Научно-техническая революция в СССР Образование 2.1. Система образования. • На основании закона о реформировании средней школы (1958) до середины 60-х гг. был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя школа заме- нялась трех летней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изме- нения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремеслен- ных и других училищ создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ). Однако перестройка школы с включением производственного обучения оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного. • Высшая школа получила огромное развитие. В 1950–1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766), а число студентов составило 2200 тыс. В то же время не были преодолены пережитки «классового подхода». Молодежь с тру- довым стажем имела преимущества при зачислении в вузы. 2.2. Система «коммунистического воспитания». Партийным руководством ставилась цель создания «всех необходимых идеологических и культурных условий для победы ком- мунизма». Способствовать решению задачи нравственного воспитания советских людей в духе коммунистической морали была призвана система культурно-просветительных учре- ждений: клубы, красные уголки, библиотеки, народные университеты. В 1964 г. в стране функционировало до 10 тыс. народных университетов, в которых обучалось почти 2 млн человек и работало на общественных началах около 120 тыс. пред- ставителей интеллигенции. Решению поставленных задач служили также партийные, ком- сомольские и пионерские организации в школах, вузах, на предприятиях, организованное движение бригад и ударников коммунистического труда. В целях пропаганды передового опыта проводились Всесоюзные совещания передовиков, соревнования бригад и ударников коммунистического труда под лозунгом: «Учиться, работать и жить по-коммунистически». Особое внимание в деле «коммунистического воспитания» уделялось преподаванию общественных дисциплин в вузах и техникумах, созданию новых учебников по истории КПСС, философии, политической экономии и научному коммунизму, проводились Всесо- юзные конкурсы по проблемам общественных наук среди учащейся молодежи. Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» Научно-техническая революция в СССР 3.1. Ускорение темпов научно-технического прогресса. В качестве центральной в период реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уро- вень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, в Крыму, Поволжье и т. д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республикан- ские Академии наук. В подмосковном городе Дубна был создан Международный центр ядер- ных исследований. 3.2. Основные направления научно-технических изысканий. • В области физики и химии. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б. Н. Константинов, П. Л. Капица, А. А. Логунов и др.), атомной физики (И. В. Курчатов, А. П. Александров, Я. Б. Зельдович, А. Д. Сахаров и др.). Нобелевской пре- мией были отмечены достижения советских химиков и физиков – Н. Н. Семенова, И. Е. Тамма, Л. Д. Ландау, П. А. Черенкова, И. М. Франка, Н. Г. Басова, А. М. Прохорова. В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон, что привело к разви- тию нового направления – физики высоких и сверхвысоких энергий. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер; разработанные пластические массы превосходили по своим свойствам металлы. • Самолетостроение и космонавтика. Крупным достижением советской техники яви- лось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С. П. Королев, М. В. Келдыш, М. К. Янгель и др.) в освоении кос- мического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автомати- ческие станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного простран- ства. • Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и био- физики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е. О. и В. Е. Патонов). 3.3. Гуманитарные науки. Изменения, происходившие в обществе, оказали непосред- ственное влияние на развитие гуманитарного знания. Обновление коснулось философии, истории, языкознания, экономики, что нашло свое отражение в новых академических изда- ниях. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации. • Одновременно гуманитарные науки использовались в деле идеологизации знания. Для «дальнейшего улучшения коммунистического воспитания» подрастающего поколе- ния в школах и вузах были введены новые общественные дисциплины: «Обществоведе- ние», «Основы научного коммунизма», «Основы научного атеизма». Повсеместно вводилась система политзанятий на предприятиях, в учреждениях, армии; открывались университеты марксизма-ленинизма. Еще раньше, сразу после войны, для подготовки руководящих пар- тийных кадров в Москве была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС, Всесо- юзное общество по распространению политических и научных знаний (позднее Всесоюзное общество «Знание»). Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» 917 |