Частнометодические принципы обучения Методика изучения причастий и деепричастий Цели и задачи изучения темы: - научить различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении; - научить опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; - определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм; - познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с причастиями; - выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова; - пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи. Цели изучения темы "Деепричастие": - познакомить с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий; - формирование навыка выделения запятыми деепричастий и деепричастных оборотов; - познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, формировать навык правописания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами; - знакомство со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; - употреблять деепричастие в речи - показать роль деепричастий в сочинении с описанием действия; - обобщение и систематизация знаний о деепричастии, знакомство с порядком морфологического разбора деепричастия. Принципы обучения теме. Общедидактические принципы обучения Общеметодические принципы обучения Частнометодические принципы обучения При изучении морфологии: - лексико-грамматический; - парадигматический; - морфолого-синтаксический Содержание обучения теме. В совр-ой лингвистике сущ-ет несколько т.з. на грамм-ую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самост-ми частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. н-р Л.В.Щерба рассматривает причастие в разряде прилагательных, а деепричастия относит к наречиям, считает, что признаки гл. временные в причастии, они могут исчезать,утрачиваться, тогда как признаки прилагательного устойчивы. Др. лингвисты утверждают, что прич. и дееприч.– это особые формы глагола. Т.к. они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Прич. повторяют грам-ие признаки прил-го – склоняются (измен по числам, родам, и по падежам), а деепричастия не изменяются, (как наречия). Так же В.В.Виноградов, дееприч. считает «гибридным грамматическим типом, внедряющимся в категорию наречия», и рассматривает деепричастие как «смешанную глагольно – наречную категорию». Др. авторы н-р, Бабайцева В.В. и Чеснокова Л.Д. считают, что «причастие – самост-я часть речи, кот обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола» (10, с.142). В шк. традиции прич. и дееприч. принято рассматривать как неспрягаемые формы глагола. Синкретизм причастий и деепричастий вызывает у учеников трудности при определении их места в системе частей речи, и в частности отнесении их к глагольным формам. В то же вр. принятый в учебниках для V, VI и VII классов принцип анализа морфологических явлений на основе обобщенных понятий приводит учеников к осмыслению данного разряда слов как не принадлежащих ни к глаголу или прилагательному (причастие), ни к глаголу или наречию (деепричастие). Поэтому экспериментальное обучение показало целесообразность выделения причастий и деепричастий в самостоятельные части речи. Так же в пользу такого представ-я говорит и др обстоятельство. К VII классу дети должны овладеть принципами классификации частей речи на основе совокупности признаков, увеличивать долю самостоятельного анализа данных языковых явлений. При таком подходе ученики не только овладевают лингвистическими знаниями, не только развивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся учиться — не только получать знания, но и добывать их; уметь рассуждать вслух, сознательно работать над совершенствованием своей речи. В тему причастие и деепричастие вкл. такие понятия как: причастие и деепричастие, действительные и страдательные причастия, полные и краткие страдательные причастия, причастный оборот, деепричастный оборот, деепричастия совершенного и несовершенного вида. Должны приобрести следующие умения и навыки: - аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков. - безошибочно определять окончание причастий с помощью вопроса (орфографическое умение); - различать полные и краткие формы страдательных причастий; - опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (опознавательное умение); - определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм (орфографическое умения); - определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (орфографическое умение); - выделять запятыми причастные обороты (пунктуационное умение); - пользоваться причастиями и причастными оборотами для определения предметов в разных стилях речи (речевое умение, орфографическое, пунктуационное). - аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям (опознавательное умение); -употреблять их в речи; - определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями (орфографическое умение); - образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида (орфографическое умения); - выделять запятыми деепричастия, деепричастные обороты (пунктуационное умение). |