в) волостные суды, причины их создания и порядок формирования. · Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости. Волостной суд состоял из четырёх судей. Кандидаты в судьи выбирались сельскими обществами на своих сходах, по одному от общества. Обычно сельских обществ в волости было более четырёх, поэтому земский начальник выбирал из всех кандидатов четырёх действующих судей (а одного из них назначал председателем), а все остальные оставались резервными кандидатами и могли занять должность судьи, если действующий судья более не мог исполнять свои обязанности. Судьи выбирались на три года. Волостные судьи выбирались из домохозяев, не моложе 35 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом и следствием, не занимавшихся «раздробительной продажей питей» (то есть не содержавших заведения с продажей спиртного в розлив), не занимавших другие должности в волости. Избрание могло быть произведено без согласия кандидата, который имел право отказаться, только если был старше 60 лет, или был одержим телесными недугами, или уже отслужил один срок по выборам. Волостной суд собирался не менее двух раз в месяц. Судопроизводство носило упрощенный характер, следовавший из отсутствия у судей всякой профессиональной подготовки (даже требование грамотности для волостных судей было рекомендательным). Суд мог выносить решения по устным жалобам, не вел протокола, порядок судопроизводства был свободным. Решения суда оформлялись письменно. Суд не был обязан ссылаться на действующее право и часто действовал по местным обычаям. Деятельность волостных судов вызывала большие нарекания — судьи часто были пристрастны, брали мелкие взятки, решения были непредсказуемыми. Идея дать волостным судам кодекс, построенный на анализе сложившейся практики этих судов, оказалась невыполнимой — суды действовали бессистемно и не смогли выработать понятное и воспроизводимое обычное право. Основной принцип деятельности волостного суда состоял в том, что его юрисдикция была строго ограничена крестьянами волости и, в некоторых случаях, приписанными к волости лицами податных сословий (мещанами, официально проживавшими в волости, и при этом исключенными из городских мещанских обществ). Все споры между крестьянами волости и не относящимися к волости лицами разрешал земский начальник (при сумме до 300 рублей), либо мировой судья (при сумме от 300 до 500 рублей), либо суд общей юрисдикции. Волостной суд не был никаким образом встроен в систему судов общей юрисдикции (мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты, сенат). Он был подчинен параллельной системе судебно-административных установлений (земские начальники и городские судьи, уездные съезды, губернские присутствия), все части которой (кроме городских судей) именовались «установлениями, заведующими крестьянскими делами». Ни одно дело, рассматриваемое внутри этой системы, не могло быть обжаловано в судах общей юрисдикции. Волостной суд, нижнее звено системы, был чисто судебным учреждением. Все вышестоящие звенья были судебно-административными, то есть имели смешанные распорядительные и судебные полномочия. Аналога волостного суда в городах не существовало, нижней инстанцией системы для горожан был городской судья. Волостной суд находился под наблюдением земского начальника, своего рода апелляционной инстанции, которому подавались и все жалобы на решения суда. Земский начальник имел право утвердить любое обжалуемое решение суда, но если назначенное судом наказание превысило три дня ареста или 5 рублей штрафа, не мог своей властью его отменить, а должен был передать дело в уездный съезд. Жалобы на эти решения земских начальников и уездных съездов могли, в свою очередь, подаваться в губернское присутствие, своего рода кассационную инстанцию. Гражданские дела. Волостной суд был полномочен разрешать следующие дела: · Споры и тяжбы между крестьянами об имуществе, входящем в состав крестьянского надела. · Любые имущественные споры между лицами, подведомственными суду (крестьянами волости и мещанами, приписанными к волости), ценой до 300 рублей; за исключением исков о праве собственности, основанных на крепостных актах (то есть нотариально заверенных). · Имущественные иски к крестьянам волости до 300 рублей от посторонних лиц, если эти лица сами избрали для процесса волостной суд. · Дела по наследованию имущества крестьян (по наследованию надельного имущества — без ограничения стоимости, по наследованию прочего имущества — в пределах 500 рублей). Административные правонарушения и мелкие уголовные дела (законодательство Российской империи объединяло их под названием «наказаний, налагаемых мировыми судьями»). Волостной суд был полномочен выносить решения по следующим обвинениям, но только при условии, что наказанием был выговор, арест на срок не более 15 дней (за кражу, мошенничество, мотовство и пьянство арест мог быть до 30 дней) или штраф на сумму не более 30 рублей: · Ослушание полицейским и другим стражам, их оскорбление. · Распространение ложных слухов. · Ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйство. Те, кто не мог заплатить штраф, могли в добровольном порядке отсидеть арест, из расчета 2 рубля за день. До 1903 г. волостной суд также мог назначать наказание розгами не свыше 20 ударов для крестьян мужского пола, не имевших образовательного ценза, не занимавших должностей, не служивших в военной службе, не страдавших предусмотренными в законе болезнями и не достигших 60-летнего возраста. !!!! №3. Реформирование основных институтов правоохранительной системы: а) институт судебных следователей; 8 июня 1860 г. был издан царский указ об отделении следствия от полиции. Одним из важнейших направлений судебной реформы, проводившейся в России в 60-ые годы XIX века, являлось введение института судебных следователей. Права и обязанности судебного следователя подробно регламентировались в утверждённых 8 июня 1860 года «Учреждении судебных следователей», «Наказе судебным следователям», а также принятых 20 ноября 1864 года «Учреждении судебных установлений» и «Уставе уголовного судопроизводства». статус судебных следователей: · данные должностные лица относятся именно к судейскому корпусу с вытекающими отсюда гарантиями, связанными с их статусом. Прежде всего, имеется в виду их независимость при осуществлении процессуальных полномочий; · судебные следователи были компетентны самостоятельно осуществлять предварительное следствие по делу; · полномочия, выполняемые судебными следователями, обусловлены целями стадии предварительного расследования, т.е. установление виновного лица и решение вопроса о том, должно ли дело быть направлено в суд. Полномочия судебного следователя можно разделить на три группы: Полномочия, связанные с началом следствия. Судебный следователь был уполномочен расспрашивать объявителя или жалобщика об обстоятельствах происшествия или об известных ему признаках преступного деяния, принимать явку с повинной, сообщать прокурору об отсутствии достаточных оснований к производству следствия Полномочия, связанные с ведением следствия. Судебный следователь был уполномочен самостоятельно производить осмотры и освидетельствования , производить обыски и выемки в домах, собирать и сохранять вещественные доказательства, допрашивать обвиняемого , допрашивать свидетелей, составлять протоколы предварительного следствия Полномочия, связанные с заключением следствия. Судебный следователь был уполномочен по окончании предварительного следствия, предъявив обвиняемому следственное производство: проверять новые обстоятельства, на которые укажет обвиняемый, объявлять участвующим в деле лицам о том, что следствие закончено, и отсылать всё производство к Прокурору По смыслу Устава уголовного судопроизводства, при осуществлении данных полномочий судебный следователь, не выполняя ни обвинительных, ни защитных функций, должен был беспристрастно расследовать преступление, устанавливать виновное лицо, решить вопрос о дальнейшем направлении дела. б) реформирование прокуратуры; При подготовке судебной реформы была поставлен вопрос о реорганизации прокуратуры. Во главе прокуратуры был поставлен генерал – прокурор, бывший одновременно и министром юстиции. Органы прокуратуры создавались при судебных учреждениях. При сенате состояли обер-прокуроры и их товарищи в каждом из кассационных департаментов, а также и в общем собрании департаментов сената. Судебные уставы изменили функции прокуратуры. Она превратилась в орган судебного надзора (до реформы прокуратура осуществляла общий надзор), поддерживала обвинение, представляла интересы государства в судебном процессе, контролировала ход следствия и места лишения свободы. Возглавлялась прокурорская система генерал – прокурора. При сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах – должности прокуроров и товарищей прокуроров. По представлению министра юстиции все прокуроры назначались императором. В судебных палатах прокуратуру представляли прокурор судебной палаты и его товарищи, количество которых определялось штатами. В окружных судах учреждались прокуроры и товарищи прокурора окружного суда. Из товарищей прокурора окружного суда один состоял при окружном суде, а прочие в других городах округа данного окружного суда. В местных судебных органах прокурорские должности не учреждались, в съездах мировых судей прокурорские обязанности осуществлялись одним из товарищей прокурора окружного суда. Судебная реформа установила, что сущность прокурорской обязанности заключается: 1) в надзоре за единообразным и точным соблюдением законов; 2) в обнаружении и преследовании перед судом всякого нарушения законного порядка и в требовании распоряжений к его восстановлению; 3) в даче суду предварительных заключений в случаях, означенных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства в) создание российской адвокатуры и её система; Одним из новшеств, которое принесла в Россию судебная реформа, было создание адвокатуры, имевшее большое значение для обеспечения независимости суда и принципа законности в уголовном и гражданском процессах. судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура. Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей: 1) по избранию и поручению лиц обратившихся к ним за юридической помощью; 2) по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда. Кто мог быть присяжным поверенным? 1. Имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат). 2. Прослужившие не менее 5-и лет по судебному ведомству на должностях позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел. 3. Помощники присяжных поверенных, бывших таковыми не менее 5 лет. В соответствии с Положением существовали условия, при которых человек не мог стать присяжным поверенным. Перечислим их. 1) моложе 25 лет; 2) иностранцы, т.е. не российские подданные; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья; 5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; 6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами; 7) исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 8) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных. Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет поверенных, указав в нем необходимые, в соответствии с законом, сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте. Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом. В случае принятия в присяжные поверенные приносилась присяга по правилам вероисповедания принимаемого. После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось. Кандидатура утверждалась (или не утверждалась) министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате. Г) нотариат. После судебной реформы, частью которой являлось и Положение о нотариате 1866 г., были упразднены все прежние учреждения крепостных дел и должности чиновников при них, которые ведали не только сделками на землю, но и на все недвижимое имущество, в том числе и на крепостных крестьян и дворовых людей. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы, а должности маклеров и «публичных нотариусов» были упразднены. Таким образом, нотариат стал самостоятельным правовым институтом, а нотариусы – должностными лицами при соответствующих окружных судах, наделенными властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Нотариусы относились к «судебным» чинам наряду с прокурорами, канцеляристами, судебными приставами. Таким образом, были обозначены главные принципы организации нотариата в России. Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса, после назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных, так как при исполнении должностных обязанностей надо было установить личность сторон, проверить их правоспособность и дееспособность, проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлины и сборы, на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге. 4. Процессуальное законодательство по судебным уставам 1864 года: а) гражданский процесс по судебным уставам: - подсудность мировых судей; - подсудность окружных судов; - исполнение судебных решений; - пересмотр судебных решений; б) уголовный процесс: - подсудность общих судебных мест; - подсудность волостных судов; - компетенция кассационных инстанций. |