МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Из истории методики русского языка





Методика русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине прошлого века: исторические обзоры ее развития обычно начинаются с выхода книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). Идеи этой книги не устарели до сих пор: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Он создал полноценную методическую систему. Его книга оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие методики.

Но Ф.И. Буслаев не выделял задач начальной школы. Само же развитие народного образования в России шло такими путями, что одна и та же методика не могла обслуживать и гимназию, и народную начальную школу. В 50–70-е годы XIX в. внимание передовых педагогов привлечено к народной школе, в центре внима­ния общественности – вопросы обучения грамоте, элементарным навыкам чтения и письма. Так, в конце 50-х годов печатаются статьи И.И. Срезневского, оказавшие влияние на разработку программ и методики обучения русскому языку. В эти же годы публикуются «Дневники Яснополянской школы» Л.Н. Толстого, а в 1861 г. – его знаменитая статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?».

Однако подлинным основателем методики начального обучения русскому языку явился К.Д. Ушинский (1824—1870), который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы: «Родное слово» для I, II и III годов обучения, «Детский мир», а также пособия для учителей: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Психолого-педагогические обоснования его методики даны в двухтомном исследовании «Человек как пред­мет воспитания» (третий том не закончен).

К.Д. Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся, разработал методику объяснительного чтения художественных и научно-популярных произведений, методику изучения грамматики на основе анализа образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова). Догматическая методика после К.Д. Ушинского уже была невозможна. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека, в формировании его личности, в его мыслительном развитии.

К.Д. Ушинский основал русскую методическую школу, опреде­лил научное направление развития методики начального обучения родному языку. Его последователи Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, Д.Д. Семенов, В.А. Флеров, Ц.П. Балталов, В.П. Вахтеров и многие другие твердо придерживались принципов, разработанных К.Д. Ушинским: воспитание любви к родному слову, внимание к живому языку народа, изучение закономерностей языка, развитие мышления учащихся на основе аналитико-синтетических упражнений и др.

Не следует думать, однако, будто прогрессивное направление в методике сразу одержало победу, будто ему было обеспечено триумфальное шествие, будто в самом этом направлении не возникали течения, впоследствии не оправдавшие себя.



Система К.Д. Ушинского и его последователей, нацеленная на развитие личности ученика, его интересов, на формирование научных знаний, не могла удовлетворить тех консерваторов и реакционеров, которые руководили Министерством народного просвещения в царской России. Как известно, К.Д. Ушинский не пользовался поддержкой властей и подвергался гонениям; Н.А. Корф в 1872 г. был отстранен от земской деятельности по народному образованию; Н.Ф. Бунакову в 1902 г. было запрещено заниматься педагогической и просветительской деятельностью; репрессиям подвергались и книги К.Д. Ушинского после его смерти.

Последователям К.Д. Ушинского приходилось бороться против рецидивов догматической методики, зубрежки, против остатков формализма в системе начальной школы, против насаждения церковных текстов, за введение в круг детского чтения и анализа лучших произведений художественной литературы и фольклора; против засилия диктовок — «диктантомании», против одностороннего увлечения одной лишь орфографической грамотностью, заучивания правил правописания без ориентировки на чутье языка, на общее языковое развитие; за сочинения, творческие рассказы и другие речевые упражнения, за «наблюдения над языком», за мыслительное развитие на уроках русского языка.

Дореволюционный период развития методики русского языка характеризуется самостоятельностью развития методики начального обучения, прогрессивной направленностью и в плане социальном, и в плане педагогическом (курс на развитие личности учащегося), твердостью выбранной линии развития, сохранением основных принципов, заложенных К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, другими прогрессивными деятелями педагогики.

После Великой Октябрьской социалистической революции мето­дика русского языка сохранила те достижения, те завоевания, которые были сделаны до 1917 г. Но сами условия развития школы и, следовательно, методики принципиально изменились. Начальное обучение стало массовым, а с 1930 г.— всеобщим и обязательным. Огромное развитие получило обучение грамоте взрослого населения. Нужно было вооружить учителей научно обоснованной, строго проверенной методикой.

Однако в 20-е годы были допущены и существенные ошибки в развитии школы. Комплексные программы нарушали систематич­ность изучения родного языка, не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, некритически позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для твердых правописных навыков.

20-е годы были временем методических поисков, далеко не всегда приносивших успех. Но именно в эти годы возникло немало плодотворных исследований и нововведений в методике русского языка: созданы учебные книги А.М. Пешковского «Наш язык», до сих пор изучаемые всеми методистами с огромным вниманием; К.Б. Бархиным, А.В. Миртовым, Е.Е. Соловьевой разработаны интерес­нейшие методики по развитию речи учащихся; проведены первые исследования весьма известных впоследствии методистов В.М. Ушакова, Н.С. Рождественского, В.А. Добромыслова и др. Именно в эти годы вышли «Методика русского языка в трудовой школе» П.О. Афанасьева, «Книга о языке» М.А. Рыбниковой, «Живые звуки» И.Н. Шапошникова.

Решающую роль в развитии школы, и в частности методики русского языка, сыграли решения ЦК ВКЩб) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе», от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Эти решения партии и правительства помогли школе и педагогике преодолеть ошибки и выработать систему учебных занятий. Вскоре были введены учебники, твердые программы, восстановлены в правах объяснительное чтение, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Большое внимание стало уделяться систематическому изучению грамматико-орфографического материала, борьбе за всестороннюю грамотность и культуру речи учащихся. Стала успешно разрабатываться методика урока как основной формы организации учебного труда учащихся и учителя.

Развитие методики русского языка в 40—60-е годы шло по пути углубления и дифференциации. Разрабатываются такие области методики, как методика словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М.Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская, А.В. Янковская-Байдина), методика чтения (Н.Н. Щепетова, Е.А. Адамович), методика орфографии (Н.С. Рождественский), грамматики. Изучаются ошибки по русскому языку, главным образом орфографические, а в 60-е годы — и речевые (в словоупотреблении, в построении предложений и пр.).

Появляется несколько общих курсов методики: «Методика пре­подавания русского языка в начальной школе» Н.П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой (последнее, 5-е издание вышло в 1955 г.), «Практическое руководство к преподаванию русского языка в на­чальной школе» А.И. Воскресенской и М.Л. Закожурниковой (3-е изд.— 1958), курсы методики С.П. Редозубова, Н.А. Костина, Н.С. Рождественского, В.А. Кустаревой и др.

В 1965 г. вышел крупный научный труд – «Основы методики начального обучения русскому языку» под ред. Н.С. Рождественского (коллективная монография).

Как видим, методика русского языка в советский период своего развития окрепла как наука, расширилась ее теоретическая и экспериментальная база. Это выразилось и в том, что по проблемам начального обучения проведено в эти десятилетия немало исследований общепедагогического, общедидактического и психологического характера, например: исследования психолога Н.И. Жинкина по проблемам речевого развития детей; исследования С.Ф. Жуйкова по психологии усвоения грамматики в начальных классах; исследования возможностей развития учащихся в процессе обучения, проводившиеся под руководством А.А. Люблинской; исследования Лаборатории воспитания и развития под руководством Л.В. Занкова.

Значительно способствуют развитию методики русского языка также успехи советской лингвистики, помогающей глубже проникнуть в процессы усвоения языка.

Для развития методики русского языка в советское время характерна еще одна особенность — огромное внимание к изучению, обобщению и распространению массового опыта учителей. Журнал «Начальная школа» (издается с 1933 г.) регулярно печатает статьи учителей; изданы десятки сборников опыта работы учителей.

С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящие учителей начальных классов. В настоящее время проводится в жизнь план полного перевода подготовки учителей начальных классов в педвуз. Это положительно сказывается на развитии методики русского языка: во-первых, повысившийся уровень общей и специальной подготовки учителей начальных классов позволит ввести новые, более сложные методы; во-вторых, наличие научных коллективов на кафедрах пединститутов позволит глубже, строже, научнее решать вопросы методики.

За последние 10 —15 лет в методике русского языка появилось немало принципиально нового, что уже внедряется в практику массовых школ или же находится пока на стадии эксперимента.

Во-первых, много внимания и в исследованиях, и в методических рекомендациях стало уделяться ученику, его учебному труду на уроке и вне его, его трудностям, удачам и неудачам, методикам изучения его умений, деятельности, его навыков, закономерностей его развития. Иными словами, преодолевается и в значительной степени уже преодолена односторонность в методике: из науки о труде учителя она превращается в науку двустороннюю — для учителя и для ученика.

Во-вторых, решаются задачи мыслительного развития в процессе обучения, повышения самостоятельности детей и их познавательной активности в учебном процессе.

В-третьих, наряду с исследованиями в рамках принятой и действующей системы обучения (программы, учебники и пр.), ведутся исследования перспектив школьного образования. К числу таких исследований можно отнести, например, эксперимент, связанный с обучением детей с шестилетнего возраста.

Переход на обучение детей с 6 лет завершится к 1992 году, одновременно начальное обучение продлевается до четырех лет. В настоящее время уже созданы все педагогические условия, необходимые для такого перехода: созданы и утверждены программы четырехлетней начальной школы, «Азбука», прописи, книги для чтения, учебник «Русский язык», методические пособия для учителей; во всех союзных республиках проведен широкий и длительный эксперимент, выработана методика обучения и воспитания детей в новых условиях.

Таким образом, методика русского языка как наука имеет свой предмет, свои задачи, свою теорию и практическую сферу, она занимает определенное место в ряду наук и имеет отчетливые связи с другими науками, она имеет свою систему методов исследования, свои принципы; формируясь как наука, она прошла сложный путь развития и в настоящее время решает свои задачи — как «внутренние», связанные с укреплением своих научных позиций, так и «внешние» — обслуживание школы практическими рекомендациями и материалами.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.