Новые тенденции в художественной жизни страны 4.1. «Оттепель» в области литературы. • В результате изменений в общественно-политической жизни страны произошла реа- билитация многих деятелей литературы, в том числе А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. А. Пильняка, И. Э. Бабеля и др. Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто ранее неизвестные. Началась публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов («Юность», «Иностранная литература», «Наш современник» и др.). • Развивалась новая тематика и углублялась старая. Новое рассмотрение получила тема Великой Отечественной войны. Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», повести В. С. Гроссмана «Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Проблемы нравственных деформаций в обществе поднимались в рассказах Д. А. Гра- нина, А. Я. Яшина, Ю. П. Германа и др. Для культурной жизни страны стали характерны литературные вечера известных писа- телей и поэтов. • «Самиздат» (бесцензурная литература) получил распространение в конце 50-х гг. и сыграл значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором «самиз- дата» стало молодое поколение московской интеллигенции – писатели, поэты, философы, не желавшие следовать официальному курсу. Первый «самиздатовский» машинописный журнал «Синтаксис» был основан поэтом А. И. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Т. Твар- довского, Б. А. Ахмадулиной, Б. Ш. Окуджавы, В. Т. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков. В 1960 г. Гинзбург был арестован и отправлен в лагеря. «Самизда- том» публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сбор- ники начала века. Здесь же появлялись и произведения политической публицистики. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов – Ю. Г. Галан- сков, В. К. Буковский, Э. С. Кузнецов и др. 4.2. Живопись и скульптура. Происходило раскрепощение художественной жизни. Началась реабилитация искусства авангарда рубежа XIX–XX вв. и его теоретического насле- дия. Были организованы моноэкспозиции живописи П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, М. 3. Шагала. Прошли персональные выставки П. Пикассо, Ф. Леже. Состоя- лось знакомство советских людей с шедеврами кино итальянского неореализма (фильмами Росселини, Де Сантина, Кастеллани). Проводились также выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле («соцарт», абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм). В этот период продолжали активно работать художники – М. С. Саръян, Б. В. Иоган- сон, П. Д. Корин; скульпторы – Е. В. Вучетич, С. Т. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. К. Аникушин за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде, А П. Кибальников – за памятник В. В. Маяковскому в Москве. 4.3. Архитектура. В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроитель- ства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе в 1949–1953 гг. здание МГУ на Ленинских горах, архитектор Л. В. Руднев). Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций при- нимали участие архитекторы А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др. В 1954–1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В. И. Ленина в Лужниках (архитекторы А. В. Власов, Н. Уллас Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» 918 и др.). В 1961 г. по проекту М. В. Посохина был построен Кремлевский Дворец съездов, в 1965–1967 гг. – здание СЭВ в Москве. В 1956–1957 гг. осуществлен проект планировки квар- тала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Дальнейший жилищный бум привел к застройке городов тысячами стандарт- ных жилых комплексов из крупнопанельных блоков. 4.4. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны Десятая и Одиннадцатая симфонии Д. Д. Шостаковича, балеты «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Тропою грома» К. А. Караева. Мировое признание получили советские пиа- нисты С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, скрипач Д. Ф. Ойстрах. 4.5. Кинематограф. В 50—60-е гг. отечественный кинематограф переживал новый этап своего развития (распространилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы М. М. Хуциева «Весна на Заречной улице»; А. Г. Зархи «Высота»; И. Е. Хейфица «Большая семья», «Доро- гой мой человек». По-новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах «Летят журавли» М. К. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая, «Судьба человека» С. Ф. Бондарчука, в которых утверждалась «окопная» правда. На эти годы приходится начало творческой дея- тельности таких режиссеров, как Г. Н. Данелия, Г. А. Панфилов, В. Н. Наумов, А. С. Конча- ловский и др. Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» 919 Новое идеологическое |