Необходимость, информационное обеспечение и модели анализа прибыли предприятия Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия (организации) Целью лабораторной работы является закрепление теоретических знаний, полученных на ранее изученных дисциплинах по основам анализа, и приобретение практических навыков в проведении различных вариантов анализа прибыли и рентабельности предприятия (организации) на основе бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования. Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» в рамках направления 38.03.01 – «Экономика» (профиль Экономика предприятий и организаций). Методические указания к выполнению лабораторной работы №6 на тему «Анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия (организации)» по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» для студентов направления 38.03.01 – Экономика всех форм обучения / Федорченко Е.А.– Севастополь: Изд-во СевГУ, 2016. – 24 стр. Методические указания предназначены для студентов направления 38.03.01 – Экономика всех форм обучения. Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика предприятия», протокол № __________ Допущено учебно-методическим центром ФГАОУ ВО СевГУ в качестве методических указаний. Рецензент: Гридина Н.М. Содержание 1 Цель лабораторной работы………………………………………………………..…...………….4 2 Теоретическая часть………………………………………………………………..…...…....……4 2.1 Необходимость, информационное обеспечение и модели анализа прибыли предприятия……………………………………………………………………………….…………4 2.2 Методика анализа рентабельности деятельности предприятия ………….………....12 3 Практическая часть…………………………………………………………………..……..……19 3.1 Задание к выполнению лабораторной работы …………………….…….………..….19 3.2 Порядок выполнения лабораторной работы………………………..….………….….19 4. Контрольные вопросы………………………………………………………..…………………19 5. Требования к отчету по лабораторной работе…………………………...…………...…….....19 Литература……………………………………………………..….…………………..……………21 Приложение А…………………………………………..…………………………...……………..22 Приложение Б……………………………………………..…………………………...…….……..23 Цель лабораторной работы Цель работы – углубление теоретический знаний и приобретение практических навыков проведения анализа состава, динамики, структуры и эффективности использования производственных мощностей и оборудования предприятия (организации). Задачи работы: - приобретение навыков работы с информационными источниками анализа – финансовой отчетностью предприятия; - практическое применение методов анализа состава, динамики и структуры основных средств предприятия; - ознакомление с методикой факторного анализа эффективности использования производственных мощностей и оборудования и применение ее для анализа действующего предприятия. Теоретическая часть Необходимость, информационное обеспечение и модели анализа прибыли предприятия Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков: 1. По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования: · анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли; · анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях. 2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли: · внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну; · внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности. 3. По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли: · анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе); · анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете); · анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете). 4. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли: · полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе; · тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; · влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.). 5. По периоду и глубине проведения выделяют следующие виды анализа прибыли: · предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия; · оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли; · последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана; · детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам. Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи: 1) оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов; 2) изучение состава и структуры прибыли; 3) выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли; 4) анализ и оценка качества прибыли; 5) изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли; 6) выявление резервов роста прибыли; 7) разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия. Источники информации для проведения анализа: -бизнес-план -бухгалтерский баланс (ф.1) и приложение №3 к нему (в соответствии с п. 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах оформляются в табличной или текстовой форме; при этом содержание Пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения N 3 к Приказу от 02.07.2010 N 66н) -данные синтетического и аналитического учёта Методика и последовательность анализа прибыли предприятия Безусловно, методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить схему анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. 1. Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о финансовых результатах за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли предприятия (совокупной прибыли). Анализ финансовых результатов предприятия начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов (см. таблицу Б.1). По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования: прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности. Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от продаж является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности предприятия и считается его главным источником средств. Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от продаж (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН): ТРПР >= ТРПДН Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается. В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, предприятий, выпускающих однородную продукцию. Наряду с этим в процессе проведения анализа дается обобщающая оценка рентабельности активов и продаж. Информационной базой анализа финансовых результатов выступают баланс (форма №1) и отчет о финансовых результатах (форма №2), учетная политика предприятия на анализируемый период, бизнес-план, информация о финансовых результатах предприятий данной отрасли (по возможности). 2. Как уже известно, прибыль может быть получена предприятием в различных видах. Следовательно, следующим шагом будет анализ структуры прибыли, чтобы выявить, в какой степени повлияли на совокупную прибыль предприятия прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав и т.п. Далее анализируются основные источники формирования прибыли (убытка) до налогообложения: прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности – в отдельности. Анализ прибыли (убытка) от продаж начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от продаж как наибольший положительный показатель (см. таблицу Б.1). По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от продаж изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование. Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от продаж: ТРВРН > ТРСП где ТРВРН - темп роста выручки (нетто) от продаж; ТРСП - темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов). Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от продаж и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности коммерческой организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от продаж выявляются причины его невыполнения. Анализ прибыли (убытка) от прочей деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с прочей деятельностью, анализируются в отдельности. По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с прочей деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины прибыли (убытка) от прочей деятельности. Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов. 3. Далее, надо рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли. 4. Следующим этапом является определение факторов, повлиявших на изменение прибыли, например, на величину прибыли от продаж влияют цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, изменение величины коммерческих и управленческих расходов. 5. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли предприятия. Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже: РБ = ± РР ± РПР ± РВН, где РБ - балансовая прибыль или убыток; РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); РПР - результат от прочей реализации; РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную стоимость. Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле РР = NP- SP- PД, где РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции; SP - затраты на производство реализованной продукции; PД - налог на добавленную стоимость и акцизы. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. 1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции: ∆Р = Р1 - Р0, где Р1 - прибыль отчетного года; Р0 - прибыль базисного года. 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию: ∆Р1 = Np1 - Np1,0 = Ʃp1q1 - Ʃp0q1, где Np1 = Ʃp1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий); Np1,0 = Ʃp0q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости): ∆P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1), где Р0 - прибыль базисного года; К1 - коэффициент роста объема реализации продукции; К1 = S1,0 / S0, где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода). 4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3): ∆Р3 = Р0 (К2 - К1), где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам; К2 = N1,0/N0, где N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 - реализация в базисном периоде. 5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции (∆Р4): ∆Р4 = S1,0 - S1, где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5): ∆Р5 = S0К2 - S1,0. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: ∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7, где ∆Р - общее изменение прибыли. Для проведения анализа составим аналитическую таблицу 2.1, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах компании (1 и 2 форма). Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом. 1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей. Таблица 2.1 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажОшибка! Ошибка связи. Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода). Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода. 2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом: выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей; фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей; коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей; управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей; прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей. Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 - (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей. Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности. 3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) - 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму. 4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 - 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 - 4 816). 5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 - 47 122 = 7 068 тыс. рублей. Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов(таблица 2.2): · влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей; · влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей; · влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей; · влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей; · влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей; · влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей; · общее влияние факторов +630 тыс. рублей. Таблица 2.2 – Расчет факторных влияний на прибыль от продажОшибка! Ошибка связи. Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг. |