией.

Корпус хвостового отсека по направлению передачи усилий стартового устройства имеет дополнительные, достаточно жесткие продольные элемента. При этом геометрические размеры и конструктивно-силовая схема корпуса определяются:

- количеством, типом, способом крепления и взаимной компоновкой двигателей,

- необходимостью защиты сопел двигателей от ско­ростного напора,

- способом управления полетом РЛА,

- количеством и месторасположением стартовых опор или силовых связей ракетных блоков в схеме "пакет",

- типом связей "Земля-борт",

- условиями исключения соударения ракеты со стартовыми сооружениями или ра­кетных блоков между собой при продольном разделении ступеней,

- проклад­кой основных магистралей подачи компонентов топлива к двигателям.

Кроме того, хвостовой отсек на кормовом срезе снабжается приемлемой конструкцией огневой донной защиты, предотвращающей проникновение внутрь отсека горячих газов, исходящих из сопел двигателей и отражающихся от старто­вого устройства. Все перечисленные устройства приводят к усложнению конструктивно-силовой схемы хвостового отсека (рис. 5.15).

Рис. 5.15. Схема крепления ракеты на стартовом сооружении

с помощью переходной рамы: 1 – корпус хвостового отсека ракеты;

2 – переходная рама; 3 – пусковое устройство; 4 – плоскость разделения

при старте ракеты; 5 – замок

 

По форме корпус хвостового отсека может быть цилиндрическим или в виде усеченного конуса, расширяющегося или сужающегося к кормовому сре­зу ракеты. Он может иметь длину, обеспечивающую полное закрытие сопел, либо может быть укороченным, прикрывающим сопла лишь частично (рис. 5.16). Хвостовые отсеки в виде усеченного конуса, расширяющегося (сужающегося) к кормовому срезу ракеты, применяются в том случае, когда поперечный размер ДУ больше (меньше) диаметра корпуса ракеты. Кроме то­го, расширяющийся конический хвостовой отсек способен придать ракете достаточную степень статической устойчивости. В этом случае не требу­ется установки специальных стабилизаторов. Увеличение внешнего диаметра нижнего опорного шпангоута хвостового отсека повышает устойчи­вость ракеты на пусковом устройстве.

 

Рис. 5.16. Конструктивно-силовые схемы хвостовых отсеков, имеющих нормальную длину (а) и укороченных (б): 1 – корпус; 2 – силовая рама крепления ДУ; 3 – ДУ; 4 – стабилизаторы; 5 – донная защита

 

В конструкцию хвостового отсека входят рама крепления двигателей (рис. 5.17), на которую передаются также нагрузки от стабилизаторов и узлов стартовых опор. По конструкции хвостовой отсек состоит из трех каркасных корпусов:

- внешнего, который воспринимает стартовые нагрузки,

- кольцевой рамы, к которой крепятся двигатели,

- соединенного с кольцевой рамой ко­нического переходника крепления донной защиты (рис. 5.18).

 

Рис. 5.17. Принципиальная схема корпуса хвостового отсека

первой ступени ракеты с восемью двигателями:

а – кольцевое расположение двигателей; б – крестообразное;



р – плоскость опорных пят

 

Особенностью силового нагружения внешнего корпуса хвостового отсека является то, что кроме осевых сил и изгибающих моментов на него действуют внешнее газо­динамическое давление, обусловленное взаимодействием струи работающих двигателей между собой и со стартовым оборудованием, и нагрузки, вызван­ные акустическим полем газовой струи. Это нагружение хвостового отсека приводит к необходимости усиления элементами продольного силового набо­ра, который рассчитывается с учетом внешнего избыточного давления. В ко­ротких хвостовых отсеках над опорными пятами располагают усиленный стрингер или фитинг с необходимой площадью сечения на всю длину корпу­са. В этом случае распределение силы осуществляется на корпусе последующего отсека. Если хвостовой отсек имеет значительную длину, то с помощью фитингов и усилением обшивки в зоне приложения сосредоточен­ной нагрузки силу распределяют по его длине.

 

Рис. 5.18. Конструктивное исполнение донного теплозащитного экрана и уплотнения двигателя: 1 – внешний слой экрана; 2 – средний слой;

3 – силовая оболочка; 4 – эластичный уплотняющий элемент

 

На внешнем корпусе хвостового отсека на многих ракетах устанавливаются обтекатели сопел двигателей для уменьшения нагрузок на сопла и рулевой привод (при использовании двигателя для управления полетом). Хвостовые отсеки с цилиндрическим корпусом имеют стабилизаторы, которые располагаются на внешнем корпусе в наиболее жестких местах, например, на шпангоутах или силовой раме. Конструктивно многие узлы корпуса хвостового отсека соответствуют конструкции переходного отсека.

Донную защиту применяют в хвостовых отсеках с замкнутым объемом и при выборе ее исходят из:

- условия обеспечения ее минимальной массы,

- ха­рактера и направления действия нагрузок,

- структуры двигательной установ­ки,

- влияния формы днища на газодинамические характеристики ракеты.

Конструкция силовой части днища представляет собой обшивку, подкреплен­ную радиальным и кольцевым силовым набором, а для днищ большой поверх­ности – трехслойную оболочку клепаной или сварной конструкции. Наиболее сложным узлом в конструкции днища является узел сопряжения его с двигателем (рис. 5.18 и 5.19).

 

Рис. 5.19. Конструктивное исполнение уплотнения между донной защитой и

а – неподвижным, б – поворотным двигателями:

1 – днище; 2 – сопло двигателя; 3 – эластичный элемент; 4 – экран на двигателе; 5 – уплотняющий элемент; 6 – направление отклонения двигателя

 

5.6. Конструктивные особенности двигательных отсеков

 

Двигательный отсек представляет собой часть ракеты (ступени), в которой расположен ракетный двигатель и связанные с ним установки, системы и агрегаты (рис. 5.4). Так как двигатель может находиться в различных частях корпуса ракеты и даже вне корпуса или может быть утоплен в баке, то двигательные отсеки оказывают сильное влияние на конструк­тивные особенности РЛА, связанные с наличием различных типов двигательных установок, их креплением, эксплуатацией, расположением и т.п.

В зависимости от конструктивных особенностей двигательных отсеков различают РЛА с двигательными отсеками в ниж­ней части ракеты, в верхней части ракеты и в средней ее части. Двига­тельные отсеки могут быть нагруженными, когда несущий корпус восприни­мает нагрузки от реакций пусковой установки, и ненагруженными, когда корпус является просто капотом двигательной установки, создающим внеш­ние обводы корпуса РЛА.

На схеме (рис. 5.20) представлена классификация двигательных отсеков и РЛА по конструктивно-компоновочным признакам двигательной установки.

 


Контрольные вопросы к лабораторной работе № 3

1. Какие отсеки относят к сухим? Что сухие отсеки представляют собой?

2. Какие классификации сухих отсеков РЛА существуют? Рассказать виды сухих отсеков по одной из классификаций (по заданию преподавателя).

3. Какие бывают сухие отсеки по месту расположения на РЛА? Рассказать про каждый вид подробно (можно использовать рисунки 5.2 – 5.4).

4. Рассказать про сухие отсеки с неподкрепленным корпусом (использовать рис. 5.5).

5. Рассказать про сухие отсеки стрингерной и лонжеронной конструкции (использовать рис. 5.6).

6. Рассказать про сухие отсеки монолитной конструкции (использовать рис. 5.7).

7. Рассказать про сухие отсеки гофрированной конструкции (использовать рис. 4.13).

8. Рассказать про сухие отсеки многослойной конструкции (использовать рис. 5.8).

9. Рассказать о назначении и расположении приборных отсеков на РЛА.

10. Рассказать про форму и конструкцию приборных отсеков.

11. Рассказать про герметичные и негерметичные приборные отсеки (использовать рис. 5.9, 5.10).

12. Каково назначение переходных отсеков?

13. Рассказать про отделение переходного отсека от РЛА: в какой момент полета и какими способами происходит.

14. Какие бывают конструкции переходного отсека в зависимости от способа разделения ступеней? (использовать рис. 5.11, 5.12).

15. Рассказать про силовые кольца, применяемые вместо переходных отсеков? (использовать рис. 5.13, 5.17а).

16. Каково назначение межбакового отсека?

17. Что представляет собой корпус межбакового отсека?

18. Рассказать про силовой набор корпуса межбакового отсека.

19. Каково назначение хвостового отсека? Рассказать про рис. 5.15.

20. Чем определяются геометрические размеры и конструктивная силовая схема корпуса хвостового отсека?

21. Рассказать про форму и длину хвостового отсека (использовать рис. 5.16, 5.17).

22. Какова особенность силового нагружения хвостового отсека, и как это отражается на его конструкции?

23. Что может быть установлено на корпусе хвостового отсека с внешней стороны? В каких местах и почему?

24. Рассказать про донную защиту и про место сопряжения ее с двигателем РЛА (использовать рис. 5.18, 5.19).

25. Каково назначение двигательных отсеков? Как двигательные отсеки влияют на конструкцию РЛА и почему?

26. Рассказать про виды двигательных отсеков (использовать рис. 5.20) с пояснениями.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.