Основные виды физической культуры и спорта и их функции. Лекции для студентов 3-го курса дисциплине «Физкультура» « Основные понятия, определения. Цели и задачи дисциплины « Физическая культура». Виды физической культуры и спорта. Возрастные особенности занятий физической культурой и спортом». Введение. Понятие – это четкое значение слова или словосочетание, означающее конкретные явления, при этом выделяют самые основные, самые характерные признаки этого явления. Понятиями оперируют в науке. Чем четче понятия, тем дальше наука, и наоборот. Культура – это результат преобразовательной деятельности человека (умственная, духовная и физическая). «Физическая культура» – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических качеств и способностей. Физическая культура – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Основным признаком спорта является соревнование, сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (ответ на вопрос, кто лучше, кто сильнее, кто быстрее) Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования. Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды. Цель предмета физической культуры – формирование физической культуры личности. Для этого необходимо: 1) Определенный объем знаний о: a) морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма; b) влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (способностей): силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости 2) Овладение системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физических способностей. 3) Практическое применение знаний и умений в жизни. Регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня развития физических качеств, то есть достижение определенного уровня тренированности. Основные понятия и определения. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). На эти же изменения влияют и естественные факторы: возрастные изменения, условия жизни, наследственность. Физическое развитие рассматривается в двух значениях: как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни; как результат этого процесса, характеризующийся следующими показателями: рост, вес, жизненная емкость легких и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.). Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Определяется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степенью овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая). Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности. Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека. Физические упражнения – двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования. Основные виды физической культуры и спорта и их функции. Физическая культура Базовая ФК включает в себя: 1. Школьная ФК реализует базовое физическое воспитание. Здесь дается: аналитическая школа движения, это прежде всего элементарные гимнастические упражнения, способы их взаимосвязанного выполнения с целью научить человека управлять своими движениями; система упражнений для рационального использования сил – ходьба, бег, плавание, преодоление препятствий, метание и др.; школа единоборства, единодействия и взаимодействия – в сложных условиях и межличностных отношениях (игры, единоборства). Цель: обеспечить основное физическое воспитание и базовый уровень общефизической подготовленности. 2. Пролонгирующие разновидности ФК включают в себя секционные и самостоятельные занятия по ОФП. Это может быть усложненные элементы школьной ФК и другие средства и методы физического совершенствования. Главное – комплексность средств. 3. Базовый спорт – преимущественно ориентирует на достижение базовой/всесторонней физической подготовленности и оптимизирует общефизическую деятельность человека. Цель пролонгирующих разновидностей ФК и базового спорта: обеспечить дальнейшее повышение уровня базовой физической подготовленности или сохранение уже достигнутых способностей. Фоновая ФК: 1. Гигиеническая ФК. Утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, а также физические упражнения, не связанные со значительными нагрузками. 2. Оздоровительно-рекреативная ФК – это активный туризм, физкультурно-спортивные развлечения, охота. Цель: обеспечить здоровый отдых, удовлетворить эмоциональные потребности, связанные с содержательным, двигательным развлечением. В сочетании с другими видами ФК фоновая обеспечивает здоровье, высокую работоспособность. Профессинально-прикладная ФК: 1. Собственно профессионально-прикладная ФК. Назначение: подготовка человека к конкретной деятельности. 2. Военно-прикладная ФК – подготовка к военной специальности. 3. Производственная ФК осуществляется в условиях трудового дня/процесса с целью повышения производительности труда физического и умственного. Цель: обеспечение специальной подготовленности и профессиональной деятельности, оптимизировать ее и ее воздействие на организм. Оздоровительно-реабилитационная ФК: 1. Лечебная ФК – системное использование физических упражнений с лечебной целью, организованной в виде индивидуальных процедур, занятий урочного типа и др. Назначение: содействие восстановлению временно утраченных функциональных и приспособительных способностей организма в следствии травм, заболеваний. 2. Спортивно-реабилитационная ФК предусматривает восстановление человека после переутомления, связанного с физическими и психическими перенагрузками. Спорт: 1. Спорт высших достижений. Цель: достижение спортивных результатов. 2. Базовый спорт. |