Основные параметры барабана лебедки Лабораторно-практическое занятие № 1 МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД: Определение параметров грузовой лебедки крана Общие методические указания Вариант №__ Исходные данные: Заполняете сами!!! Для выполнения задания необходимо рассчитлняют следующее: 1. Рассчитывают рабочую нагрузку и подбирают канат; 2. Определяют размеры грузового барабана: диаметр, длину, канатоемкость; 3. Определяют требуемую мощность и выбирают электродвигатель; 4. Определяют передаточное число редуктора и подбирают редуктор; 5. Выбирают колодочный тормоз, и проверяют его работоспособность по удельному давлению на шкив; 6. Выполняют кинематическую схему грузоподъемного механизма по числовым величинам, полученным расчетным путем и взятым из таблиц фактических размерам выбранных узлов механизма. Указать на рис. вид полиспаста (тип а), б), в)) – то, что написано в Вашем вариантеи кинематическую схему механического привода!!! а) б) Рис. 1. а – тип полиспаста; б – кинематическая схема механического привода. Решение Определяем К.П.Д. полиспаста Для определения к.п.д. полиспаста используем формулу ηпол = (ηбл )n где: ηбл - к.п.д. блока. При устройстве блока на подшипниках скольжения hбл = 0,94 - 0,96; на подшипниках качения - hбл. 0,97 - 0,98; n - число блоков. Для принятой схемы полиспаста hпол = !!!2 = !!!. Натяжение ветви каната, набегающей на барабан Sк = (Q+q) / (m*ηпол *ηб) , где q - вес крюковой обоймы и грузозахватных приспособлений, принимаемый при схеме подвески груза а, б и в соответственно равным 0,025; 0,05 и 0,075 веса поднимаемого груза. Для нашего примера q = 0,025Q; m - кратность полиспаста. Для полиспаста 1, a m = 2; hб - к.п.д. направляющего блока. Следовательно, натяжение набегающей на барабан ветви каната будет равно Sк = !!!= !!! кН 3. Подбор стального каната. Канаты подбираются по ГОСТ, в котором указывается диаметр каната и разрывное усилие Sр, в зависимости от маркировочной группы (предела прочности материала на растяжение), с учетом необходимого запаса прочности Sр Sк * k, где k – коэффициент запаса прочности, равный для легкого режима работы – 5; для среднего - 5,5; для тяжелого - 6. Для заданного нам режима k = 5,5. Подставив в формулу значение Sк, получим Sр = !!! * !!! = !!! кН Канат подбираем по ГОСТ 2688 (табл. 2) или по ГОСТ 3070, ГОСТ 3071, ГОСТ 3077, ГОСТ 7668, ГОСТ 7669, ГОСТ 7669-80 (табл. 3). Учитывая требуемое минимальное значение Sр , выбираем ближайший больший типоразмер стандартного каната по ГОСТ 2688: Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 х 19 (1+6+6/6)+1 о.с. (органический сердечник), маркировочная группа (предел прочности материала каната на растяжение) 180 Н/мм2, имеющий минимальное разрывное усилие 79050 Н, диаметр каната dк = 11,5 мм. Записываем типоразмер каната в тетрадь. Фактический коэффициент запаса прочности равен: kф = Sртабл/ Sк kф = !!!/!!! = !!! > !!! , что соответствует Правилам Ростехнадзора для среднего режима работы грузоподъемного механизма. Основные параметры барабана лебедки Минимальный диаметр барабана и блоков определяется согласно Правилам Ростехнадзора по формуле Dб (e-1)*dk , где е – коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины и режима ее эксплуатации: e=16 при легком режиме работы; e=18 при среднем режиме работы; e=20 при тяжёлом режиме работы. В нашем случае e= 18. Определяем минимальное значение диаметра. Dб ³ !!! = !!! мм Принимаем Dб = !!! мм. Канаты на барабан навиваются в один или несколько слоев. При однослойной навивке барабаны имеют канавки для укладки каната. В нашем примере барабан имеет малый диаметр при большой высоте подъёма груза, что предполагает многослойную навивку. Поэтому принимаем гладкий барабан с многослойной навивкой каната. Длина барабана Dб зависит от длины навиваемого каната Lк, среднего диаметра навивки каната на барабан Dcp., числа слоев навивки Z и диаметра каната dк. Длина навиваемого на барабан каната (канатоёмкость барабана) зависит от высоты подъёма груза и равна Lк = m*H + l1 , где l1 - длина каната, используемого для закрепления его на барабане, а также длина дополнительных витков, не разматываемых при обычной работе механизма и служащих для разгрузки мест крепления каната, l1 = π(Dб +dк )* (1,5…2). Lк = !!! мм Определим требуемую длину барабана, при которой обеспечивается необходимая канатоёмкость. При многослойной навивке канатоёмкость барабана связана с его диаметром очевидной зависимостью Lк = πDср * n*z, где: n - число витков каната на длине lб барабана, n = lб/dк; z – число слоёв навивки каната; Dcp. — средний диаметр навивки каната, Dср = Dб + 2* (dк*z/2) = Dб + dк*z Канатоёмкость, выраженная через длину барабана, равна Lк = π (Dб + dк*z) * (lб/dк)*z , откуда находится минимальная длина барабана, соответствующая требуемой канатоёмкости. lб Lк* dк / (π (Dб + dк*z)*z). Приняв предварительно z=2, получаем lб !!! = !!! мм. Округляем lб до ближайшего большего значения, принимаем lб= 420 мм. В барабанах длиной менее трех диаметров создается более благоприятная картина напряженного состояния из-за сравнительно небольшого изгибающего момента в материале. Поэтому должно быть выдержано условие lб / Dб 3 Проверяем выполнение этого условия: lб / Dб = !!!/!!! = !!! 3, Требование lб / Dб 3 выполняется. Если lб / Dб > 3, нужно увеличить число слоев навивки каната (но не более чем до 4) или принять барабан несколько большего диаметра и заново определить его рабочую длину lб. Высота борта барабана, выступающего над верхним слоем навивки каната, принимается равной: hб ³ 2 dк Диаметр бортов барабана Dбор равен: Dбор = Dб + 2dк*(z + 2) В данном примере Dбор = !!! = !!! мм 5. Выбор электродвигателя. Двигатель выбирается по мощности. Крутящий момент на валу двигателя в данный момент времени определяется текущим значением нагрузки на рабочем органе, приведённой к валу двигателя, т.е. весом груза, кратностью полиспаста, передаточным числом редуктора и кпд всей механической цепочки от груза до электродвигателя. Таким образом, мощность на валу двигателя определяется зависимостями Nдв = (Q+q) *V/( ηпол *ηб * hл) = Sк * Vк /hл , где Sк - натяжение каната, набегающего на барабан, кН; Vк - скорость навивки каната на барабан, м/с, Vк = V*m/60 ; hл - к.п.д. лебедки, включающий кпд редуктора и барабана. При определении к.п.д. лебедки учитываются потери: а) в опорах барабана: при подшипниках качения hб = 0,95 -- 0,97; при подшипниках скольжения hб = 0,93 -- 0,95; б) в редукторе hр = 0,92 -- 0,94. ηл = ηб*ηр Условимся в нашем примере считать барабан установленным па подшипники качения ηл= !!! = !!! Мощность двигателя при подъёме груза Q=!!! кН со скоростью V=!!! м/мин, соответствующем натяжении каната Sк=!!! кН и скорости каната Vк =V*m/60 = !!!/60= 1 м/с Nдв = Sк * Vк /hл = !!!/!!! = !!! кВт По таблице 4 или по справочнику подбираем электродвигатель. Необходимо при этом помнить, что перегрузка электродвигателя допускается до 5 %. По таблице 4 при среднем режиме работы (ПВ25%) принимаем крановый электродвигатель !!! величины, с номинальной мощностью Nдв ном = !!! кВт, nдв = !!! об/мин. Радиус его корпуса В = 230мм, габаритная длина L = !!! мм. 6. Выбор редуктора. Редуктор выбирается по передаточному числу, с учётом передаваемой мощности и расстояния между осями ведущего и ведомого валов. При заданной схеме механизма двигатель установлен на ведущем валу редуктора, поэтому частоты вращения двигателя и входного вала редуктора одинаковы. Требуемое передаточное отношение между двигателем и барабаном (редуктора) u= nдв / nб , где nб - частота вращения барабана, nб = 60*Vк / πDср , nб = !!! = !!! об/мин Средний диаметр барабана Dср = Dб + 2* (dк*z/2) = Dб + dк*z = !!! = !!! мм Требуемое для обеспечения заданной скорости груза передаточное число редуктора равно u = !!!/!!! = !!! По таблице 5 или по каталогу выбираем редуктор. При этом следует учитывать, что в таблице 5 указана мощность на ведущем валу редуктора при среднем режиме работы. В таблице № 6 находим интересующие нас размеры выбранного редуктора: длину L, высоту Н и суммарное межосевое расстояние Аб + Ат = Ас. Конкретно: L = !!! мм; Н = !!! мм; Ас = !!! мм, Согласно схеме механизма подъема груза, рассматриваемой нами, барабан и электродвигатель располагаются с одной - правой стороны от редуктора. Чтобы компоновка была возможна, необходимо выдержать условие Dбор /2 + В + б Ас , где В - радиус корпуса электродвигателя; б - зазор между электродвигателем и бортом барабана (б = 40 - 50 мм). Проверяем: !!! мм > !!! мм Условие не выполняется. Увеличиваем Ас , т.е. принимаем окончательно редуктор типа РЦД-!!!, имеющий то же передаточное число uр = !!!, Ас = !!! мм; мощность N = !!! кВт при !!! об/мин быстроходного вала. Размеры: L = !!! мм; H = !!! мм; Ас = !!! мм, Аб =!!! мм, Ат = !!! мм. Поскольку передаточное число выбранного редуктора отличается от требуемого, изменятся скорости барабана и подъёма груза. Будем считать, что отклонение фактических значений скоростей не должно превышать 5% (точность исходных данных и расчёта). Проверим допустимость полученных отклонений скоростей от заданных значений. Фактическая скорость вращения барабана будет равна nбф = nдв /uр = !!!/!!! = !!! об/мин При этом канат на барабан будет навиваться со скоростью Vкф = π Dср *nбф = !!! м/мин Тогда фактическая скорость подъема груза составит Vф = Vкф /m = !!!/!!! = !!! м/мин, а отклонение фактической скорости от заданной будет равно: (Vф -V)*100%/V= !!!/!!!= !!! %, т.е. не превышает допустимого значения ± 5%. Если отклонение превышает 5%, то необходимо соответственно изменить диаметр барабана, задавшись заданным значением скорости и передаточным числом выбранного редуктора. |