Тема: Семья с определенными типами проблем Цель:сформировать представление об особенностях психологии семейных отношений в семьях, находящихся в ситуации не нормативного семейного кризиса Вопросы для подготовки: - Дисгармоничные типы семей, модель гармоничной семьи по Ф. Уолшу.
- Алкоголизированная семья: проблематика членов семьи, психологическая помощь.
- Семья в разводе: психологические проблемы, последствия, психологическая помощь.
- Неполная семья: психологические проблемы и последствия, психологическая помощь.
- Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации. Понятие коммуникационной проблемы. Психологическая помощь.
- Ревность и супружеские измены, как дестабилизаторы семейных отношений. Психологическая помощь.
- Тяжелая болезнь: феноменология кризиса, стадии и уровни переживания утраты, критические периоды времени и психологическая помощь.
- Повторный брак: феноменология кризиса, диагностика и психологическая помощь.
Литература: 1. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с. 2. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ним. - М: Речь, 2005 3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. 2007 4. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Посысоева - М.2004 5. Смит Энн У. Внуки алкоголиков М. 1995 6. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. М.: Речь 2006 Индивидуальное задание: 1. В периодических изданиях найти статьи (научные журналы: Вопросы психологии. Психологический журнал, Семейная психология и семейная психотерапия и др.) по схожей тематике по одному из вопросов занятия, подготовить презентацию, раскрывающую данную проблему с необходимыми психологическими рекомендациями. Лабораторная работа будет проходить в виде конференции с защитой презентаций. Презентация будет оцениваться по полноте ответа, свободе владения материалом презентации, практико-ориентированном аспекте, ссылками на первоисточники за последние пять лет! Группе нужно распределить темы презентаций на всех, чтобы они повторялись максимум два раза! Вопросы к экзамену. 1. Психология семьи, как научная дисциплина, ее предмет и задачи. 2. Психологические особенности современных семей. 3. Типология семей в историческом и современном аспектах. 4. Стадии жизненного цикла семьи 5. Направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм, сциентизм. 6. Семья как система: элементы системы, особенности системного подхода к психологии семейных отношений. 7. Характеристика основных параметров семьи как системы 8. Циркулярная модель Д. Х. Олсона. 9. Системно-структурный анализ семьи С. Минухина. Подструктуры в системе семьи. Типология семей. 10. Системный анализ семейных отношений В. Сатир. 11. Теория семейных систем М. Боуэна. 12. Роль семьи в возникновении психической травмы, психотравмирующего переживания и патогенных ситуаций. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму 13. Виды семейно-обусловленных травматизирующих состояний 14. Концепция патологизирующего семейного наследования по Э.Г. Эйдемиллеру 15. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз. 16. Развитие любви, как чувства, виды любви. 17. Общие закономерности формирования аттракции и ее роль в возникновении любви, как чувства. 18. Основные проявления и истинная природа невротической потребности в любви по К.Хорни 19. Типология любви в теориях Э. Фромма, А. Маслоу и Р.Мэя. 20. Понятие брака. Мотивы вступления в брак. 21. Концепции брака К. Хорни, К. Юнга. К. Роджерса 22. Стили брака. Стадии развития брака. Диалектика брака в теории К. Витакера 23. Механизмы интеграции семьи: «общность судьбы», «эмоциональная идентификация с семьей» 24. Межличностная коммуникация в семье (условия эффективного межличностного общения в семье, виды нарушений межличностной коммуникации в семье) 25. Понятия удовлетворенность браком и супружеская совместимость (структурный, функциональный, адаптивный подходы). 26. Функции семьи, понятие дисфункциональной семьи. 27. Понятия семейные роли и патологизирующие семейные роли, виды. 28. Факторы, оказывающие влияние на супружеские конфликты: особенности темперамента и свойства личности, акцентуации характера и патологические свойства личности партнера 29. Причины, виды и стадии супружеских конфликтов. 30. Межличностная коммуникация в семье (условия эффективного межличностного общения в семье, виды нарушений межличностной коммуникации в семье, коммуникационная проблема) 31. Модели поведения супругов в семейных конфликтах (по В.А. Кан-Калик). 32. Способы и стратегии разрешения супружеских конфликтов. 33. Роль сиблинговых позиций в формировании стиля жизни (У.Тоумен, А.Адлер, Р.Ричардсон) 34. Положение единственного ребенка и близнецов. Старший ребенок (сестра сестер, сестра братьев и т.д.), средний ребенок, младший ребенок, единственный ребенок. 35. Стратегии неадекватного развития отношений между сиблингами и интервалы рождения между ними 36. Типы семейного воспитания и развитие личности ребенка по Д. Баумринд. 37. Характеристика гармоничного и дисгармоничного стилей воспитания 38. Виды дисгармоничных типов воспитания в семье по Э.Г.Эйдемиллеру. 39. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка по Э.Г.Эйдемиллеру 40. Понятие и виды родительских директив 41. Понятие, виды и факторы, приводящие к возникновению семейных кризисов. 42. Ревность и феномен ее проявления, типы ревности. Психологическая помощь. 43. Дисгармоничные типы семей, модель гармоничной семьи по Ф. Уолшу. 44. Алкоголизированная семья: проблематика членов семьи, психологическая помощь. 45. Семья в разводе: психологические проблемы, последствия, психологическая помощь. 46. Неполная семья: психологические проблемы и последствия, психологическая помощь. 47. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации. Понятие коммуникационной проблемы. Психологическая помощь. 48. Ревность и супружеские измены, как дестабилизаторы семейных отношений. Психологическая помощь. 49. Проблема ревности в трудах Петера Куттера. 50. Тяжелая болезнь: феноменология кризиса, стадии и уровни переживания утраты, критические периоды времени и психологическая помощь. 51. Повторный брак: феноменология кризиса, диагностика и психологическая помощь. 52. Проблема, причины, виды супружеских измен. Модели поведения супругов в ситуации измены. 53. .Причины, стадии и стратегии поведения в ситуации развода. 54. Повторный брак, смешанная семья: основные проблемы и психологическая помощь 55. Cемейная генограмма и социограмма, как методики экспресс диагностики особенностей семейных отношений. 56. Использование в диагностических целях проективной рисуночной методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» 57. Шкала семейного окружения (ШСО) 58. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) 59. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) 60. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири 61. Гиссенский личностный опросник (ГТ) 62. Измерение родительских установок и реакций (опросник PARI) 63. Цветовой тест отношений (ЦТО) |