Правила перевода чисел из одной системы в другую Для перевода целого положительного десятичного числа в двоичную систему счисления используется прием последовательного деления этого числа на 2. Получающиеся остатки от каждого деления и образуют двоичную запись числа. Пример: 123/2 =61+1 61/2 =30+1 30/2 =15+0 15/2 =7+1 7/2 =3+1 3/2 =1+1 В результате получаем 1111011. Выполним проверку 1111011= 1*2 +1*2 +0*2 +1*2 +1*2 +1*2 +1*2 =1+2+8+16+32+64=123 Перевод десятичного числа в восьмеричную или шестнадцатеричную систему осуществляется по той же схеме. Пример: перевод числа 123 в восьмеричную систему 123/8 =15+3 15/8 =1+7 В результате получаем 123 =173 . Для проверки запишем каждую восьмеричную цифру тремя двоичными: 173 =1 111 011 Представление отрицательных чисел Как быть с отрицательными числами? Если от 0 отнять единицу, то байт будет представлен такой комбинацией битов: 11111111. Для проверки просто прибавим 1 к младшему биту, т.о. происходит переполнение разряда, он обнуляется и к старшему слева от него разряду добавляется единица переноса. Данный разряд также оказывается переполненным и такой процесс происходит пока единица переноса не достигает старшего разряда, где она просто исчезает. Какая комбинация соответствует числу –2? Для этого вычтем единицу от числа –1, поучим 11111110. Минимально возможное отрицательно значение в байте равно –128 или 10000000. Т.о., если трактовать значения байта как целые числа, то емкость байта составит от –128 до +127, а признаком отрицательного числа является единица в старшем разряде байта. Единицы измерения информации Наименьшей единицей измерения является байт, поскольку одним байтом, как правило, кодируется один символ текстовой информации. Более крупная единица – килобайт (Кбайт). 1 Кбайт=2 байт=1024байт 1 Мбайт=1024 Кбайт=10 байт 1 Гбайт=1024 Мбайт=10 байт 1 Тбайт=1024 Гбайт=10 байт Лабораторные задания Задание 1 – Выполните перевод следующих чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления 234, 768, 23, 849, 29804, 567, 72, 4, 372, 475 Задание 2 – Выполните перевод следующих двоичных чисел в десятичную систему счисления 0101, 1101, 1001, 10101101, 00110111, 10011001 Задание 3 – Выполните перевод следующих восьмеричных чисел в десятичную систему счисления 12345, 4673, 8, 222, 438, 2988 Задание 4 – Выполните перевод следующих шестнадцатеричных чисел в восьмеричную систему счисления A564, F56, CCC, 9871 Задание 5 – Если обратный код целого числа X имеет вид 11100111 , то чему равно его значение в десятичной системе? Задание 6 – Растровое графическое изображение размером 10х10 пикселей содержит не более 256 цветов. Какой объем информации потребуется для его хранения? Задание 7 – Количество цветов воспроизводимых на экране сотового телефона равно 1024, разрешение экрана 128х128. Каков минимальный объем видеопамяти необходим? Задание 8 – Растровый графический файл, содержащий изображение с палитрой из 128 цветов, имеет объем 11200 бит. Какое максимальное число точек, данные о которых могут содержаться в этом файле? Задание 9 – Сколько цветов представляется возможным закодировать при использовании 16-битного способа представления? 2.3. Контрольные вопросы для отчета работы 1. Назовите три основных подхода к определению понятия «информация» и их основную суть. 2. Дайте научное определение понятия «информация» и ее характерные черты. 3. Дайте определения понятий «источник информации», «приемник информации» и «сигнал». 4. Приведите классификацию информации по различным основаниям. 5. Назовите основные свойства информации и дайте их определения. 6. Для чего используется кодирование? В Чем суть двоичного кодирования? 7. Как производится кодирование целых и действительных чисел? 8. Как производится кодирование текстовых данных? 9. Как производится кодирование графических данных? 10. В чем суть кодирования цвета системой RGB и CMYK? 11. Что такое позиционные системы счисления? В чем суть двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления? 12. Как производится перевод чисел из одной системы в другую? 13. Как в двоичной системе представляются отрицательные числа? 14. Какие Вы знаете единицы измерения информации и как они соотносятся?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 |