Правотворчество и законотворчество. Правотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов. Правотворчество- деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению, отмене правовых актов, содержащих юридические нормы. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм, законность, преемственность, научность, профессионализм. 1. Демократизм. Характеризует соответствие законодательства в государстве существующему демократическому политическому режиму, реальность влияния на правотворческий процесс институтов гражданского общества. 2. Законность. НПА должны приниматься только компетентными органами государства в пределах своих полномочий и не должны противоречить конституции страны и действующему законодательству. 3. Преемственность. Всякий новый разрабатываемый НПА должен опираться на известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом. 4. Научность. С помощью науки можно: - выявить общественные потребности в необходимости принятия того или иного НПА; - разработать концепцию законопроекта; - разработать методику мониторинга эффективности действия этого акта. 5. Профессионализм. Требует от всех участников правотворческого процесса (депутатов чиновников) оптимальных правовых знаний и навыков этой специфической деятельности. Виды правотворчества: · референдум – одобрение и неодобрение проекта закона путем всенародного голосования; · принятие НПА уполномоченными органами государства · санкционирование государством обычаев - государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти · выработка судебного прецедента - решения определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Законодательный процесс - это составная часть правотворческого процесса, урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов НПА (законов) и принятие их высшим органом государственной власти. Он включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу (закрепленное в Конституции РФ принадлежащее уполномоченным органам государства право внесения законопроекта в законодательный орган); 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции. Законопроекты вносят в Госдуму. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Госдумы. 1 стадия: внесение законопроекта в Госдуму субъектом права законодательной инициативы и рассмотрение его в первом чтении. Обсуждается его концепция, дается оценка положений законопроекта. Для принятия проекта ФЗ в 1 чтении требуется 226 голосов депутатов, а для КФЗ – 300 голосов депутатов. 2 стадия: доработка и рассмотрение законопроекта во 2 чтении. Цель этой стадии – анализ содержания законопроекта с разных позиций, осуществляются поправки. Отклонение законопроекта во 2 чтении влечет отказ от последующего рассмотрения. 3 стадия: рассмотрение законопроекта в 3 чтении. Окончательное согласование текста законопроекта. Не допускается внесения поправок. Направляется в Совет Федерации. 4 стадия: рассмотрение закона Советом Федерации в течение 14 дней. В случае отклонения, может быть создана согласительная комиссия по устранению противоречий. Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 89 членов Совета Федерации, для ФКЗ – 118. 5 стадия: рассмотрение законов Президентом РФ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется на подписание и обнародование Президенту, который подписывает и обнародует его в течение 14 дней. Если отклонит его, то Госдума и Совет Федерации вновь рассматривают его. И если он будет одобрен не менее 2\3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов депутатов Госдумы, то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом. 6 стадия: обнародование и вступление в силу. Тексты закона подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания его. Вступает в силу в течение 10 дней после дня его опубликования и действует на всей территории РФ. |