МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика анализа рентабельности деятельности предприятия





Рентабельность – показатель экономической эффективности организации, который отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.

Рентабельность является результирующим показателем эффективности деятельности любой компании, в общем виде коэффициенты рентабельности рассчитываются по формуле:

 

R = Прибыль (чистая, балансовая) / производственный показатель

 

Для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, аргументированного управления компанией и сокращения издержек используются различные показатели рентабельности. Их можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность продаж по валовой прибыли (англ.: Gross Margin, Sales margin, Operating Margin) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Значения рентабельности варьируются в зависимости от продуктовых линеек организаций и их стратегий развития. Используется для повышения эффективности управления ценовой политикой организации.

Помимо приведенного выше расчета, существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж:

— Рентабельность продаж по EBIT (англ.: Earnings before interests and taxes) - величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки.

— Рентабельность продаж по чистой прибыли (англ.: Profit Margin, Net Profit Margin) - чистая прибыль на рубль выручки от продаж.

— Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Рентабельность активов (англ.: return on assets, ROA) характеризует способность активов компании порождать прибыль. В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли. Зачастую используется инвесторами.

Показатели рентабельности активов или его частей позволяют судить об эффективности вложений в ту или иную деятельность. В общем виде формула расчета коэффициента рентабельности активов имеет вид:

 

КРК = прибыль (убыток) / капитал * 100%

 

Выбор применяемой формулы зависит от поставленных целей и предмета анализа.

Данная категория включает в себя достаточно обширную группу коэффициентов таких как:

 

Коэффициент рентабельности чистых активов = прибыль / сумма чистых активов х 100%.

 

Коэффициент рентабельности текущих активов = прибыль / текущие активы (или оборотные средства) х 100%.

 

Коэффициент рентабельности активов = прибыль / среднегодовая валюта баланса х 100%.

Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие. Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту.

Рентабельность инвестированного капитала (англ.: Return on Capital Employed, ROCE) - является важным показателем эффективности использования материальных, трудовых и денежных активов организации; обычно это необходимо для сравнения эффективности работы в различных видах бизнеса и для оценки того, генерирует ли компания достаточно прибыли, чтобы оправдать стоимость привлечения капитала. ROCE всегда должна быть выше, чем средняя процентная ставка по банковским и товарным кредитам, иначе любое расширение бизнеса путем привлечения займов приведет к ухудшению финансового состояния и падению прибыли.



Рентабельность производственных фондов (фондоотдача; англ. output/capital ratio) показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов. Чем выше фондоотдача основных фондов, тем ниже затраты на 1 рубль продукции. Показатель фондоотдачи зависит от отрасли, структуры и особенностей производства.

Различные показатели рентабельности сведены в таблицу 2.3.

Для обоснованных выводов по результатам расчета коэффициентов рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:

Временной аспект – коэффициенты рентабельности статичны, отражают результативность работы отдельного отчетного периода и не учитывают перспективную отдачу от долгосрочных инвестиций, поэтому при переходе на новые технологии их значения могут ухудшаться. В таких случаях необходимо оценивать показатели рентабельности в динамике.

Несопоставимость расчетов – числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах. Прибыль отражает текущие результаты, а сумма капитала (активов) складывалась в течение нескольких лет, является книжной (учетной) и не совпадает с текущей оценкой. Поэтому для принятия решений необходимо учитывать также индикаторы рыночной стоимости компании.

Проблема риска – высокая рентабельность быть может достигнута ценой рискованных действий, поэтому параллельно для полноценного анализа эффективности деятельности компании анализируют структуру текущих затрат, коэффициенты финансовой устойчивости, операционный и финансовый рычаги.

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

 

 

Таблица 2.3 – Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Пояснения
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2)
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2100 или 2200 или 2300 или 2400 Ф2 x 100 %) / [(стр. 1600н.г. + стр.1600к.г. Ф1)/2] Показывает эффективность использования всего имущества организации
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / ср.(стр. 1300 Ф1) Показывает эффективность использования собственного капитала
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / ср.(стр. 1100 Ф1) Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

 

Факторный анализ рентабельности

Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура продукции осталась неизменной, определим влияние на рентабельность продаж двух факторов:

· изменение цены на продукцию;

· изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода соответственно как R0 и R1.

Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:

 

,

 

Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:

 

, ,

 

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора — изменения цены на продукцию — на показатель рентабельности продаж и второго фактора — изменения себестоимости продукции.

Для составления второй модели воспользуемся методом удлинения и преобразуем исходную модель, разложив прибыль от продаж на составляющие:

 

 

где S - себестоимость продаж;

Зком - коммерческие расходы;

Зупр - управленческие расходы;

Кпр - коэффициент производственных затрат;

Кком – коэффициент коммерческих затрат;

Купр- коэффициент управленческих затрат.

 

Рассмотрим возможные варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.

1. Увеличение рентабельности продаж.

а) Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат.

Возможные причины:

· рост объемов продаж

· изменение ассортимента продаж

При увеличении количества проданной продукции (в натуральном выражении) выручка возрастает быстрее затрат в результате действия так называемого производственного левериджа (рычага).

Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов непросто. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет также и величину производственного риска предприятия.

Производственный леверидж количественно выражается соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью прибыли от продаж.

Если доля постоянных расходов велика, говорят, что предприятие имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятия иногда даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятие вынуждено нести в любом случае, производится продукция или нет. Таким образом, изменчивость прибыли от продаж, обусловленная влиянием операционного левериджа, количественно выражает производственный риск. Это обусловлено тем, что от структуры расходов зависит величина критического объема продаж (точка безубыточности), и чем выше постоянные расходы компании, тем больше риск понести убыток в случае недополучения планируемого объема выручки. Таким образом, чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании. Задача руководства компании - найти оптимальную структуру расходов, дающую возможность эффективно использовать вложенный капитал при разумном риске.

При дальнейшем анализе необходимо выяснить, чем вызвано увеличение выручки от реализации - ростом объема продаж в натуральном выражении или ростом цен на продукцию (рост цен может быть вызван инфляцией). В свою очередь, кроме простого повышения цен на уже существующие товары, предприятие может добиться роста выручки за счет изменения ассортимента продаваемой продукции.

Данная тенденция развития предприятия является благоприятной.

б) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки.

Такая ситуация может сложиться в следующих случаях:

· рост цен на продукцию (работы, услуги).

· изменение структуры ассортимента реализации.

В данном случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но, так как при этом снижается объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной. Чтобы сделать верные выводы, необходимо проанализировать политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.

в) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются.

Возможные причины:

· повышение цен

· изменение ассортимента продаж

· изменение норм затрат.

Данная тенденция является благоприятной. Дальнейший анализ следует проводить с целью оценки устойчивости такого положения предприятия.

2. Снижение рентабельности продаж.

а) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки

Возможные причины такой ситуации:

· инфляционный рост затрат опережает выручку

· снижение цен (например, в результате конкурентной борьбы)

· изменение структуры ассортимента продаж

· увеличение норм затрат

Очевидно, что такая тенденция является неблагоприятной. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат.

б) Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат.

Возможные причины:

· сокращение объемов продаж

Такая ситуация является обычной, когда предприятие сокращает по каким-либо причинам свою деятельность на данном рынке. Выручка снижается быстрее затрат в результате действия производственного левериджа (см. выше). Нужно проанализировать маркетинговую политику предприятия.

в) Выручка уменьшается, затраты увеличиваются.

Возможные причины:

· снижение цен

· увеличение норм затрат

· изменение структуры ассортимента продаж

В данном случае необходим анализ ценообразования, системы контроля затрат, ассортиментной политики.

В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика изменения выручки и затрат соответствует ситуациям, когда выручка изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с плохой системой учета и контроля на производстве. Кроме того, на рентабельность продаж при использовании данной формулы расчета влияют финансовые результаты от операционной и внереализационной деятельности. Как правило, их воздействие на этот показатель кратковременно, поэтому при формулировании выводов об эффективности основной деятельности предприятие эти факторы следует исключать или рассматривать их отдельно.

Повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала проводится по модели Дюпона. Выбор этого показателя связан с тем, что его величина зависит от решений руководителя принятых в трех сферах деятельности предприятия (финансовой, инвестиционной и основной).

Другими словами, имея первоначальный собственный капитал, руководитель может увеличить размеры прибыли, привлекая дополнительные источники финансирования, осуществляя оптимальную инвестиционную политику, эффективно управляя затратами, ценами и объемами производства.

Изменение этого показателя говорит об общей тенденции повышения или снижения эффективности бизнеса.

Далее проводится анализ основных составляющих бизнеса с целью определения, что в большей степени повлияло на обнаруженные изменения.

Под методом Дюпон (формулой Дюпона или уравнение Дюпон), как правило, понимают алгоритм финансового анализа рентабельности активов компании, в соответствии с которым коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности реализации продукции и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

В настоящее время в учебно-методической литературе встречаются три основных формулы Дюпона, которые завися от количества факторов, используемых при анализе ROE (рентабельность собственного капитала).

Первая модель имеет довольно простой вид, с помощью нее легко найти величину доходности капитала, формула имеет вид:

 

 

где ЧП – чистая прибыль;

СК – акционерный капитал предприятия.

 

Следует отметить что, данная формула имеет свои недостатки, основным из них является невозможность определения факторов, оказавших влияние на рентабельность собственного капитала.

 

Следующая модель Дюпон более информативна и имеет вид:

 

ROE = ROA * DFL,

 

где ROA – коэффициент рентабельности активов, определяемый как отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее суммарным активам;

DFL – коэффициент финансового рычага.

 

Если расширить данную формулу, дополнив ее показателем реализации, то модель приобретает вид:

 

 

где ВР – реализация товаров, работ и услуг, без акцизов и НДС;

А – суммарные активы компании.

 

Наиболее полно учитывает факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала, уравнение Дюпон состоящее уже из пяти факторов:

 

 

В данную формулу дополнительно введено два показателя это: EBT – прибыль до уплаты налогов; EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.

 

Используя финансовый леверидж (или рычаг) можно преобразить указанное уравнение, в этом случае формула Дюпона примет вид:

 

 

где ЧП/EBT – налоговое бремя;

EBT/EBIT – бремя процентов;

EBIT/ВР – операционная рентабельность (ROS);

ВР/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача);

DFL – эффект финансового рычага.

 

Данная модель наиболее полно учитывает влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала.

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.