Функции и виды инновационного менеджмента  Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемных и структурных областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и всех участников инновационной деятельности. Управление инновационной деятельностью фирмы (инновационный менеджмент) состоит из следующих действий: ● постановки стратегических и тактических целей; ● разработки системы стратегий; ● анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска; ● анализа инфраструктуры; ● анализа возможностей фирмы; ● диагноза реально сложившейся ситуации; ● прогноза будущего состояния фирмы; ● поиска источников капитала; ● поиска патентов, лицензий, ноу-хау; ● формирования инновационного и инвестиционного портфелей; ● стратегического и оперативного планирования; ● оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством; ● совершенствования организационных структур; ● управления технико-технологическим развитием производства; ● управления персоналом; ● управления и контроля за финансами; ● анализа и оценки проектов нововведений; ● выбора инновационного проекта; ● оценки эффективности инноваций; ● процедуры принятия управленческих решений; ● изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке; ● разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга; ● исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта; ● позиционирования нововведения на рынке; ● формирования инновационной стратегии фирмы на рынке; ● устранения, диверсификации рисков и управления рисками. Инновационный менеджмент обеспечивает следующие результаты: ● концентрацию внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла; ● организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели; ● нахождение или организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций; ● организацию контроля хода работ по всему инновационному циклу ¾ от разработки продукта до сбыта продукции; ● периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимого условия для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения работ по отдельным проектам. Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства. Инновационный менеджмент учитывает различие между простым и сложным продуктом. Простой продукт имеет однородный состав (например, газ, сукно, зерно) и создается в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран в доиндустриальный период их развития. Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические переделы в процессе его производства, а также применение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения в сочетании с их коммерциализацией составляют основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции. Главными факторами в прогрессе современной цивилизации являются процессы освоения оптиковолоконной техники в средствах связи и вычислительных сетях, повышение гибкости и роботизации производства на основе использования микроэлектронных компонентов, разработка энергосберегающих технологий и преодоление экологических ограничений при широком применении материалов на композиционной основе. К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологии относятся сверхмощные научно-технические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. Наша страна является одной из пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособную продукцию. Причем если бы не было переходного периода к рыночной экономике, то наша страна оказалась бы в числе четырех мировых держав по конкурентоспособности на рынке таких товаров. Отсюда следует вывод, что жизненно важно четко определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в общественном производстве. |