Основные этапы и результаты инновационных процессов, источники их финансирования  Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу Глава 3. Методические основы инновационного менеджмента Перед изучением данной главы ознакомьтесь с введением к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. После изучения всех параграфов ознакомьтесь с основными выводами по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «инновационный менеджмент». 2. Каковы виды инновационного менеджмента? 3. Каковы функции инновационного менеджмента? 4. Какие задачи решает инновационный менеджмент? 5. Опишите проблемы становления инновационного менеджмента. 6. Назовите концепции инновационного менеджмента. 7. Охарактеризуйте подходы в инновационном менеджменте. 8. Выделите основные черты инновационного менеджмента. 9. Каковы особенности функций управления производством в инновационном менеджменте? 10. Каким должен быть инновационный менеджер? 11. Опишите структуру системы инновационного менеджмента. 12. Назовите виды связей в инновационном менеджменте. 13. Какие вы знаете типы коммуникационных сетей в инновационном менеджменте? 14. Какие решения принимаются в инновационном менеджменте с целью уменьшения риска инвесторов? 15. В чем особенности решений, принимаемых в инновационном менеджменте в период деиндустриализации экономики? Содержание и формы инновационного менеджмента Рыночные условия хозяйствования предъявляют высокие требования к уровню конкурентоспособности производимой продукции. Эти требования на современном этапе развития общественного производства в значительной мере определяются характеристиками экономичности, надежности и наукоемкости. Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их непреходящей ценности. С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка. Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель инновационного управления ¾ инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент ¾ совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, Р. А. Фатхутдинов характеризует его как «самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов». С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства. Содержание понятия «инновационный менеджмент» П. Н. Завлин рассматривает, по крайней мере, в трех аспектах: 1) как науку и искусство управления инновациями; 2) как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; 3) как аппарат управления инновациями. Такое глубокое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента противоречит узким рамкам функциональной концепции. Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основаны на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в накоплении богатства общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности. Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает: 1) социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества; 2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством. В инновационном менеджменте следует выделять два уровня. Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы. Это стратегический инновационный менеджмент. Он направлен на разработку стратегий роста и развития организации. Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применения новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки. Это функциональный (оперативный) инновационный менеджмент. Он направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля. Виды и функции инновационного менеджмента показаны в табл. 3.1. Таблица 3.1 |