Информационное общество и роль государства в эффективной трансформации производительных сил на принципах информационной экономики Актуальность использования информационного подхода к анализу закономерностей и тенденций поступательного развития современной экономики и общества определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие: 1. Стремительный рост роли и функций информации в экономической жизни современного мира, особенно с зарождением научно-технической революции. 2. Потребности большого капитала и, прежде всего, транснациональных корпораций (ТНК), учитывая то, что они побеждают в конкурентной борьбе благодаря использованию науки, знаний, информационных технологий, всемирных информационных сетей. 3. Новые подходы к пониманию сущности и внутренних рычагов развития научно-технической революции. В этой связи особенностью нового подхода в определении сущности и возможностей использования НТР обществом, является определение и признание в качестве основы кардинальных изменений в технологическом способе производства, в управлении воспроизводственными процессами социально-экономического развития скачкообразного роста роли и функций информационных процессов. Стало быть, информационный взрыв 50 – 70-х гг. ХХ ст. правомерно считается началом системного развития НТР и формирования информационного общества. Само же информационное общество – это общество, в котором количественные изменения в сфере информации привели к возникновению качественного нового типа социального устройства. Известный ученый Фрэнк Уэбстер выделяет пять разных критериев, используемых исследователями при анализе информационного общества: технологический; экономический; связанный со сферой занятости; пространственный; культурный. И только объединение каждого из этих подходов дает синергетический эффект - понимания настоящей природы тех качественных изменений, которые формируют информационное общество. Что же касается самого понятия информация (лат. сообщать, предоставлять сведения), то это: 1) сообщение о чем-то; 2) сведения, что является объектом сохранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранение неопределенности (энтропии), мера организации системы; информативный – такой, что содержит информацию, характеризует её насыщенность; информативность – насыщенность содержанием информацией; количество сведений, знаний. Сущность информации может быть определена и как отражение разнообразия. Известный исследователь проблем информационного общества Мануэль Кастельс отмечал, что информация в современных условиях символизирует новые отношения, а информационализм означает влияние знания на знание как основного источника производительности. По М. Кастельсу информационный капитализм представляет собой состояние капиталистического хозяйства, основанное на системном использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обеспечивают преимущество капиталу, функционирующего в системе информационных сетей. Деловая активность в таких сетях происходит в реальном времени без пространственных ограничений, сопровождается трансформацией отдельных элементов организационно-экономических и социально-экономических отношений. В условиях развития информационных технологий определение ТНК в среде предпринимательских кругов большого бизнеса предлагается рассматривать как компанию, которая размещает свой административный центр в одной стране, производство – в другой, где дешевая рабочая сила, а прибыль оглашает в тех странах, где низкие налоги. Вообще, информационное общество продуцирует несколько направлений в развитии системы потребностей: с одной стороны это потребности народного хозяйства в знаниях, интеллектуальных технологиях, а следовательно, в новом, интеллектуальном типе работника; с другой – предполагает соответствующую (т.е. новую) структуру потребностей самого работника, значимость которых для развития экономической системы предопределена их побудительным (стимулирующим) свойством. В то же время современный этап развития общественно-экономической системы капитализма, характеризующийся обобществлением производства и труда требует существования определенной уравновешивающей силы субъекта, который бы обеспечивал не только экономическую, но и социальную справедливость воспроизводственного процесса, долгосрочное и конструктивное равновесие во взаимодействии разнонаправленных агентов в системе отношений, которые формируются на основе интеллектуальной и других форм собственности. Таким субъектом в экономической и социальной среде может выступать только государство. Определяющими экономическими функциями современного государства в развитых капиталистических странах уже давно являются: - обеспечение развития основных отраслей народного хозяйства на основе новейших технологий; - создание и развитие интеллектуальной инфраструктуры и механизмов продвижения новейших технологий на рынок в основные отрасли народного хозяйства; - социальная ориентация развития национальной экономической и хозяйственной системы; - содействие адаптации и развитию национальной экономики в глобализованном экономическом, политическом, информационном и социальном пространстве. Успешная реализация этих функций требует: во-первых, концентрации объектов государственной собственности в таких стратегических секторах экономики, как образование, наука, прикладное научно-исследовательское производство; во-вторых, обеспечение возможности активно влиять на процессы перераспределения ВВП, национального дохода; в-третьих, наличия в государстве четкого представления о приоритетных стратегических целях и механизмах использования бюджетных средств; в-четвертых, формирования эффективной концепции и модели взаимодействия государства и бизнеса, частного капитала в направлении совместного разрешения стоящих перед обществом задач. Примером системного подхода государства по выполнению названных функций в деле использования интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала может служить политика правительств США. Принятые основные правовые акты в 80‑90-х гг. ХХ ст. обеспечили в США формирование целого ряда организационно-экономических форм взаимодействия государства и корпоративного капитала относительно проведения и коммерциализации научно-исследовательских работ. К имеющимся уже структурам (Управления по научно-технологической политике администрации президента – УНТП, национального научного фонда США, национального института стандартов и технологий и Национального совета по науке и технологиям штатов и др.) были приобщены вновь созданные: сеть объединенных исследовательских венчурных компаний (ИВК), система Соглашений о кооперативных исследованиях и разработках (СКИР), «Программы передовых технологий» (ППТ) и др. Параллельно (но во взаимодействии с государственными институциями) проблемами научно-технического развития занимаются неправительственные организации – национальный исследовательский совет, Американская ассоциация развития науки и т.п. В 1997 г. было сформировано еще одну, весьма важную институцию – Инвестиционное партнерство США, объединившей усилия центральных и региональных органов власти, научных центров, представителей бизнеса в деле использования интеллектуальных и производственных ресурсов регионов страны. Как следствие – в США сконцентрировано около 70% прав всей мировой интеллектуальной собственности (а ежегодно страна расходует на НИР более 125 млрд. долл.), доходы от экспорта наукоемкой продукции достигают 740 млрд. долл. в год. Объем экспорта технологий из США превышает, к примеру, российский (и не в меньшем соотношении – украинский) более чем в 200 раз. Таким образом, государственная политика содействия интеллектуализации труда, формированию высокотехнологической структуры производства в основных отраслях и секторах народного хозяйства, прежде всего, должна обеспечить правовое поле такой направленности развития. Для Украины, к примеру, это означает: 1) безотлагательное принятие ключевых законов, определяющих единые правила игры в сфере высоких технологий – Закона Украины об интеллектуальной собственности и др.; 2) обеспечение государственного стимулирования (посредством налоговой и бюджетной политики) научно-исследовательских и конструкторских работ на макро- и микроуровнях; 3) обеспечение координирующей роли государством в инновационной направленности национальной экономики, в возрастании уровня её социализации. |