МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Системы профессионального обучения: компоненты и их характеристика.





Закономерности и принципы профессиональной педагогики. Пути их реализации.

Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности – это зависимость обучения от общественных процессов и условий:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер процесса обучения;

• его вербально-деятельностный характер;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром.

Внутренние закономерности отражают связи между компонентами процесса обучения. Это, прежде всего:

• зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности;

• характер связей субъектов и объектов образовательного процесса;

• зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого;

• задачная структура обучения (от незнания – к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку).

 

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения:

• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;

• системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;

• активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;

• взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;

• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

• народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и дидактического материала.


Системы профессионального обучения: компоненты и их характеристика.

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.
Различают следующие виды профессионального образования:
• Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
• Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
• Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Формы получения образования: в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
• Бакалавр – не менее 4 лет
• дипломированный специалист – не менее 5 лет,
• магистр – не менее 6 лет.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;
• состояние материально-технической базы обучения;
• программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;
• качество преподавательских кадров;
• финансовое обеспечение;
• качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;
• приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;
• конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.




Содержание профессионального обучения: компоненты и их характеристика.

Содержание профессионального образования структурировано не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами, такими, как Перечень профессий и специальностей – на уровне начального профессионального образования (НПО); классификатор специальностей – на уровне среднего профессионального образования (СПО); Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего профессионального образования (ВПО).

В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы» по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.

Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.

На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей: Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и Перечня специальностей.

Такая структура Перечня отражает структуру ВПО, которая в настоящее время имеет две самостоятельные ветви:

– профессионально ориентированное (т.е. ориентированное на конкретную профессию) высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям. Это традиционная, сложившаяся еще в советский период моноступенчатая модель высшего образования;

– наукоориентированное высшее образование, которое включает две ступени – бакалавриат и магистратуру. Это новая, многоуровневая модель высшего образования, которая введена с ориентацией на зарубежный опыт и не предполагает подготовку обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Силу нормативного документа на этих уровнях образования имеет государственный образовательный стандарт (ГОС)

ГОСы включают несколько компонентов: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент(не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования)— основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

§ обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

§ требования к уровню подготовки выпускников;

§ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Национально-региональный компонент(не менее 10 процентов)- компонент государственного стандарта общего образования. Устанавливался республикой - субъектом Российской Федерации. Отменён 1 декабря 2007 года Федеральным законом.

Национально-региональный компонент разрабатывался на основе Федерального компонента.

Наличие в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции, давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения.

Компонент образовательного учреждения (не менее 10 процентов)- Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

 

9. Методы проф.обучения (вариант №1)

ЛЕКЦИЯ является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего - лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

РАССМОТРЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит ДИСКУССИЯ, групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Для успешного использования метода практических ситуаций от участников требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

ВИДЕООБУЧЕНИЕ. Под термином "видеообучение" понимается обучение, основанное на использовании видеозаписи. В практике встречается два основных способа осуществления данного метода: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни педагог, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно.Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи - обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

В отличие от традиционных методов профессионального обучения ПРИ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ основные издержки связаны с разработкой, а не с реализацией программ обучения. Однако после того, как программа разработана, обучение практически ничего не стоит, т.к для ее использования не нужно ни инструкторов, ни помещений, ни учебных материалов. Поэтому при большом числе обучающихся компьютеризированные программы становятся экономически очень выгодными.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. В настоящее время интерактивное обучение начинает широко использоваться в практике как альтернатива традиционным методам обучения. Интерактивным обучением называется освоение учеником опыта, основанное на взаимодействии. В данном случае преподаватель не дает готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. И в этом отношении меняется его роль по сравнению с традиционным обучением: активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задача - создать условия для их инициативы.

9. Методы проф.обучения (вариант №2)

Методами ПО называют способы и приемы, при помощи которых мастер сообщает студентам учебный материал, формирует у них знания, умения и навыки, а студенты сознательно усваивают знания, вырабатывают умения и навыки, овладевают профессиональным мастерством.

Методы ПО классифицируются на четыре группы:

1)Словесные.

2) Наглядные.

3) Практические.

4) Активные.

1.Словесные методы профессионального обучения

-Рассказ - это изложение фактического материала, т.е. описание предметов или явлений, процессов, их особенностей.

-Объяснение - метод, близкий рассказу. При объяснении учебного материала используются рассуждения, студентами задаются вопросы, выслушиваются их ответы.

-Беседа применяется в тех случаях, когда учебный материал студентам известен.

-Работа с технической документацией и литературой заключается в следующем:

учить студентов пользоваться справочниками, таблицами, формулами, расчетами, схемами, инструкциями, правилами, технологическими картами, чертежами, техническими требованиями и т.п.;

-Письменное инструктирование - этот метод ПО применяется для инструктирования студентов во вводном и текущем инструктаже.

2.Наглядные методы профессионального обучения

-Показ приемов трудового действия помогает сформировать в сознании студентов точный, живой и конкретный образ трудовых действий.

-Демонстрация наглядных пособий. Все наглядные пособия, которые применяются в ПО, разделяются на натуральные (приборы, инструменты, детали, узлы оборудования, образцы изделий, металлов, материалов и т.п.) и изобразительные (плакаты, макеты, модели, схемы, диаграммы и т.п.).

-Самостоятельные наблюдения. Этот метод применяется в условиях производств, оснащенных приборами и аппаратами. студенты ведут наблюдение показаний аппаратов (температура, давление, нарушение режима и т.п.).

-Применение ТСО для ПО менее характерно, чем для теоретического, т.к. кинофильмы, кинофрагменты комплекты диафильмов, диапозитивов, кодотранспарантов т.п. централизованно выпускаются только для изучения технических и специальных предметов.

3.Практические методы профессионального обучения

-Упражнение - это преднамеренные многократные повторения определенных действий с целью формирования умений и навыков.

-Упражнения на тренажерах применяются в тех случаях, когда производственные условия не позволяют организовать проведение упражнений в реальной производственной обстановке.

-Самостоятельная работа студентов является составной частью системы упражнений, т.е. когда деятельность студентов носит в значительной степени самостоятельный характер, независимый от мастера.

-Лабораторно-практические работы являются важным средством связи теории и практики.

4.Активные методы профессионального обучения

-Деловые игры Деловая игра развивается по такому сценарию: постановка задачи и введение студентов в игру

-Решение производственно-технических задач

-Выполнение заданий творческого характера


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.